Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прозвучало: «Не брошу боя!
Нет патронов – иду на таран!» Экскурсовод: Вспоминает лётчик 740 ИАП, боевой товарищ А.Н. Годовикова, Лейфман Михаил Абрамович. Летчик 740 ИАП Лейфман: Летчику в конце 1941 года просто получить назначение в любую действующую авиачасть считалось за великое счастье. Только в Рязанской школе дожидались дальнейшего распределения по действующим авиаполкам свыше тысячи человек, тут даже " не в очереди стояли", а просто уповали на случай, чтобы оказаться на фронте. Техники не было, на чем летать не было, а живых пилотов, кадровых, еще из приграничных округов, - хоть пруд пруди. Тем более немцы стояли у окраин Москвы и Ленинграда, так кто тогда смотрел, в полк ПВО или в обычную авиадивизию тебя направляют? Люди руками-ногами хватались за любой свой шанс оказаться в бою, воевать в небе, а где, как, в каком звании и качестве - это было делом третьим. Экскурсовод: Череповецкое небо во время Великой Отечественной войны, защищал отдельный батальон ВНОС, в состав которого в основном входили девушки. Из воспоминаний Кашниковой Александры Васильевны (бабушки нашего выпускника Мамонькина Михаила)… Девушка-зенитчица: Я тоже не могла оставаться в стороне. Мои неоднократные просьбы о направлении на фронт не давали успеха. Но в апреле 1942 году объявили комсомольский призыв девушек в армию, я поняла, что имею здесь преимущество. Меня направили в противовоздушную оборону 13-го отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи. (ПВО 13 ОБ ВНОС) Готовили нас опытные командиры, нам не было никаких поблажек и никакой скидки. За короткое время мы должны были овладеть в совершенстве боевой, политической, специальной подготовкой, знать связь, все самолёты противника, союзников и советские. Нужно было на слух по шуму мотора ночью, по силуэту днём, определить тип самолёта, высоту, скорость и это всё в считанные минуты, а потом по сигналу «ВОЗДУХ» передать донесение на пост, затем зенитчикам. Все девочки учились с большим воодушевлением. Мы рвались на фронт. После окончания учёбы меня направили заместителем начальника поста при батальоне. Службу несли на парашютной вышке, высотой 50 метров, круглосуточно, в мороз, снег, дождь, жару. Все бойцы были дисциплинированными, зорко охраняли Вологодское небо, северную железную дорогу от фашистских стервятников, которые много раз пытались прорваться к нашему городу. Но им это не удавалось.… Ведь по нашим сигналам зенитчики и истребительная авиация встречали врага яростным огнем. Спустя некоторое время, в 1944 году наш 13 ОТ был снят с места расположения, и мы направились на юг вслед за фронтом. Мы проехали Румынию, а затем были переведены в Югославию. Там я стала радисткой. День Победы, 9 мая 1945 года я встретила в Белгр а де. Радости не было придела! Мы были горды за нашу Родину, за наш советский народ, одержавший такую великую победу!!! СТИХОТВОРЕНИЕ «Зенитчица». Экскурсовод: Наш музей позволяет хранить память о героях Великой Отечественной войны, о подвигах и самоотверженном труде наших земляков. Мы собираем материалы для Книги Памяти нашей школы. Воспоминания прадедушек и прабабушек ребят нашей школы используются при проведении экскурсий в школьном музее «Защитники вологодского неба». Их судьбы, жизнь являются для нас примером самопожертвования, мужества, героизма. Мы помним их имена! Три года мы участвуем в шествии Бессмертного полка, с гордостью несем портреты наших близких!
|