Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образование Древнерусского государства, его форма и государственный механизм. Норманнская теория происхождения Древнерусского государства.
Момент возникновения Древнерусского государства точно неизвестен. Но большинство авторов предполагают – 9 в. Не совсем ясен вопрос и об его образовании. Здесь присутствует норманнская теория. Согласно «Повести временных лет» в 9 в.наши предки жили в условиях безгосударственных: южные славянские племена платили дань хазарам, а северные – варягам, что последние однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяжские князья сначала не соглашались, но славяне их уговорили. В 862 г. три варяжских князя пришли на Русь: Рюрик – в Новгород, Трувор – в Изборск, Синеус – в Белоозеро. Это событие принято считать моментом образования Русского государства. Такая трактовка вызывает возражение: 1) государственность у славян существовала еще до варягов; 2) государство – продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества, государство не может организовать 1 человек или несколько, даже самых выдающихся мужчин. Сущность норманнской теории – неспособность русского народа к самостоятельному историческому творчеству. Ученые разделились на два лагеря – норманнисты и антинорманнисты. Главное опровержение норманнской теории – достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в 9в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов. Возможно, что славяне пригласили нескольких князей с их дружинами в качестве военных специалистов (достоверно известно, что славяне приглашала варягов, печенегов, торков). Однако не варяжские князья организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие посты. Некоторые авторы (в т.ч. М.В. Ломоносов) сомневаются в варяжском происхождении Рюрика, Синеуса, Трувора, полагая, что они могли быть представителями славянских племен. 882 г. – объединение восточно-славянских земель в одно государство. Русская православная церковь пытается увязать возникновение государственности на Руси с введением христианства (однако крещение Руси произошло не менее, чем через столетие после образования Киевского государства). Это государство с самого начала было этнически неоднородным: основу составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью 3 славянских народов (русских, украинцев, белорусов), финские и балтийские племена. Древнерусское государство было относительно единым, так как подчинялось воле 1 монарха. Сущность формы гос. единства Древней Руси составляют отношения сюзеренитета – вассалитета: вассал зависит от своего сеньора (верховного сюзерена), он обязан помогать своему сеньору участвовать в войске, платить дань. В свою очередь сеньор обязан обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладает иммунитетом, т.е. в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в т.ч. сюзерен. Вассалами великих князей были местные князья. Главные иммунитетные права: право взимания дани, право совершать суд с получением соответствующих доходов. Древнерусское государство было монархией, во главе – великий князь, обладающий верховной законодательной и исполнительной властью, выполняющий судебные и функции военачальников (сам возглавлял войско и лично водил рать в бой). Внешние функции государства выполнялись и дипломатическим путем (Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства – заключали военные, торговые договора). Став главой государства великий князь передает свою власть по наследству, от отца к сыну., от отца к сыну. При князе был совет, состоящий из его приближенных. Иногда созывались феодальные съезды, решавшие междукняжеские споры. Существовало вече (народное собрание); десятичная, численная система управления (тысяцкий выполнял функции военачальника, сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. Со временем эта система заменяется дворцово-вотчинной (при князе имелись слуги, выполняющие определенные услуги (дворецкий, конюший..), со временем князь поручает им какие-либо сферы управления, связанные с их первоначальной деятельностью, предоставляя необходимые средства. Так личный слуга становится государственным деятелем, администратором). Система местного управления: местный князь – наместник – волоститель, последние за свою службу получали от населения «корм». Основа военной организации – небольшая великокняжеская дружина из профессиональных воинов, живших на княжеском дворе. Дружинники были не только воинами, но и советниками князя. Вассалы великого князя приводили с собой дружины и ополчение из своих слуг и крестьян. Города были крепостями, замками, защищаемые дружиной и населением. Князья нередко прибегали к услугам наемников – варягов, торков…. Судебные функции выполнял великий князь, специальные должностные лица (вирники), церковные органы, вотчинный суд (это право феодала самому судить зависимых от него людей). Сложилась система налогов, торговых, судебных и иных пошлин, собирали дань (сначала в виде полюдья, а затем образовались погосты, т.е. специальные пункты сбора дани); доходы получали от собственных земель и от феодальной эксплуатации крестьян. Налоги обычно собирались мехами (куницы, белки), даже когда они теряли товарный вид, их ценность как платежное средство не исчезала, если на них сохранился княжеский знак.
3. Источники права Древней Руси. Русская правда: происхождение и редакция. Под «источником права» понимается та внешняя форма, в которой выражается объективное право (т.е. совокупность всех норм права). В Древнерусском государстве к ним относятся: обычаи, традиции, княжеский устав, судебный прецедент, межгосударственный договор, церковные нормы и правила. Конец 10 – начало 11 в. в жизни восточного славянства победил феодальный способ производства, поэтому встал вопрос о проведении унификации норм права на всей территории Древнерусского государства и о ликвидации кровной мести, пришедшими в столкновение с основными началами феодального права. Первая попытка унификации норм предпринята Владимиром I: в целях борьбы с антифеодальными преступлениями сначала ввел смертную казнь за убийство, затем был вынужден заменить ее денежными штрафами за убийство – «вирами», превратив их в один из важнейших источников доходов княжеской казны. Вторая попытка унификации предпринята после смерти Владимира его сыном Ярославом Мудрым - составление юридического сборника «Древнейшая Правда» (Правда Ярослава): - отразила нормы раннефеодального права. - главный ее источник – древнерусское обычное право. - это свод норм русского обычного права, задача которого - ограничение древних общинных обычаев в интересах оформлявшегося класса феодалов. В этих целях Правда приняла меры к ограничению права кровной мести, которая сохранилась только в отношении убийства. В остальных случаях она заменяется денежными штрафами за убийство по постановлению суда. - первый письменный свод законов Древнерусского государства. Однако при всем этом Правда не могла еще отразить многих сторон феодального строя Древней Руси. Во всех ее 18 статьях содержится ограниченный круг уголовно-наказуемых деяний: убийство, нанесение побоев до крови или до синяков, удары палками, причинение увечий, вырывание усов и бороды, укрывательство беглого холопа, езда на чужом коне, порча чужого оружия и одежды. II этап в развитии русского феодального права – «Правда Ярославичей» - новый юридический сборник Киевской Руси, принята на съезде детей Ярослава (1054-1072). - главный ее источник – княжеское законодательство и судебная практика. - возникла в период дальнейшего развития феодальных отношений, сопровождавшимся углублением классовых противоречий и резким обострением классовой борьбы. - отразила процесс складывания на Руси крупной феодальной собственности и содержала нормы, обеспечивающие защиту от посягательств на княжеское хозяйство и на жизнь представителей княжеской администрации. - совсем запрещает кровную месть, заменяя ее во всех случаях системой вир, строго учитывая при этом общественное положение убитого. В связи с восстанием бедноты в 1113 г. Владимир Мономах созвал в селе Берестове особое совещание знати, на котором был принят специальный юридический сборник «Устав Владимира Всеволодовича Мономаха», состоявший из постановлений, цель которых – смягчить классовые противоречия в Киевском государстве. Он устанавливает основные принципы феодального семейного, наследственного, опекунского, уголовного и процессуального права. Оба памятника – Краткая Правда (Правда Ярослава + Правда Ярославичей) и Устав князя В. Мономаха, появившиеся в разные времена, впоследствии были объединены и составили вторую, Пространную редакцию Русской правды. По своему объему она в 5-6 раз более Краткой Правды и богаче ее по содержанию: возникли статьи о дикой вире, о закладе имущества, торговле и ростовщичестве, о наследстве, закупах… Она устанавливает суровые наказания и высокие штрафы за посягательство на феодальную собственность; отразила процесс дальнейшего углубления классового расслоения общества, бесправное положение трудящихся масс (холопов, смердов, закупов…). Ко второй половине 12 в. Древнерусское государство распалось, Русь окончательно раздробилась на множество феодальных княжеств, что привело к прекращению законодательного развития норм Русской Правды. Дальнейшее развитие текста Правды встречается в юридических, церковных и летописных сборниках 14-15 в. В 14-15 в. появляются новые нормы, противоречащие нормам Русской Правды и нормам обычного права. Поэтому была попытка переработки Русской правды с целью исключения из неё устаревших норм, противоречащих духу нового времени. В результате этого появилась третья, Сокращенная из Пространной, редакция Русской Правды. Ее авторы – переписчики кормчих книг, юридических, церковных и летописных сборников. Место и время ее возникновения точно не установлены (примерно в середине 15 в. в Москве или в Московском княжестве). Значение Русской Правды: 1. Выдающийся памятник древнерусского права, имеющий огромное значение в истории русского государства и права. Объединив все восточнославянские племена и ряд финских племен, к 9-10 в. Киевская Русь превратилась в единую колыбель трех братских славянских народов позднейшего происхождения – русского, украинского и белорусского. В этих условиях Русская Правда легла в основу права всех этих народностей и сыграла исключительную роль в их правовом развитии. 2. Первый кодекс русского феодального права, ценнейший источник социально-экономической истории и истории классовой борьбы, общественного и политического строя Древней Руси. 3. Почти единственный источник, из которого получены сведения о классовой структуре древнерусского общества и о правовом положении различных групп населения в Киевском государстве. 4. Свод законов Древнерусского государства, выражающий волю господствующего класса феодалов и направленную на полное подчинение феодально-зависимого населения. Влияние норм Правды происходит вплоть до 17 в. На Руси, а также на развитие феодального права западных и южных славян Польши, Болгарии, Чехии.
|