Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологическое понятие личности






Личность в социологии.

Человек– как представитель человеческого рода (homo sapiens), это самое общее понятие. Индивид понимается как конкретный человек (Иванов Иван Петрович) Личность - это совокупность (система) социально значимых ка­честв, характеризующих индивида как члена того или иного общест­ва, как продукт общественного развития. (Это социальная характери­стика человека, которая определяется мерой усвоения им социаль­ного опыта). Индивидуальность –совокупность черт (биологических, психологических, социальных), отличающих одного человека от другого.

В социологии под личностью понимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств. Это:

1) Целенаправленная деятельность.

2) Социальные статусы и роли.

3) Мировоззрение, ценностные ориентации.

4) Знания и умения.

Личностные качества человека не являются врожденными. Личностью становятся в обществе в процессе усвоения социального опыта, социализации.

Личность не является неизменной, она развивается.

Личность это объект и субъект социальных отношений. Не только общество воздействует на человека, но и личность своей деятельностью изменяет общество, воздействует на окружающий мир.

Различные подходы к рассмотрению структуры личности: социальная психология

Советский психолог К. К. Платонов выделил 4 подструктуры личности:

1. Биологически обусловленная (темперамент, половые и возрастные особенности)     Увеличение социальной составляющей
2. Подструктура форм отражения (воля, память, мышление, воображение);
3. Подструктура опыта (знания, умения, привычки);
4. Подструктура направленности (потребности, мотивы, интересы цели, ценностные ориентации)

Движущей силой человеческой активности являются потребности. Потребность – это нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития

человека, зависимость от того, что составляет условия его существования.

  Абрахам Маслоу (1908–1970). амер. психолог, основатель гуманистической психологии.   Разработал учение о структуре потребностей. Оно получило название иерархической теории потребностей.  

 

А. Маслоу расположил потребности от низших (биологических)

до высших (духовных) в следующем порядке:

 

  5. Духовные потребности – стремление к самоорганизации, желание выразить через творческую активность свои способности.  
4. Престижные потребности – стремление выделиться, обогнать других, иметь преимущества, добиться успеха. Стремление выделиться движет служебным ростом, провоцирует желание сделать карьеру, получить более высокий статус, престиж. Эти потребности ориентированы на самого человека. Их называют также эгоистическими (или потребностями в оценке).
3. Социальные потребности – стремление к дружбе, принадлежности к сообществу, участию в организациях, общении. Человек стремится быть как все, быть равным с другими.
2. Потребности в безопасности. Различают физическую и экономическую безопасность. Физическая безопасность – потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Экономическая безопасность – потребность в гарантированной занятости, желание иметь постоянный заработок.  
1. Физиологические потребности – потребности в пище, одежде, жилье, предохранении от жары, холода, т. е. в сохранении жизни человека.

 

Первые 2 группы потребностей являются первичными (врожденными),

а остальные 3 – вторичными (приобретенными).

А. Маслоу: потребности более высокого уровня становятся актуальными лишь тогда, когда удовлетворены запросы предыдущего.

Неудовлетворенные потребности обладают движущей силой.

Физиологические потребности обладают большей силой воздействия на человека.

Там, где начинаются высшие потребности, начинается личность. Чем выше потребность, тем значительнее вклад человека в ее удовлетворение.

Интересы это потребности, осознанные людьми. Интересы, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию мотивов деятельности личности. Через деятельность личность достигает определенной цели.

Кроме внутренних побудителей деятельности (мотивов) личности, существуют и внешние побудители – стимулы. В отличие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стимулы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал