Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Печатные и другие пособия






Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.

В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:

­ таблицы (строение растения, организм человека);

­ иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);

­ модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;

­ муляжи фруктов и овощей;

­ макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);

­ разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;

­ гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;

­ предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);

­ живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.

Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности).

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

­ демонстрационный экземпляр микроскопа;

­ комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;

­ демонстрационный экземпляр флюгера;

­ демонстрационный экземпляр барометра;

­ демонстрационный экземпляр бинокля;

­ демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.

Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.

Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.

Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).


Календарно-тематическое планирование

№ п/п Дата Тема урока Тип урока Основные понятия урока Планируемые предметные результаты освоения материала
предметные метапредметные личностные
I четверть (18 часов)
    Задавайте вопросы! Уч.: с. 3-9 УИНМ[2] Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем). Знакомство с постоянными персонажами учебника – Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой. Сравнивать учебник и рабочую тетрадь. Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них), анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию. Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки. Определение под руководством педагога самых простых правил поведения при сотрудничестве. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе.
Раздел «Что и кто?» (20 часов)
    Что такое Родина? Уч.: с. 10-11 УИНМ Знакомство с целями и задачами раздела. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей. Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства; отвечать на итоговые вопросы. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в учебнике; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступить. Оценивать свои достижения на уроке.
    Что мы знаем о народах России? Уч.: с. 12-13 УИНМ Многонациональный характер населения России. Знакомство с национальными праздни-ками народов России. Знакомство с основными традиционными религиями. Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы разных народов; рассказывать (по фото-графиям) о национальных празд-никах; обсуждать, чем разли-чаются народы России и что связывает их в единую семью. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, работать в группе. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Продолжение табл.
               
    Что мы знаем о Москве? Уч.: с. 14-15 УИНМ Знакомство с достопримечательностями Москвы (Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д.) Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; узнавать достопримечательности столицы;   Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Понимать учебную задачу урока и стремиться её вы-полнить. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.
    Проект «Моя малая Родина». Уч:. С. 16-17 Урок-проект. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. С помощью взрослых фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории своей малой родины.   Слушать и понимать речь других. Составлять устный рассказ по заданной теме. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
    Что у нас над головой? Уч.: с. 18-19 УИНМ Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медве­дицы. Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради). Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.). Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.
    Что у нас под ногами? Уч.: с. 20-21 Комби-ниро-ванный урок. Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные разме­ры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней. Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремень, известняк; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информа-цию, полученную на уроке. Работать в паре: использо-вать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.
Продолжение табл.
               
    Что общего у разных растений? Уч.: с. 22-24 Комби-ниро-ванный урок. Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; находить у растений их части, показывать и называть; различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Контролировать свою деятельность: обнару-живать и устранять ошиб-ки логического характера. Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний. Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
    Что растёт на подоконнике? Уч.: с. 24-25 Комби-ниро-ванный урок. Наиболее распространённые комнатные расте­ния. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе. Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; различать изученные растения; использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, приводить примеры комнатных растений. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Строить простые речевые высказывания с использованием изученных природовед-ческих терминов. Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
    Что растёт на клумбе? Уч.: с. 26-27 Комби-ниро-ванный урок.. Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, ка­лендула), цветущие осенью. Распознавание рас­тений цветника. Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; узнавать по фотографиям растения цветника, рассказывать о любимом цветке.   Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.). Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
    Что это за листья? Уч.: с. 28-29 Комби-ниро-ванный урок. Деревья возле школы. Листья деревьев, разно­образие их формы и осенней окраски. Распозна­вание деревьев по листьям. Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем бу-кете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; сравнивать и группировать листья по различным признакам; описывать внешний вид листьев какого-либо дерева. Слушать речь других, строить простые речевые высказывания с использованием изученных природоведческих терминов. Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить. Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
Продолжение табл.
               
    Что такое хвоинки? Уч.: с. 30-31 Комби-ниро-ванный урок. Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна – хвойные деревья. Хвоинки – видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев. Различать лиственные и хвойные деревья; определять деревья с помощью атласа-определителя; сравнивать ель и сосну; описывать дерево по плану. Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы и в целом, оценивать результат работы.   Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
    Кто такие насекомые? Уч.: 32-33 Комби-ниро-ванный урок. Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых – шесть ног. Разнообразие насекомых. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; приводить примеры насекомых; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам.   Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.   Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
    Кто такие рыбы? Уч.: с. 34-36 Комби-ниро-ванный урок.. Рыбы – водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.   Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке, описывать рыбу по плану; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Осуществлять самопроверку; работать в паре, извлекать необходимую информацию из различных источников.   Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
    Кто такие птицы? Уч.:. 36-37 Комби-ниро-ванный урок. Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья – главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы. Узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определите­ля, проводить самопроверку; описывать птицу по плану; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. Работать по предложенному учителем плану, отличать верно выполненное задание от неверно выполненного. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.   Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Продолжение табл.
               
    Кто такие звери? Уч.: с. 38-39, 40-41 УОиС Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя. Перерабатывать получен-ную информацию; органи-зовывать свою деятель-ность, готовить рабочее мес-то для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гер-барием, коллекцией и др.). Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
      Что окружает нас дома? Уч.: с. 42-43 Комби-ниро-ванный урок. Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению. Характеризовать назначение бытовых предметов; находить на рисунке предметы определённых групп; группировать предметы домашнего обихода; приводить примеры предметов разных групп. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре; оценивать свои достижения на уроке; организовывать свою деятельность.   Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.
  Что умеет компьютер? Уч.: с.44-45 УИНМ Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним. Определять составные части компьютера; характеризовать назначение частей компьютера; сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; соблюдать правила безопасного обращения с компьютером. Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника; осуществлять поиск учебной информации. Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
2 четверть (14 часов)
    Что вокруг нас может быть опасным? Уч.: 46-47 Комби-ниро-ванный урок. Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.   Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; характеризовать опасность бытовых пред­метов; формулировать правила пере-хода улицы; моделировать устройство светофора; оцени-вать своё обращение с предме-тами до­машнего обихода и по-ведение на дороге; сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника. Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.   Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Продолжение табл.
               
    На что похожа наша планета? Уч.: с. 48-49 Комби-ниро-ванный урок. Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель Земли. Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; моделировать форму Земли. Выдвигать предположения и доказывать их; работать в паре; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.   Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.
    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». Уч.: с. 50-55 КЗ Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. Выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся. Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.   Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 часов)
    Как живёт семья? Проект «Моя семья». Уч.: 56-59 Урок- проект. Семья – это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества; отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий. Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации.     Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Продолжение табл.
               
    Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Уч.: с. 60-61 УИНМ Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды.   Прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
    Откуда в наш дом приходит электричество? Уч.: с. 62-63 УИНМ Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; анализировать схему выработки электричества и способы его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии. Знание правил безопасности при обращении с электричеством и электроприборами.   Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.   Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.  
    Как путешествует письмо? Уч.: с. 64-65 Комби-ниро-ванный урок. Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой по­чты. Современные средства коммуникации. Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма; различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки. Работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.   Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.
Продолжение табл.
               
    Куда текут реки? Уч.: 66-67 Комби-ниро-ванный урок. Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.   Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.   Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.
    Откуда берутся снег и лёд? Уч.: с. 68-69 УОиС Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда. Проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; формулировать выводы из опытов; наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках.   Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.   Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.
    Как живут растения? Уч.: с. 70-71 Комбинированный урок. Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями. Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений.   Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
    Как живут животные? Уч.: с. 72-73 Комби-ниро-ванный урок. Животные как живые организмы. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка. Наблюдать за жизнью животных, рассказы­вать о своих наблюдениях; ухаживать за животными живого уголка.   Работать в группе: выполнять задания, фор­мулировать выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке.   Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.
Продолжение табл.
               
    Как зимой помочь птицам? Уч.: 74-77 Комби-ниро-ванный урок. Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц. Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; изготавливать простейшие кормушки и подбирать подходящий для птиц корм; перечислять правила подкормки птиц. Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.   Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
    Откуда берётся и куда девается мусор? Уч.: с. 78-80 УИНМ Источники мусора в быту. Необходимость со­блюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.   Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку. Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре.     Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Продолжение табл.
               
3 четверть (18 часов)
               
    Откуда в снежках грязь? Уч.: с. 80-81 УИНМ Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде. Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждать источники появления загрязнений в снеге; формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему. Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.   Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.
    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». Уч.: с. 82-93 КЗ Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. Выполнять тестовые з адания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся.   Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.   Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.
Продолжение табл.
               
Раздел «Где и когда?» (11 часов)
    Когда учиться интересно? Уч.: с. 4-5 УИНМ Знакомство с целями и задачами раздела. Усло­вия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем.   Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;   Формулиро­вать выводы из коллективного обсуждения; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.   Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
    Проект «Мой класс и моя школа». Уч.: с. 6-7 Урок-проект. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.   Фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т.д.; коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами). Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); осваивать различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.   Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.
    Когда придёт суббота? Уч.: с.8-9 Комбинированный урок. Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели. Анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым. Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.   Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.  
Продолжение табл.
               
    Когда наступит лето? Уч.: с. 10-11 Комбинированный урок. Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явле­ний от смены времён года. Анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в тетради.   Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации. Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
    Где живут белые медведи? Уч.: с. 12-13 УИНМ Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов. Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; приводить примеры животных холодных районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.   Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.
    Где живут слоны? Уч.: с. 12-13 УИНМ Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов. Практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.   Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.   Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.  
    Где зимуют птицы? Уч.: с16-17 Комбинированный урок. Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными марш­рутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму. Различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц; выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц. Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.   Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.
    Когда появилась одежда? Уч.: с. 20-21 Комбинированный урок. История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная). Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев. Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.   Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
    Когда изобрели велосипед? Уч.: с. 22-23 Комбинированный урок. История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде. Сравнивать старинные и современные велосипеды; извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; называть правила безопасной езды на велосипеде. Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.   Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Продолжение табл.
               
    Когда мы станем взрослыми? Уч.: с. 24-25 Комбинированный урок. Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира. Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; сравнивать рисунки учебника; рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков.   Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.   Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.  
    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». Уч.: с. 26-30 КЗ Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.   Обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.
Раздел «Почему и зачем?» (22 часа)
    Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Уч.: с. 32-33 Комбинированный урок. Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва. Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд; использовать атлас-определитель для получения нужной информации; наблюдать кар­тину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва. Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.   Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.  
    Почему Луна бывает разной? Уч.: 34-45 УИНМ Луна – спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны. Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; моделировать из пластилина форму Луны; рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фикси­ровать результаты наблюдений в рабочей тетради. Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.   Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
    Почему идёт дождь и дует ветер? Уч.: 36-37 УИНМ Причины возникновения дождя и ветра. Зна­чение этих природных явлений для человека, растений и животных. Наблюдать за дождями и ветром; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра.   Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.   Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.
    Почему звенит звонок? Уч.: с. 38-39 УИЕМ Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши. Анализировать рисунок учебника и переда­вать голосом звуки окружающего мира; исследовать возникновение и распространение звуков; обсуждать, почему и как следует беречь уши; высказывать предположения о причине возникновения эха.   Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.   Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
 
    Почему радуга разноцветная? Уч.: с. 40-41 Комбинированный урок. Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги. Называть цвета радуги по своим наблю­дениям и рисунку учебника; отображать последователь­ность цветов радуги с помощью цветных поло­сок. Знание последовательности цветов радуги.   Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.   Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.
4 четверть (16 часов)
     
  Почему мы любим кошек и собак? Уч.: с. 42-43 Комбинированный урок. Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за до­машними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой. Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждать свое отношение к домашним питомцам; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением. Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.   Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.  
    Проект «Мои домашние питомцы». Уч.: с.44-45 Урок-проект. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов).   Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Продолжение табл.
               
    Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Уч.: с. 46-47 УИНМ Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила пове­дения на лугу. Определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, форму­лировать правила поведения в природе; устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника. Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
    Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Уч.: с. 48-49, 50-51 Комбинированный урок. Звуки леса, их разнообразие и красота. Необхо­димость соблюдения тишины в лесу. Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину; оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения рассказов из книги «Великан на поляне»; формулировать правила поведения в природе. Работать в паре; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.  
    Зачем мы спим ночью? Уч.: с. 52-53 Комбинированный урок. Значение сна в жизни человека. Правила подго­товки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену. Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; оценивать правильность своей подготовки ко сну; рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе. Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.   Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Продолжение табл.
               
    Почему нужно есть много овощей и фруктов? Уч.: с. 54-55 Комбинированный урок. Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. Различать овощи и фрукты, группировать (классифицировать) их; находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма. Знание правил гигиены при употреблении овощей и фруктов. Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.  
    Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Уч.: 56-57 Комбинированный урок. Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук. Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; формулировать основные правила гигиены. Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
      Зачем нам телефон и телевизор? Уч.: с. 58-59 Комбинированный урок. Почта, телеграф, телефон – средства связи. Ра­дио, телевидение, пресса (газеты и журна­лы) – средства массовой информации. Интернет. Различать средства связи и средства массо­вой информации; рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; обсуждать назначение Интернета; моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов. Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.  
  Зачем нужны автомобили? Уч.: с. 60-61 УИНМ Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и Классифицировать автомобили и объяснять их назначение; работать в паре: Использовать представленную в учебнике информацию Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание
Продолжение табл.
               
        назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль – автомобиль будущего. по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. для выполнения задания; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. собственных мотивов учебной деятельности.
    Зачем нужны поезда? Уч.: с. 62-63 УИНМ Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта. Классифицировать поезда в зависимости от их назначения; работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; использовать информацию учебника для выполнения задания. Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями. Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.
    Зачем строят корабли? Уч.: с. 64-65 УИНМ Корабли (суда) – водный транспорт. Виды кора­блей в зависимости от назначения (пассажир­ские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля. Классифицировать корабли в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от плава­ния на корабле; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля. Проводить самопроверку и взаимопроверку, оценивать свои достижения на уроке; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
    Зачем строят самолёты? Уч.: с. 66-67 УИНМ Самолёты – воздушный транспорт. Виды само­лётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта. Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.
    Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Уч.: с. 68-69 Комбинированный урок. Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, Обобщать сведения о транспорте, получен­ные на предыдущих уроках; обсуждать необходимость соблюдения правил Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.
Продолжение табл.
               
        троллейбусе, трамвае). безопасности в транспорте. Называть пра­вила безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге. учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.  
    Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Уч.: с. 70-71 Комбинированный урок. Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте. Перечислять правила безопасности и спасательные средства на корабле и в самолёте. Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорт

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал