Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Институт царской власти






Довольно тяжело охарактеризовать власть царя за всё время существования сословно-представительной монархии, ибо она зависела от воли и характера каждого конкретного правителя, а также от различных внутриполитических ситуаций.Переход к сословно – представительной монархии ознаменовался принятием великим князем московским царского титула. 16 января 1547 года Иван IV официально «венчался» на царство. Из рук московского митрополита Макария он принял шапку Мономаха и другие регалии царской власти.. Отныне «государь всея Руси» стал именоваться не только великим князем, но и царем. В специальном «чине венчания», составленном Макарием, подчеркивалось божественное происхождение власти московского царя. Тем самым авторитет «царя и великого князя всея Руси возводился на небывалую высоту. Венчание на царство не только содействовало укреплению власти самодержавца и означало его политическую независимость, но также способствовало росту международного престижа Русского государства.

В венчании Ивана IV на царство был и другой смысл. Царскую корону он получал из рук главы церкви, что подчеркивало особое положение церкви в государстве. Укрепляя власть царя, церковь преследовала и собственные интересы. Царь и его окружение приступили к осуществлению реформ, направленных на укрепление государства и его главной опоры – дворянства. На первом Земском соборе (собрание сословных представителей - бояр, столичного дворянства, духовенства) - в 1549 году («Собор примирения») царь обвинил бояр в злоупотреблении за годы его малолетства и объявил о подготовке реформ государственного управления. Созывы Соборов свидетельствовали о складывании в России сословно-представительной монархии, опиравшейся на дворянские и торговые слои населения и противопоставивший Боярской Думе более широкий сословный орган.Иван IV сам принимал решения о войне и мире, о походах и строительстве крепостей, продолжал оставаться последней инстанцией в поземельных спорах, много внимания уделил местническим спорам. Большое значение Иван IV придавал внешнеполитическим делам. Он сам принимал иностранных послов, гонцов, выслушивал чтение посольских документов, интересовался организацией приема послов, сам произносил речи. Распоряжения Иван IV отдавал через Боярскую думу и следил за точностью их исполнения. Решения царя носили безаппеляционный характер. Иван IV отстаивал принцип безграничности царской власти и был против коллегиальных методов управления.С помощью Избранной рады Иван IV произвел судебную, военную и земскую реформы, имевшие важное значение для укрепления центральной власти и ослабления княжеско-боярской знати. В 1550 году был издан новый «Судебник», ограничивший судебные функции наместников. Реформы государственного управления пятидесятых годов значительно подорвали политическую власть боярства и способствовали укреплению царской власти и центрального аппарата. Иван Грозный последовательно проводил политику подавления боярского сопротивления. Он выдвинул задачу подрыва экономической мощи феодальной аристократии путём ликвидации её обширного вотчинного землевладения и наделения за этот счёт землёй дворянства. Узаконив начала сословно-представительной монархии в земщине, он тем самым добился признания для себя со стороны представителей сословий неограниченной власти в опричнине. Другими словами, сословно-представительная монархия расчищала путь к абсолютизму. Но и в дальнейшем Грозный не смог обойтись без помощи сословных учреждений. В 60-х годах XVI века в условиях сложной внешней политики, проводимой Русским государством, и напряжённой Ливонской войны правительство обращается к земскому собору по вопросам, касающимся международных отношений. В июне 1566 года в Москве был созван земский собор о войне и мире с Польско-Литовским государством. После смерти Грозного наступает известное ослабление самодержавия, усиление борьбы в среде правящих верхов, дворцовые смуты. Господствующие сословия стремятся поднять роль земского собора как органа, который должен содействовать укреплению центральной власти в стране, в частности, участвовать в решении вопроса о престолонаследии.С установлением династии Романовых начался процесс усиления царской власти. С этого времени окончательно утвердился порядок замещения царского престола по принципу первородства и единонаследия, то есть на престол избирался старший сын умершего царя. Царю принадлежали все функции высшей государственной власти, право законодательства, верховного управления и суда.

Процесс бюрократизации государственного аппарата превращал Боярскую думу из органа боярской аристократии в орган приказной бюрократии (судей приказов, воевод, дьяков) всё это не могло не ослаблять самостоятельность Боярской думы.В практике законодательной деятельности Русского государства со второй половины XVII века появилось понятие «именной указ», т.е. законодательный акт, данный только царем, без участия боярской думы. Из 618 указов, данных в правление Алексея Михайловича со времен издания «Соборного Умножения», 588 указов были именными, а боярских приговоров было принято только 49. Из анализа этих актов видно что, все именные указы носили характер второстепенных актов верховного управления и суда: служебных назначений, указов воеводам, утверждения наказаний или отмены их и т. д. Боярские же приговоры были наиболее важными законодательными актами, связанными с феодальным землевладением, крепостным правом, основами финансовой политики и прочими важнейшими сторонами деятельности государства. Таким образом, основные законодательные акты того времени проходили ещё через Боярскую думу.Особенно возрастало число боярских приговоров после различных социальных потрясений. В царствование слабовольного Фёдора Алексеевича (1676 - 1682 года) значение Боярской думы даже временно возросло: из 284 указов его правления 114 были даны с боярским приговором.Итак, несмотря на внешнюю устойчивость положения Боярской думы, в системе аппарата Русского государства во второй половине XVII века идёт процесс возрастания личной власти самодержавного монарха, особенно в области верховного управления. Характер заседаний Боярской думы резко изменился. Члены её не рисковали теперь проявлять какое-либо «высокоумничанье». С 50-60-х годов установилась практика докладов царю начальниками важнейших приказов.

Свидетельством возраставшей власти царя к середине XVII века явилось создание Приказа тайных дел. Ещё в первые годы правления царь Алексей Михайлович имел при себе несколько подьячих из приказа Большого дворца для личной переписки. Этот штат в конце 1654 или в начале 1655 года получил определённую организацию Приказа тайных дел - личной канцелярии царя, органа, позволяющего царю в разрешении важнейших государственных вопросов обходиться без Боярской думы.

Другим важным мероприятием правительства на пути дальнейшего укрепления единодержавия было создание центрального органа финансового контроля. Крупные хищения государственных средств чиновниками приказов побудили правительство учредить в 1655 году Счётный приказ. Нерегулярно, каждый раз по специальному указу дьяки и подьячие всех приказов должны были являться в Счётный приказ с приходными и расходными книгами для проверки правильности и законности финансовых операций. Этот финансовый контроль вызвал недовольство приказной бюрократии, и Приказ в 1678 году пришлось упразднить.

Исходя из всего вышеизложенного, мы видим, что с середины XVI до конца XVII века произошло возрастание власти и авторитета царя, значительное уменьшение политической власти бояр, что дало возможность Петру I совершить переход от одной формы государства к другой, от сословно-представительной монархии к самодержавию.

2.Боярская дума

В осуществлении своей власти великие князья, а затем цари опирались на крупных феодалов - бояр, владельцев крупнейших вотчин, способных выставлять в случае войны собственные вооружённые силы. Выражением их политической самостоятельности в централизованном государстве являлся, прежде всего, феодальный иммунитет (право осуществлять в своих владениях некоторые государственные функции: сбор налогов, суд без вмешательства великокняжеской или царской администрации).Боярская дума была главным правительственным учреждением в России XVI—XVII вв. Возникшая в XV в. из совета при князе, она являлась совещательным органом при царе. Советоваться и решать с Боярской думой вопросы государственного управления было для царя не формальной обязанностью, а практической необходимостью.Боярская дума действовала постоянно и имела сравнительно стабильный состав. Она состояла из думных чинов четырех степеней — бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Боярский чин жаловался главным образом представителям родовых княжеских фамилий. В окольничие жаловались преимущественно потомки боярских фамилий, менее знатны феодалов. Чинами думных дворян и думных дьяков наделялись средние землевладельцы, думные дьяки могли быть также «и из гостей и из подьячих». Обычно думных дьяков было «три или четыре, а больше четырех не бывает».Пополнение Боярской думы этими чинами происходит со второй половины XVI в. В указанный отрезок времени в Боярской думе было четверо думных дьяков: посольский, разрядный, поместный и из Казанского дворца. Думные дьяки ведали сложным и запутанным делопроизводством, оформляли решения Боярской думы. Кроме того, каждый из них управлял приказом

В особо важных случаях в состав Боярской думы входил митрополит, один или с высшим духовенством епископами. Митрополит, а затем патриарх с епископами составляли особый правительственный совет, ведавший делами русской церкви и называвшийся Освященным собором. Этот собор действовал или независимо от Боярской думы, или вместе с нею, или по ее указанию

Заседания Боярской думы проводились в Кремле: в Гранатовитой палате, иногда в личной половине дворца (Передней, Столовой или Золотой палатах).В годы опричнины Боярская дума заседала в опричном дворце Ивана IV в Москве или в Александровской слободе. Боярская дума была постоянно действующим органом. Ее члены собирались рано утром, заседания длились пять — шесть часов. Боярская дума имела свою канцелярию, в которую входили думные дьяки и подчиненные им подьячие. Заседания Думы протоколировались

Боярская дума осуществляла законодательную власть совместно с царем и на протяжении большей части своего существования играла важную роль в делах государства. Соотношение власти монарха и Думы выражалось сложившейся юридической формулой — великий князь (царь) указал, а бояре приговорили. Ею был утверждён великокняжеский судебник 1497 года и судебники 1550, 1589 годов. Без санкции Боярской думы царь не мог издавать законы. Согласно ст. 98 Судебника 1550 г. приговор Боярской думы был необходимым элементом законодательства: «а которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершается, и те дела в сем Судебнике приписывати»

В большинстве законов XVI в. имеется такая формулировка: «уложил царь со своими бояры»

Участие Боярской думы в законодательной деятельности — характерное явление для периода сословно-представительной монархии. Будучи высшим органом управления, Боярская дума осуществляла общее руководство приказами, надзирала за местным управлением, принимала решения по вопросам организации армии. Особенно усилилась связь Думы с приказами в XVII в., когда многие ее члены одновременно являлись начальниками приказов или выполняли в них какие-либо важные обязанности. Так, члены Боярской думы возглавляли такие важнейшие приказы, как Конюшенный и Большой дворец. Переговоры с иностранными послами вела специальная ответная комиссия из членов Боярской думы. Итог этих переговоров выносился на рассмотрение и решение великого князя (царя) и Боярской думы. На нее возлагались организация приема иностранных послов, ведение переговоров, составление соответствующей документации.Боярская дума была высшей судебной инстанцией в государстве. Она рассматривала политические и местнические дела, преступления по должности и являлась высшей апелляционной инстанцией. Решения Думы, утвержденные царем, имели силу закона и служили прецедентом при разборе в приказах аналогичных дел.Таким образом, Боярская дума принимала участие в решения всех вопросов внешней и внутренней политики Московского государства, была одновременно и законодательным органом, и органом управления, и судебным органом. Особое значение она приобретала в периоды междуцарствования, когда становилась единственным постоянным органом власти, законодательствовала, управляла, назначала на высшие административные должности и сносилась от имени государства с другими странами.На протяжении большей части своего существования Боярская дума играла значительную роль в государстве. Не обладая твердо определенной, отдельной от царской власти компетенцией, она совместно с царем или по его уполномочению решала все важнейшие государственные вопросы и осуществляла функции верховного управления. Дума была необходима царю, так как в нее входили наиболее влиятельные представители класса феодалов, она являлась его коллегиальным советником и помощником в управления государством.Но с усилением своей власти, великие князья и цари XVI века стремились ослабить роль и значение боярской аристократии. Уже с середины XVI века из Боярской думы выделилась так называемая «комната», «ближняя дума» - более узкий состав верных царю людей, с которыми он решал важнейшие тайные, экстренные и придворные дела. С мнениями, внушёнными этой «ближней думой», царь выступал на заседаниях Боярской думы. Однако законодательную силу решения «ближней думы» приобретали после одобрения их в Боярской думе.В 1547-1560 гг. при Иване IV существовал неофициальный совет — Избранная рада. Она была создана царем с целью ограничить Боярскую думу. В состав Избранной рады входили представители различных слоев господствующего класса, Князья А. Курбский и М. Воротынский представляли княжеско-боярскую аристократию; московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля (домашней церкви московских царей) Сильвестр — духовенство; А. Адашев — дворянство; дьяк Посольского приказа И. Висковатый — придворную администрацию. Главным лицом в Избранной раде с 1549 г. был Алексеи Адашев. Обладавший широким политическим кругозором, он сумел наметить важнейшие направления внутренних преобразований. С 1550 г. Избранная рада объединяет в своем ведении две важнейшие отрасли управления — финансы и внешнюю политику, решает местнические споры. С помощью этой «Избранной рады», Иван Грозный провёл ряд важнейших реформ (судебную, военную, земскую и другие), определил основное направление внешней политики и на некоторое время оттеснил Боярскую думу от разрешения важнейших вопросов законодательства и управления.Однако компромиссный характер политики Избранной рады скорее перестал удовлетворять дворян, заинтересованных в более решительной борьбе с экономическими и политическими привилегиями крупных феодалов. Возникли разногласия Избранной рады с царем по вопросам внешней политики. Кроме того, она не способствовала усилению центральной власти в государстве. Все это привело к тому, что в 1560 г. Избранная рада прекратила свое существование

После смерти Ивана IV, особенно в отдельные периоды иностранной интервенции и крестьянской войны, значение Боярской думы возрастает. В договорах, заключенных с польскими интервентами 4 февраля и 17 августа 1610 г., бояре пытались подчеркнуть это.После свержения Шуйского в 1610 г. к власти пришла Боярская дума, однако все управление государством фактически осуществляла группировка из семи наиболее влиятельных ее членов (Ф. И. Мстиславского, И. М. Воротынского, А. В. Трубецкого и др.). Это боярское правление современники называли «семибоярщиной».Несмотря на возросшее к началу XVII века значение поместного дворянства, боярство сохранило своё экономическое и политическое могущество. Боярская дума по-прежнему являлась важнейшим органом государства, разделявшим вместе с царём прерогативы верховной власти. Это был орган боярской аристократии. Состав думы за век удвоился. Особенно заметно возросло число окольничих думных дворян и дьяков. В 1681 году в Боярской думе было 15 одних только думных дьяков. Таким образом, Боярская дума представляла собой собрание представителей старинных боярских фамилий и выслужившихся приказных дельцов

По мере усиления царской власти, зарождения абсолютизма политическое значение Боярской думы уменьшалось. Вместо употреблявшейся ранее формулировки совместных решений царя и Боярской думы («царь указал, а бояре приговорили») со второй половины XVII в. чаще стала употребляться другая, подчеркивавшая возросшую власть царя: «по указу великого государя бояре приговорили». Возрастало количество именных указов. При Алексее Михайловиче из 618 указов и грамот именных было принято 588. К концу XVII в. политическая роль Боярской думы окончательно упала. Дума как сословно-представительный орган стала отмирать.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал