Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зеские соборы






С появлением новых слоёв в среде господствующего класса, и прежде всего поместного дворянства (дворян и детей боярских), тесно связано возникновение земских соборов - эпизодически созываемых совещаний для обсуждения, а часто и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Земские соборы XVI—XVII вв. были общегосударственными органами, решали общегосударственные вопросы, которые требовали согласованного решения сословных представителей.

Появление земских соборов означало установление в России сословно- представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Спецификой сословно-представительных органов в России было то, что роль «третьего сословия» (городских буржуазных элементов) в них была гораздо слабее и в отличие от некоторых аналогичных западноевропейских органов (парламент в Англии, «генеральные штаты» во Франции, кортесы в Испании) земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха. Представляя более широкие, чем Боярская дума, слои господствующих верхов, земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей. В противоположность ограничивавшей единодержавие царя Боярской думе земские соборы служили орудием укрепления самодержавия.

Существование земских соборов, как и Боярской думы, означало известную слабость не только носителя верховной власти - царя, но и государственного аппарата централизованного государства, в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к прямой и непосредственной помощи феодального класса и верхов посада.

Первым земским собором надо считать совещание, созванное Иваном Грозным в феврале 1549 года. Совещание продолжалось два дня и было достаточно напряжённо. Были три выступления царя, выступление бояр, наконец, состоялось заседание Боярской думы, принявшей указ о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) детей боярских наместником. Земский собор состоял как бы из двух палат: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи; вторую - воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Как свидетельствует летопись, в состав первого земского собора входили: митрополит Макарий, Освященный собор, бояре, окольничие, дворецкие и др. Собор проходил в «царских палатах», работал два дня. На нем выступил с речью Иван IV, в которой обвинял бояр во всех «непорядках» имевших место в годы его малолетства. На Соборе рассматривались вопросы о новом Судебнике, о наместничьем суде, «чтобы суд был праведен». Собор 1549 г. положил начало проведению земской реформы.

В состав земских соборов входили все члены Боярской думы — бояре и дьяки, представители высшего духовенства (Освященный собор) и выборные от дворян и посадских людей. Таким образом, собор состоял как бы из трех частей: Боярской думы, Освященного собора, выборных от дворянства и верхов посада. На первых земских соборах выборных еще не было, но уже к концу XVI в. соборная практика знала выборных от разных регионов страны.

Таким образом, земские соборы не были представительными органами всех сословий, а носили узкоклассовый характер. Ведущая роль в них принадлежала дворянству.

Созывали земский собор царь или Боярская дума либо патриарх. Иногда инициатива исходила от предшествующего собора. Соборы созывались по мере надобности и после решения вопроса распускались. Состав их участников зависел от причин созыва собора и содержания его деятельности. Число выборных постоянно колебалось.. Соборы открывались традиционным молебном, в иных случаях, может быть, и крестным ходом. Продолжительность работы соборов была различной — от нескольких дней до нескольких недель, месяцев. В 1551году состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустивший сборник своих постановлений - «Соборное уложение», или Стоглав. По этому названию и сам собор стал именоваться Стоглавым

Стоглавый собор действовал несколько месяцев, в то время как собор 1549 года заседал два дня, а соборные совещания 1566 года продолжались пять дней. Собор 1551 года выступает как «совет» церковной и царской властей. Этот «совет» зиждился на общности интересов, направленных к защите феодального строя.Созыв земского собора юридически был необязателен для царя, но в отдельные периоды он был необходим. В условиях больших внутренних перемен, когда правительство не могло обойтись без прямой поддержки влиятельных социальных групп, прежде всего дворянства и посадской верхушки, оно созывало собор. Примером такого созыва является Собор 1566 г., когда ввиду сложности внутренней и внешней политики царь созвал земский собор.

Открывали земский собор царь, или патриарх, или временное правительство. Заседание начиналось чтением речи, которую произносил царь (1550 г.) или читал патриарх (1598 г.), или говорил думный дьяк (1642 г.). В речи формулировались причины созыва собора и ставились вопросы, подлежавшие разрешению. Речь слушалась всеми чинами, затем происходили совещания выборных раздельно в Боярской думе, Освященном соборе, в собрании дворян, стрельцов, горожан. Городовые дворяне и посадские делились, кроме того, еще на «статьи». Каждая часть собора и каждая «статья» решала вопрос отдельно и формулировала решение, в письменном виде. Решения эти сводились на втором общем собрании и являлись материалом, выводы из которого делались царем или Боярской думой

Правительство пыталось регламентировать порядок организации и деятельности земских соборов. Оно рассылало на места воеводам призывные грамоты, в которых указывало, по какому поводу собираются в Москву выборные, и количество депутатов от данной местности. Избирательным округом признавался город с уездом. Количество уездов, посылавших представителей на собор, было различно: в 1613 г. — 39, в 1648 г. — 119.Количество выборных для каждого земского собора было различным. Правительство требовало от воевод строгого соблюдения норм представительства. Выборные выбирались от каждого сословия. Нарушение принципа сословного представительства осуждалось правительством

После проведения выборов составляли протокол, подписывавшийся всеми, кто принимал в них участие. Протоколы отсылались в Москву в Посольский или Разрядный приказ. Выборные не имели права уезжать из Москвы до окончания работы собора. За свою соборную службу выборные получали жалованье, однако оно выплачивалось правительством неаккуратно

Сохранилась масса челобитных от выборных о неполучении ими жалованья. За свою работу на земском соборе выборные получали награды. Для дворян награда выражалась в повышении по службе, назначении на выгодные должности, получении придач к денежному и поместному окладу, для посадских людей — в целом ряде экономических льгот

Более заметную роль земские соборы начинают играть с конца XVI — начала XVII вв. когда имело место ослабление царской власти государство, испытывая большие трудности, стремилось усилить значение земского собора как органа, который должен содействовать укреплению централизованной власти

Крупным политические события в общественной жизни страны был Земский собору 1566 г. — первый собор, от которого сохранился подлинный документ («грамота»). Он собрался в трудное военное время, и Иван IV не мог обойтись без помощи сословных учреждений. Собор 1566 г. являл собой уже сложившееся учреждение. На нем присутствовали представители всех слоев населения, кроме крестьянства. Вместе с тем на Соборе 1566 г. заметно явное преобладание дворянства (51%), что свидетельствует о его возросшей политической активности. На «третье сословие» приходилось 20% состава, оно представляло верхушку посадских людей. Прослеживается и четкое разделение на несколько групп сословного характера: 1) Освященный собор (он давал советы царю); 2) Боярская дума (она уже не давала советов, а высказывала свои соображения: «ведает бог, да государь наш»); 3) представители дворянства и купечества. Перед Собором 1566 г. были поставлены вопросы, основным из которых являлся вопрос о ливонских городах. Участники Собора выразили готовность служить царю и отстаивать города до самой смерти. Остальные вопросы носили общий характер и касались основного направления русской внешней политики того времени.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал