Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отчет МБОУ «СОШ № 27» города Череповца.






Неделя туристско-краеведческой направленности в Вологодской области».

Отчет МБОУ «СОШ № 27» города Череповца.

Экскурсия в школьном музее «Защитники вологодского неба «740 ИАП и 13 ОБ ВНОС». й

Экскурсовод: Здравствуйте уважаемые гости! Вы находитесь в музее 27 школы города Череповца «Защитники Череповецкого неба». Наш музей носит имя Героя Советского Союза Алексея Николаевича Годовикова, который погиб, защищая в годы Великой Отечественной войны Вологодское небо…

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, и весь народ встал на защиту своей родины.

Девушка-зенитчица: В один миг все переменилось, до неузнаваемости. Враг рвётся к Москве, а мой родной Череповец стал прифронтовым городом. В нём размещают госпитали, отдавая под них здания школ. В одной из них 1 школе я еще совсем недавно училась. На промышленных предприятиях стали производить военную продукцию. Мою маму, отправили на сооружение окопов. Дома мы повесили затемнение на окна, заклеили их крест на крест бумагой, чтобы они не пострадали в случае бомбежки. Мы надеялись, что город не станет линией фронта, но всё же готовились к его защите.
Экскурсовод: 740 ИАП был сформирован в августе 1941 г. В это время он назывался 283 ИАП. С начала сентября 1941 г. действовал на Ленинградском фронте. С ноября 1941 г. Входил в состав 148 ИАД (истребительной авиадивизии) ПВО, в которой находились 740, 731, 964 ИАП и 13 отдельный батальон ВНОС. 9 января 1942 г. полк переименовали в 740 ИАП. В 740 ИАП служили 23 лётчика.

Главной боевой задачей 740 ИАП была защита северной железной дороги, которая связывала блокадный Ленинград и Череповец. Северная железная дорога имела большое стратегическое значение, она связывала фронт с тылом – это был крупнейший транспортный узел, немецкое командование многократно пыталось помешать передвижению поездов к фронту, но благодаря мужеству и героизму советских лётчиков им не удалось. Лётчики ИАП, получив сигнал боевой тревоги «На вылет!», немедленно поднимали свои самолёты в воздух.

Девушка-зенитчица: Мы понимаем, что наши Сталинские соколы рисковали каждый день, защищая Вологодское небо. Гордимся, что первый немецкий самолёт в нашем небе был сбит лётчиком Лёшей Годовиковым.

Это скромный, незаметный воин,

Из когорты сталинских орлов,

Зорок в воздухе, в бою спокоен,

Лётчик, политрук Годовиков.

В январе сурового сорок второго в центре Вологды на площади Революции был выставлен для обозрения сбитый немецкий самолет. Вокруг трофея, обнесенного веревочной оградой, толпился народ. Вологжане видели распластавшийся на снегу большой двухмоторный бомбардировщик с длинным тонким фюзеляжем, широкими крыльями, погнутыми лопастями винтов, тупоносой остекленной кабиной. Рядом стояли манекены в форме немецких летчиков. Шлемы, комбинезоны и сапоги были из эрзаца серого цвета. На комбинезонах много застёжек «молния» с проводами. Электрический обогрев в полете заменял отсутствие теплой одежды. От темно-зеленой окраски самолета, больших черных крестов на крыльях и фюзеляже и черной свастики веяло чем-то зловещим. На фанерке, прикрепленной к колышку, вбитому в землю, написано: «Пикирующий бомбардировщик «Юнкерс – 88». Сбит политруком Годовиковым». В письме жене Леша Годовиков писал: «Знаешь, когда за тобой, за твоей спиной наш могучий объединенный советский народ, то в душе столько злобы и ненависти к врагу, что зубами, всем, чем владеют руки, хочется дать гадам сполна». После окончания воздушного боя Годовиков приземлился на наш аэродром в деревне Матурино, открыл фонарь кабины и громко крикнул: «Товарищи, одним стервятником меньше! Даю слово, что ни один фашистский стервятник, залетевший в наше небо, живым отсюда не вернётся!» И своё слово он сдержал.

Экскурсовод: Алексей Николаевич Годовиков родился 19 января 1914 г. в городе Москве в семье рабочего. Русский по национальности. Окончив 7 классов, школу ФЗУ, был учеником, а затем слесарем на заводе в Москве. В 1932 г. был инструктором-планеристом заводского аэроклуба. В Красной армии с 1936 года, учился в танковом училище, но мечтой Лёшиной жизни была авиация, и после смерти отца – бортмеханика в экипаже С.А. Леваневского, Алексей поступил в Качинскую военно-авиационную школу. Был участником советско-финской войны 1939-1940 гг. С начала Великой Отечественной войны выполнял боевые задания. 7 февраля 1942 года в 9: 50 утра, политрук Годовиков вылетел во главе пятёрки МИГ-3 по сигналу боевой тревоги. В воздухе, на высоте более 7000 метров, он первым обнаружил и настиг врага. Фашист, заметив преследование, попытался уйти в облака. Разгадав замысел врага, Алексей ринулся на перерез. Стрелок «Юнкерса» открыл по нему огонь. Годовиков, отклонив самолет от вражеских трасс, открыл ответный огонь. Первой очередью он поразил стрелка, потом поджёг двигатель вражеского самолёта, но тот продолжал со снижением лететь к линии фронта. Алексей Николаевич снова нажал на гашетку, но пулемёты молчали – закончились патроны. Тогда он передал на командный пункт по радио, что идёт на таран. Подойдя вплотную, он резким движением протаранил немецкий самолёт. Оба самолёта рухнули вниз. От удара Годовиков потерял сознание и не смог покинуть неуправляемый истребитель. Это был его 5 сбитый самолёт.

Указом Президиума Верховного совета СССР от 4 марта 1942 года, за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, политруку Алексею Николаевичу Годовикову присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Девушка:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал