Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Программа элективного курсаСтр 1 из 17Следующая ⇒
На заседании РМО учителей директор МОУ СОШ №2 с УИОП биологии п. Восточный (Протокол № 6 от 17. 05. 06.) 30. 08. 07. (Чушков Г.В.)
Автор: Маслак Екатерина Николаевна - учитель биологии высшей категории
п. Восточный – 2007
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, она разработана для учащихся 11 класса.
Темы «Молекулярная биология» и «Генетика» - наиболее интересные и сложные темы в общей биологии. Эти темы изучается и в 9, и в 11 классах, но достаточного количества часов на отработку умения решать задачи в программе не предусмотрено, поэтому без дополнительных занятий научить школьников решать их невозможно, а это предусмотрено стандартом биологического образования и входит в состав КИМов ЕГЭ (задания №5 и №6 в части С) Цель элективного курса: создать условия для формирования у учащихся умения решать задачи по молекулярной биологии и генетике разной степени сложности через
· краткое повторение материала, изученного по темам «Молекулярная биология» и «Генетика»
· выявление и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся по темам и умениях решать задачи, положенные по школьной программе
· обучения учащихся решению задач по молекулярной биологии и генетике повышенной сложности
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
1. Введение. Белки: актуализация знаний по теме (белки-полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке), решение задач
2. Нуклеиновые кислоты: актуализация знаний по теме по теме (сравнительная характеристика ДНК и РНК), решение задач
3. Биосинтез белка: актуализация знаний по теме (код ДНК, транскрипция, трансляция – динамика биосинтеза белка), решение задач
4. Энергетический обмен: актуализация знаний по теме (метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция; этапы энергетического обмена: подготовительный, гликолиз, клеточное дыхание), решение задач
5. Рубежная диагностика: контрольная работа
6. Генетические символы и термины.
7. Законы Г. Менделя: актуализация знаний по теме (закономерности, установленные Менделем при моно - и дигибридном скрещивании), тестовый контроль умения решать задачи на законы Менделя, предусмотренные программой, решение задач на моно – и дигибридное скрещивание повышенной сложности
8. Неполное доминирование: актуализация знаний по теме, решение задач по теме повышенной сложности
9. Наследование групп крови: актуализация знаний по теме, решение задач.
10. Генетика пола; наследование, сцепленное с полом: актуализация знаний по теме (хромосомное и нехромосомное определение пола в природе), решение задач на сцепленное с полом наследование повышенной сложности
11. Решение комбинированных задач.
12. Взаимодействие генов: актуализация знаний по теме (взаимодействие аллельных и неаллельных генов), решение задач повышенной сложности на все виды взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерию
13. Рубежная диагностика: игра «Бег с барьерами»
14. Закон Т. Моргана: актуализация знаний (почему Т. Морган, ставя цель опровергнуть законы Г. Менделя, не смог этого сделать, хотя получил совершенно другие результаты?), решение задач на кроссинговер, составление хромосомных карт.
15. Закон Харди – Вайнберга: лекция «Вслед за Харди и Вайнбергом, решение задач по генетике популяций.
16. Генетика человека: актуализация знаний по теме, термины и символы, решение задач.
17. Заключительное занятие. Итоговая диагностика: решение занимательных задач.
Контроль: ученик получает «зачет» по итогам:
· выполнения контрольной работы по молекулярной биологии
· заполнения кроссворда «Генетические термины»
· выполнения заданий тестового контроля №1 и №2
· решения задач в игре «Бег с барьерами»
· выполнения итоговой контрольной работы (решения занимательных задач повышенной сложности) Календарно – тематическое планирование курса:
Список использованной литературы: · Багоцкий С.В. «Крутые» задачи по генетике» (журнал «Биология для школьников» №4 – 2005)
· Гуляев Г.В. «Задачник по генетике» (М.«Колос», 1980)
· Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» (Киров, пед. инст., 1995)
· «Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы» (г. Волгоград, изд. «Учитель», 1995)
· Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982)
· «Краткий сборник генетических задач» (Ижевск, 1993)
· Методическая разработка для уч-ся биологического отделения ВЗМШ при МГУ «Законы Менделя» (Москва, 1981)
· Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по общей генетике (Пермь, мед. инст. 1986)
· Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии (Москва, 1981г.)
· Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» (Изд. МГУ, 1985)
· Сборник задач по биологии (учебно-методическое пособие для поступающих в мед. инст.) Киров, 1998
· Соколовская Б. Х «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981)
· Фридман М.В. «Задачи по генетике на школьной олимпиаде МГУ» (журнал «Биология для школьников» №2 – 2003)
· Щеглов Н. И. «Сборник задач и упражнений по генетике» (МП «Экоинвест», 1991)
|