Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы развития экономической теории и основные экономические школы
2.1 Этапы развития экономической теории
Современная экономическая теория - вершина многослойной пирамиды (системы) экономических знаний, накопленных человечеством за последние 400 лет. Первый этап зарождения экономической теории охватывает эпоху рабовладельческого и феодального общества, т.е. отражает взгляды дорыночной эпохи с преобладанием натурального хозяйства[4]. В XVI в., после великих географических открытий, стали быстро развиваться товарно-денежные отношения. Началась систематизация экономических знаний. Возник меркантилизм как первая система экономических знаний и второй этап становления экономической теории. В период возникновения капитализма (в XVII в.) французский экономист Антуан де Монкретьен назвал экономику «политической экономией» («Трактат политической экономии», 1615 г.). Так возникла самостоятельная наука - политическая экономия. Третий этап ее становления как самостоятельной науки связан с зарождением школы физиократов в середине XVIII в. (Ф. Кенэ, А. Тюрго), которые (в отличие от меркантилистов) поставили в центр экономической науки не торговлю, а производство товаров и услуг. Четвертый этап - развитие классической школы политической экономии, возникшей в последней трети XVIII в. (А. Смит) и получившей наивысшее развитие в XIX в. (Д. Рикардо, К. Маркс). Ее основные положения сохраняют принципиальное значение до настоящего времени, т.е. развиваются и обогащаются в современных научных школах, зарождавшихся из классицизма и его критики на протяжении 200 лет. В XVI-XVII вв. начинают зарождаться первые экономические школы. История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.
Таблица 2.1 Основные экономические школы[5]
2.2. Меркантилизм – первая школа экономической теории Это своё название меркантилизм получил от итальянского mercante (торговец) не случайно. «Героями» той эпохи заката феодализм (16-18 века) были купцы, нуждавшиеся в теориях о развитии доходной торговли. Меркантилисты ориентировались на решение практических задач и выработку рациональной экономической политики государства. В свете этого их основные идеи можно свести к трём ключевым пунктам: 1) главное богатство общества - деньги, сокровища (золото, серебро) 2) источник этого богатства - сфера обращения (внешняя торговля и денежный оборот) 3) государство должно активно вмешиваться в экономику, целенаправленно помогая обогащению нации. Отсюда и приоритет в политике меркантилизма - обеспечение накопления в стране денежного богатства. В период раннего меркантилизма это достигалось с помощью административных мер [запрет вывоза денег за рубеж; ограничение ввоза товаров (ради экономии денег); наращивание добычи золота, серебра и пр.]. За столь одностороннее пристрастие к деньгам (а ведь есть ещё и товары) меркантилизм на его первом этапе часто называют монетаризмом (Монетаризм (от лат. moneta) - (1) идеи, преувеличивающие роль денег в обществе; (2) в современном значении: (а) теория о решающем влиянии денежной массы на экономику и важности в связи с этим поддержания соответствия между количеством денег и количеством товаров в обращении; (б) политика сдерживания денежной массы в обращении с целью уменьшения роста цен)).
2.3. Классическая политическая экономия В отличие от меркантилизма классическая доктрины, вошедшие в историю под общим названием классической политической экономии (XVII-XIX века), базировались на трёх взаимосвязанных положениях: 1) богатство страны составляют не деньги, а необходимые для жизни людей " простые продукты"; 2) их же может дать только материальное производство; 3) а чтобы последнее было эффективным, нужна экономическая свобода. При этом одна часть классиков (физиократы) выступала за приоритет в экономике сельского хозяйства (физиократия, в переводе с греческого, означает власть природы). Другие полагали, что всякое производство (а не только земледелие) приносит обществу свои плоды. Яркими представителями классической политэкономии были британские экономисты Адам Смит (1723-1790) и Дэвид Рикардо (1772-1823). Они выдвинули целый ряд новых идей и теорий, из которых наиболее актуальной и по сей день является проблема мотивов и стимулов хозяйственной деятельности человека. Какие политико-экономические условия должны быть в обществе, чтобы максимально благоприятствовать росту его богатства? Первейшее условие - свободная и конкурентная рыночная экономика. Смит, в частности, был активным сторонником либерализма. Либерализм (от лат. liberalis - свободный) - это идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее тех, кто выступает за парламентский строй в государстве, за гарантии широких прав и свобод личности (прежде всего пр а ва частной собственности и индивидуального предпринимательства) и в то же время за социальную ответственность каждого человека за своё поведение в обществе (он должен материально обеспечивать себя и свою семью, соблюдать законы, уважать собственность и права других людей, проявлять терпимость к инакомыслию, иной вере и пр.)[6]. 2.4 Марксистская политическая экономия Классическая политэкономия и либерализм – это идеология самостоятельных, сильных и творчески активных личностей, из которых постепенно формировался класс частных предпринимателей, класс буржуазии. Однако б о льшую часть бурно развивающегося капиталистического общества составлял не он, а класс наёмных рабочих - пролетариат. Его экономические интересы выразили немецкие теоретики Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895), а следом за ними российский социалист Владимир Ленин (1870-1924). Согласно марксизму, капиталистическое общество природно является классово-антагонистическим (от греч, antagоnisma - борьба), то есть населено непримиримо враждебными двумя основными классами - буржуазией (эксплуататоры) и пролетариатом (эксплуатируемые). Никакие компромиссы между ними и никакие реформы капитализма (его мирное и постепенное переустройство) невозможны. Речь может идти только о ликвидации буржуазии как класса, об уничтожении частной собственности и строя в целом.
2.5 Экономикс – курс на «неполитическую» экономию В поисках ответов на эти вопросы ряд исследователей не согласился с непримиримыми марксистами. Капитализм, рассуждали они, в самом деле встаёт на ноги грубо и жёстко, но это лишь " трудное детство" нового строя, его начальная " лихая пора". Вырвавшись на свободу из феодальной темницы, пишет английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924), наиболее ловкие и энергичные предприниматели " ринулись вперёд подобно исполинскому дикому чудовищу, не разбирая дороги" и сея несправедливость и преступления. Причём это не удивительно, ибо нувор и ши той " чистоганной" эпохи нередко отличались невежеством, дикостью, неблагородством, духовной и нравственной недостаточностью. Не случайно и Пётр Чаадаев пророчествовал (лет за 60 до трагедии октября 1917): " Социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его противники" (49-213). Однако столь вопиющая жёсткость капитализма противоестественна, временна и исправима. Новый общественный строй можно и нужно реформировать, совершенствовать, чтобы: 1) полнее использовать преимущества свободного производства (личную инициативу, мощные стимулы к труду, рациональность в применении капитала) и в то же время 2) сгладить его негативные стороны. В итоге капитализм постепенно придёт к отношениям " межклассовой доброжелательности" (Маршалл), социального партнёрства, согласия в обществе и окажется эффективнее и справедливее, чем социализм с его убивающей энергию людей обшей собственностью и неизбежным порождением в них лени и«иждивенчества. Из подобных взглядов в 1870-х годах зародилась особая линия в экономической теории - линия экономикс (от англ. economics - экономика; хозяйственная жизнь; экономическая наука). Ныне она завоевала ведущие позиции повсюду в мире. Её сторонники взяли курс на сознательный уход от классово-политических оценок экономических процессов, на идеологически нейтральное исследование " чистой экономики". Не случайно было изменено даже само название науки: с политической экономии на экономике. Для марксистов-ленинцев словосочетание «политическая экономия» принципиально важно: оно жёстко связывает воедино экономику и политику. " Политика - это концентрированная экономика" (Ленин).
2.6 Капитализм и его формы Капитализм - это социально-экономический строй, который основан: а) на частной собственности на средства производства, б) на свободном (в рамках законов) предпринимательстве индивидов, в) на вольнонаёмном труде, г) на рыночных принципах и д) на распределении благ по капиталу и труду[7]. С высоты исторического опыта многих стран условно можно выделить четыре основных типа капитализма (таблица 2.2.). Начальный капитализм - период стихийного становления рыночной системы и " первоначального накопления капитала" (Смит), при котором нужные для старта бизнеса средства концентрируются в руках небольшой группы самых энергичных людей, способных к предпринимательству.
Таблица 2.2 Характеристика основных типов капитализма[8]
Остальные три типа капитализма различают в зависимости от того, в чьих руках сосредоточены главные рычаги экономической и политической власти и какова форма этой власти в обществе - бюрократия, олиг а рхия1 или демократия. Так, бюрократический капитализм (или госкапитализм) предполагает, что экономикой и другими сферами общественной жизни безраздельно распоряжается государство, т.е. прежде всего его бюрократический аппарат, многочисленное племя чиновников. Отсюда неизбежны чрезмерное вмешательство госорганов в деятельность граждан (жёсткий контроль, предписания, проверки, регистрации, разрешения), чиновничий произвол, коррупция, сговор бюрократов и силовиков с преступниками, расцвет теневой экономики, низкий уровень жизни большинства населения на фоне сверхбогатства коррумпированного чиновничества и верхушки бизнеса. При олигархическом капитализме экономика и власть находятся в руках узкой, спаянной общими корыстными интересами группы так называемых олигархов - влиятельных " свояков” из важных сфер социальной жизни (из политики, госуправления, бизнеса и др.). В отличие от этого демократический капитализм (или цивилизованный капитализм) возможен только в условиях зрелой и подлинной демократии, когда народ сам избирает и активно контролирует власть и когда гарантированы права и свободы личности. Здесь эффективно действует разноукладная, социально-рыночная экономика (свободный конкурентный рынок и социальные гарантии гражданам), работает огромная масса средних и малых бизнесов.
2.7. Неоклассическое и кейнсианское направления Неоклассическое направление возникло ещё в 70-х годах XIX века. Оправдывая своё название, новые классики (нео: от греч. neos - новый), или (неоконсерваторы, как их ещё стали называть, обосновывали и защищали принцип экономической свободы. Их главная идея состояла в том, что: а) частнопредпринимательская рыночная система (с её автоматическими регуляторами и стимулами) способна к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. Поэтому б) государству не следует вмешиваться в конкурентный рыночный механизм, оно должно лишь создавать благоприятные условия для его действия. Неоклассические доктрины были популярны до 30-х годов XX века, когда их потеснило кейнсианство, названное так по имени английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Дело в том, что чрезвычайно разрушительный мировой экономический кризис 1929-1933 годов подвёл ряд экономистов к двум главным выводам: (1) рынок не способен обеспечить стабильность хозяйственного развития и успешное решение социальных проблем, поэтому (2) государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства. В этом суть кейнсианской концепции[9]. Одна из ключевых идей Кейнса - эффективный спрос. По его мнению, спрос (т.е. потребность населения в предметах потребления, а фирм - в средствах производства) хронически отстаёт от производства. Поэтому государство должно поддерживать его на таком " эффективном" уровне, который бы обеспечивал уверенное развитие экономики и полную занятость. Для этого необходимо всемерно стимулировать расширяющие производство частные инвестиции (Инвестиция (от лат. investire - облачать, одевать) — капиталовложение). а именно: а) поощрять кредиты (через изобилие денег в стране и возможность их заимствования под низкий процент) б) допускать умеренную инфляцию (растущие цены привлекают предпринимателей, побуждая их к расширению производства и торговли).
3. Обобщенная характеристика основных направлений развития экономической теории
Таблица 3.1.Обобщённая характеристика основных направлений развития экономической теории[10]
В заключение вопроса об основных направлениях развития экономической мысли дадим их краткую, обобщённую характеристику (табл. 3.1) и сделаем важный вывод о том, что ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, поскольку выступает с позиций определенной социальной группы и определенного периода. Значит, общество не должно оказываться в плену отдельных теорий. Его развитие направляется общенациональными интересами, которые складываются в трудном поиске общественных компромиссов. При этом главное - необходимо избегать непродуктивной, разрушительной конфронтации, умножая точки согласия и сотрудничества между людьми.
Заключение
Предмет экономической теории как самостоятельной области знаний появился около 300 лет назад, когда зародилась политическая экономия — предвестник будущей экономической теории. Выделяют следующие этапы развития экономической мысли: Первый этап — эпоха меркантелизма. Представители этой школы А. Монкретьен, Т. Мен, Дж. Стюарт. Их основные идеи сводились к тому, что богатством общества являются исключительно драгоценные металлы или металлические деньги, а источником увеличения богатства — внешняя торговля. Второй этап — эпоха физиократов. Их учение возникло во Франции в середине XVIII в. Основоположниками этой школы были Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо. Они перенесли свой анализ экономических процессов из сферы обращения в сферу материального производства, прежде всего в сельское хозяйство. Третий этап — период классической школы буржуазной политической экономии.Ее основоположниками являются английские экономисты У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. Главное в их учении состоит в том, что богатством народов является стоимость, которая лежит в основе заработной платы, прибыли и земельной ренты. Четвертый этап — развитие марксистской политической экономии. Основоположниками ее являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская политическая экономия дала ответы на многие экономические вопросы, которые уже были поставлены предшественниками и в определенной степени разработаны, в частности: о трудовой теории стоимости, о законе прибавочной стоимости, учение об экономических формациях и общественных способах производства, о диалектическом единстве производительных сил и производственных отношениях и др.
Список использованных источников
1. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория [Текст]: учеб. пособие – 4-е изд., перераб. и дополн. / В.З. Баликоев. – М.: Приор, Новосибирск: ЮКЭА, 2015. 2. Блауг, М. Экономическая теория в ретроспективе: Пер.з англ. [Текст] / М. Блауг. - М.: Основы, 2014. 3. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов. – МГЮА – 2-е изд., перераб. и дополн. / Е.Ф. Борисов. – М.: Проспект, 2015. 4. Гриценко А. Экономическая теория в современном мире / А. Гриценко // Вопросы экономики. - 2015. - №10. - С. 40 - 54. 5. Гриценко, А.А. Политическая экономия: актуализация проблематики, методологический потенциал и сопряженность с институционализмом / А.А. Гриценко // Экономическая теория. - 2012. - №1. - С.5-20 6. Добрынин, А.И. Общая экономическая теория [Текст]: учебное пособие / А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева. – Спб.: Питер, 2014. 7. Иохин, В.В. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / В.В. Иохин. – М.: Экономист, 2014. 8. Злупко, С. М. История экономической теории [Текст]: учеб. / С. М. Злупко. - М.: Знание, 2015. 9. История экономических учений [Текст]: учебник / под ред. Тарасевича В. М., Петруни Ю.С. - М.: " Центр учебной литературы", 2013. - 352 с. 10. История экономических учений [Текст]: учебник: в 2 ч. / В.Д. Базилевич, П. Леоненко, Т. В. Гайдай; под ред. В.Д. Базилевича. - 4.2 - 2-е изд., Перераб. - М. Знание, 2015. - 567 с. 11. Мацелюх, Н.П. История экономики и экономической мысли. Политическая экономия. Микроэкономика. Макроэкономика. [Текст]:. 2-е изд. перераб. и доп. / Мацелюх Н.П., Максименко. " Центр учебной литературы", 2014. - 382 с. [1] Мацелюх, Н.П. История экономики и экономической мысли. Политическая экономия. Микроэкономика. Макроэкономика. [Текст]:. 2-е изд. перераб. и доп. / Мацелюх Н.П., Максименко. " Центр учебной литературы", 2014. С. 117. [2] Иохин, В.В. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / В.В. Иохин. – М.: Экономист, 2014. С. 124. [3] Иохин, В.В. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / В.В. Иохин. – М.: Экономист, 2014. С. 131. [4] Мацелюх, Н.П. История экономики и экономической мысли. Политическая экономия. Микроэкономика. Макроэкономика. [Текст]:. 2-е изд. перераб. и доп. / Мацелюх Н.П., Максименко. " Центр учебной литературы", 2014. С. 182
[5] Баликоев, В.З. Общая экономическая теория [Текст]: учеб. пособие – 4-е изд., перераб. и дополн. / В.З. Баликоев. – М.: Приор, Новосибирск: ЮКЭА, 2015. С. 120.
[6] Иохин, В.В. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / В.В. Иохин. – М.: Экономист, 2014. С. 159. [7] Добрынин, А.И. Общая экономическая теория [Текст]: учебное пособие / А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева. – Спб.: Питер, 2014. С. 129. [8] Борисов, Е.Ф. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов. – МГЮА – 2-е изд., перераб. и дополн. / Е.Ф. Борисов. – М.: Проспект, 2015. С. 201.
[9] История экономических учений [Текст]: учебник / под ред. Тарасевича В. М., Петруни Ю.С. - М.: " Центр учебной литературы", 2013. С. 152
[10] Злупко, С. М. История экономической теории [Текст]: учеб. / С. М. Злупко. - М.: Знание, 2015. С. 148.
|