Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.
№ п/п
| Дата
| Тема
урока
| Тип урока
| Основные
понятия урока
| Планируемые предметные результаты
освоения материала
|
предметные
| метапредметные
| личностные
|
I четверть (18 часов)
|
|
| Задавайте
вопросы!
Уч.: с. 3-9
| УИНМ[2]
| Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем). Знакомство с постоянными персонажами учебника – Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.
| Сравнивать учебник и рабочую тетрадь. Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них), анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию.
| Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.
| Определение под руководством педагога самых простых правил поведения при сотрудничестве. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе.
|
Раздел «Что и кто?» (20 часов)
|
|
| Что такое Родина?
Уч.: с. 10-11
| УИНМ
| Знакомство с целями и задачами раздела. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине.
| Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей.
Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства; отвечать на итоговые вопросы.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в учебнике; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.
| В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступить.
Оценивать свои достижения на уроке.
|
|
| Что мы знаем о народах России?
Уч.: с. 12-13
| УИНМ
| Многонациональный характер населения России. Знакомство с национальными праздни-ками народов России. Знакомство с основными традиционными религиями.
| Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы разных народов; рассказывать (по фото-графиям) о национальных празд-никах; обсуждать, чем разли-чаются народы России и что связывает их в единую семью.
| Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, работать в группе.
| Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Что мы знаем о Москве?
Уч.: с. 14-15
| УИНМ
| Знакомство с достопримечательностями Москвы (Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д.)
| Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; узнавать достопримечательности столицы;
| Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Понимать учебную задачу урока и стремиться её вы-полнить.
| Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.
|
|
| Проект «Моя
малая Родина».
Уч:. С. 16-17
| Урок-проект.
| Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
| С помощью взрослых фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории своей малой родины.
| Слушать и понимать речь других. Составлять устный рассказ по заданной теме. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
| Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
|
|
| Что у нас над
головой?
Уч.: с. 18-19
| УИНМ
| Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.
| Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей
тетради).
| Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.).
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.
|
|
| Что у нас под
ногами?
Уч.: с. 20-21
| Комби-ниро-ванный урок.
| Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.
| Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремень, известняк; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информа-цию, полученную на уроке. Работать в паре: использо-вать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку.
| Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Что общего у разных растений?
Уч.: с. 22-24
| Комби-ниро-ванный урок.
| Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях.
| Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; находить у растений их части, показывать и называть; различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Контролировать свою деятельность: обнару-живать и устранять ошиб-ки логического характера. Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний.
| Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
|
|
| Что растёт на
подоконнике?
Уч.: с. 24-25
| Комби-ниро-ванный урок.
| Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе.
| Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; различать изученные растения; использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, приводить примеры комнатных растений.
| Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Строить простые речевые высказывания с использованием изученных природовед-ческих терминов.
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
|
|
| Что растёт на клумбе?
Уч.: с. 26-27
| Комби-ниро-ванный урок..
| Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника.
| Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; узнавать по фотографиям растения цветника, рассказывать о любимом цветке.
| Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.).
| Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
|
|
| Что это за листья?
Уч.: с. 28-29
| Комби-ниро-ванный урок.
| Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям.
| Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем бу-кете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; сравнивать и группировать листья по различным признакам; описывать внешний вид листьев какого-либо дерева.
| Слушать речь других, строить простые речевые высказывания с использованием изученных природоведческих терминов. Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.
| Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Что такое
хвоинки?
Уч.: с. 30-31
| Комби-ниро-ванный урок.
| Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна – хвойные деревья. Хвоинки – видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев.
| Различать лиственные и хвойные деревья; определять деревья с помощью атласа-определителя; сравнивать ель и сосну; описывать дерево по плану.
| Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы и в целом, оценивать результат работы.
| Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
|
|
| Кто такие
насекомые?
Уч.: 32-33
| Комби-ниро-ванный урок.
| Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых – шесть ног. Разнообразие насекомых.
| Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; приводить примеры насекомых; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам.
| Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
| Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
|
|
| Кто такие рыбы?
Уч.: с. 34-36
| Комби-ниро-ванный урок..
| Рыбы – водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.
| Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке, описывать рыбу по плану; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя.
| Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Осуществлять самопроверку; работать в паре, извлекать необходимую информацию из различных источников.
| Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
|
|
| Кто такие птицы?
Уч.:. 36-37
| Комби-ниро-ванный урок.
| Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья – главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.
| Узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; описывать птицу по плану; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.
| Работать по предложенному учителем плану, отличать верно выполненное задание от неверно выполненного. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кто такие звери?
Уч.: с. 38-39, 40-41
| УОиС
| Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.
| Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя.
| Перерабатывать получен-ную информацию; органи-зовывать свою деятель-ность, готовить рабочее мес-то для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гер-барием, коллекцией и др.).
| Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
|
|
| Что окружает нас дома?
Уч.: с. 42-43
| Комби-ниро-ванный урок.
| Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.
| Характеризовать назначение бытовых предметов; находить на рисунке предметы определённых групп; группировать предметы домашнего обихода; приводить примеры предметов разных групп.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре; оценивать свои достижения на уроке; организовывать свою деятельность.
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.
|
| Что умеет
компьютер?
Уч.: с.44-45
| УИНМ
| Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним.
| Определять составные части компьютера; характеризовать назначение частей компьютера; сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; соблюдать правила безопасного обращения с компьютером.
| Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника; осуществлять поиск учебной информации.
| Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
|
2 четверть (14 часов)
|
|
| Что вокруг нас может быть
опасным?
Уч.: 46-47
| Комби-ниро-ванный урок.
| Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.
| Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; характеризовать опасность бытовых предметов; формулировать правила пере-хода улицы; моделировать устройство светофора; оцени-вать своё обращение с предме-тами домашнего обихода и по-ведение на дороге; сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника.
| Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.
| Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| На что похожа наша планета?
Уч.: с. 48-49
| Комби-ниро-ванный урок.
| Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель Земли.
| Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; моделировать форму Земли.
| Выдвигать предположения и доказывать их; работать в паре; оценивать своё знание и незнание
(с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.
| Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.
|
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».
Презентация проекта «Моя малая Родина».
Уч.: с. 50-55
| КЗ
| Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
| Выполнять тестовые
задания учебника;
выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся.
| Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.
|
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 часов)
|
|
| Как живёт семья? Проект «Моя
семья».
Уч.: 56-59
| Урок- проект.
| Семья – это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
| Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям)
членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества; отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи
событий.
| Осуществлять поиск учебной информации
из рассказа учителя,
из материалов учебника,
в рабочей тетради,
из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения
с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения,
обобщения, классификации.
| Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Уч.: с. 60-61
| УИНМ
| Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды.
| Прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.
| Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
|
|
| Откуда в наш дом приходит электричество?
Уч.: с. 62-63
| УИНМ
| Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов.
| Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; анализировать схему выработки электричества и способы его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии.
Знание правил безопасности при обращении с электричеством и электроприборами.
| Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.
| Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.
|
|
| Как путешествует письмо?
Уч.: с. 64-65
| Комби-ниро-ванный урок.
| Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации.
| Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма; различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки.
| Работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Куда текут реки?
Уч.: 66-67
| Комби-ниро-ванный урок.
| Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.
| Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку
и море; различать пресную
и морскую воду; сочинять
и рассказывать сказочную историю по рисунку.
| Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
| Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими
принципами.
|
|
| Откуда берутся снег и лёд?
Уч.: с. 68-69
| УОиС
| Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.
| Проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; формулировать выводы
из опытов; наблюдать форму снежинок и отображать
её в рисунках.
| Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.
|
|
| Как живут
растения?
Уч.: с. 70-71
| Комбинированный урок.
| Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.
| Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений.
| Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.
| Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
|
|
| Как живут
животные?
Уч.: с. 72-73
| Комби-ниро-ванный урок.
| Животные как живые организмы. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.
| Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; ухаживать за животными живого уголка.
| Работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке.
| Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Как зимой помочь птицам?
Уч.: 74-77
| Комби-ниро-ванный урок.
| Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.
| Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; изготавливать простейшие кормушки и подбирать подходящий для птиц корм; перечислять правила подкормки птиц.
| Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.
| Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
|
|
| Откуда берётся и куда девается
мусор?
Уч.: с. 78-80
| УИНМ
| Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.
| Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.
| Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре.
| Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 четверть (18 часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Откуда в снежках грязь?
Уч.: с. 80-81
| УИНМ
| Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.
| Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждать источники появления загрязнений в снеге; формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему.
| Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.
|
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».
Уч.: с. 82-93
| КЗ
| Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
| Выполнять тестовые з
адания учебника;
выступать с
подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся.
| Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.
| Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел «Где и когда?» (11 часов)
|
|
| Когда учиться
интересно?
Уч.: с. 4-5
| УИНМ
| Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем.
| Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;
| Формулировать выводы из коллективного обсуждения; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.
| Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
|
|
| Проект «Мой класс и моя
школа».
Уч.: с. 6-7
| Урок-проект.
| Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
| Фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т.д.; коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами).
| Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); осваивать различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
| Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.
|
|
| Когда придёт
суббота?
Уч.: с.8-9
| Комбинированный урок.
| Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели.
| Анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым.
| Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.
| Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Когда наступит лето?
Уч.: с. 10-11
| Комбинированный урок.
| Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года.
| Анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в тетради.
| Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации.
| Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
|
|
| Где живут белые медведи?
Уч.: с. 12-13
| УИНМ
| Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.
| Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; приводить примеры животных холодных районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
| Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
| Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.
|
|
| Где живут слоны?
Уч.: с. 12-13
| УИНМ
| Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.
| Практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
| Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.
| Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.
|
|
| Где зимуют
птицы?
Уч.: с16-17
| Комбинированный урок.
| Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.
| Различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц; выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц.
| Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира
и описывать их отличительные
признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными
обозначениями.
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.
|
|
| Когда появилась одежда?
Уч.: с. 20-21
| Комбинированный урок.
| История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная).
| Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев.
| Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения
рассуждений
и выводов.
| Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
|
|
| Когда изобрели велосипед?
Уч.: с. 22-23
| Комбинированный урок.
| История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.
| Сравнивать старинные и современные велосипеды; извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; называть правила безопасной езды на велосипеде.
| Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять
совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам
по общению.
| Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Когда мы станем взрослыми?
Уч.: с. 24-25
| Комбинированный урок.
| Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира.
| Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; сравнивать рисунки
учебника; рассуждать
о том, что в окружающем
мире зависит от наших поступков.
| Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.
| Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.
|
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».
Уч.: с. 26-30
| КЗ
| Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности.
| Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.
| Обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
| Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.
|
Раздел «Почему и зачем?» (22 часа)
|
|
| Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
Уч.: с. 32-33
| Комбинированный урок.
| Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва.
| Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд; использовать атлас-определитель для получения нужной информации; наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва.
| Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.
| Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.
|
|
| Почему Луна бывает разной?
Уч.: 34-45
| УИНМ
| Луна – спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения
Луны.
| Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; моделировать из пластилина форму Луны; рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.
| Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения
рассуждений
и выводов.
| Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
|
|
| Почему идёт дождь и дует ветер?
Уч.: 36-37
| УИНМ
| Причины возникновения дождя и ветра. Значение этих природных явлений для человека, растений и животных.
| Наблюдать за дождями и ветром; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра.
| Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.
|
|
| Почему звенит звонок?
Уч.: с. 38-39
| УИЕМ
| Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши.
| Анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; исследовать возникновение и распространение звуков; обсуждать, почему и как следует беречь уши; высказывать предположения о причине возникновения эха.
| Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные
признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными
обозначениями.
| Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
|
|
|
| Почему радуга разноцветная?
Уч.: с. 40-41
| Комбинированный урок.
| Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.
| Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок.
Знание последовательности цветов радуги.
| Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.
|
4 четверть (16 часов)
|
|
|
|
| Почему мы любим кошек и собак?
Уч.: с. 42-43
| Комбинированный урок.
| Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой.
| Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждать свое отношение к домашним питомцам; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; познакомиться с предметами ухода за кошкой и
собакой и их
назначением.
| Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; проявлять доброжелательное отношение
к партнёрам.
| Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.
|
|
| Проект «Мои
домашние
питомцы».
Уч.: с.44-45
| Урок-проект.
| Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
| Наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; фотографировать свою
кошку (собаку) в наиболее
интересных ситуациях; составлять рассказ о
своей кошке (собаке),
её характере, повадках,
играх; презентовать
свой
проект с демонстрацией фотографий (слайдов).
| Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.
| Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Уч.: с. 46-47
| УИНМ
| Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу.
| Определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе; устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника.
| Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.
| Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
|
|
| Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Уч.: с. 48-49, 50-51
| Комбинированный урок.
| Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу.
| Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину; оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения рассказов из книги «Великан на поляне»; формулировать правила поведения в природе.
| Работать в паре; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.
| Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.
|
|
| Зачем мы спим ночью?
Уч.: с. 52-53
| Комбинированный урок.
| Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену.
| Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; оценивать правильность своей подготовки ко сну; рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе.
| Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения
рассуждений и выводов.
| Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Уч.: с. 54-55
| Комбинированный урок.
| Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
| Различать овощи и фрукты, группировать (классифицировать) их; находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма.
Знание правил гигиены при употреблении овощей и фруктов.
| Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.
| Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.
|
|
| Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Уч.: 56-57
| Комбинированный урок.
| Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук.
| Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; формулировать основные правила гигиены.
| Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
| Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
|
|
| Зачем нам телефон и телевизор?
Уч.: с. 58-59
| Комбинированный урок.
| Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) – средства массовой информации. Интернет.
| Различать средства связи и средства массовой информации; рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; обсуждать назначение Интернета; моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.
| Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.
| Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.
|
| Зачем нужны
автомобили?
Уч.: с. 60-61
| УИНМ
| Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и
| Классифицировать автомобили и объяснять их назначение; работать в паре:
| Использовать представленную в учебнике информацию
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль – автомобиль будущего.
| по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.
| для выполнения задания; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.
| собственных мотивов учебной деятельности.
|
|
| Зачем нужны
поезда?
Уч.: с. 62-63
| УИНМ
| Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта.
| Классифицировать поезда в зависимости от их назначения; работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; использовать информацию учебника для выполнения задания.
| Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.
| Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.
|
|
| Зачем строят
корабли?
Уч.: с. 64-65
| УИНМ
| Корабли (суда) – водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля.
| Классифицировать корабли в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля.
| Проводить самопроверку и взаимопроверку, оценивать свои достижения на уроке; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.
| Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
|
|
| Зачем строят
самолёты?
Уч.: с. 66-67
| УИНМ
| Самолёты – воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта.
| Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.
| Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.
|
|
| Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
Уч.: с. 68-69
| Комбинированный урок.
| Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе,
| Обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; обсуждать необходимость соблюдения правил
| Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| троллейбусе, трамвае).
| безопасности в транспорте. Называть правила безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге.
| учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
|
|
|
| Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
Уч.: с. 70-71
| Комбинированный урок.
| Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.
| Перечислять правила безопасности и спасательные средства на корабле и в самолёте. Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорт |