![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Издержки и выгоды проведения Олимпийских игр
Олимпийские игры – событие, способное принести принимающей стране не только затраты, но и прямые и косвенные экономические выгоды. Финансирование Олимпийских игр не сводится только к государственным инвестициям. Расходы на их поведения в разных мерах берут на себя, наряду с правительством, частные спонсоры и поставщики, желающие получить от этого прибыль или широко прорекламировать свою продукцию. При выявлении и исследовании присущих олимпийским играм издержек и выгод применяются различные подходы. Некоторые исследователи разделяют издержки и выгоды по их причастности к этапам олимпийского делового цикла: к предолимпийскому, олимпийскому и постолимпийскому этапам. Другие используют подход, разработанный М. Шаффером, А. Гриром и С. Мабуле с выделением пяти счетов затрат и выгод: счёт государства, жителей страны, природы, экономического развития, социального развития [Пилипенко]. Иногда выгоды и издержки рассматривают с точки зрения того, кто их несёт и получает: бизнес, вовлеченный в подготовку Олимпийских игр, или общество, государство. Предолимпийский этап включает в себя подэтапы выбора столицы Олимпийских игр и подэтап подготовки к их поведению. Первый подэтап включает в себя следующие виды издержек: · некоторые организационные расходы, такие как подготовка необходимых документов для участия в конкурсе на проведение очередных игр, членский взнос Международному Олимпийскому Комитету, расходы на подготовку Заявочной книги; · мероприятий по популяризации идеи проведения Олимпийских игр внутри страны и за её пределами, реклама города кандидата; · подготовка инфраструктуры города-кандидата к визиту оценочной комиссии. На данном подэтапе главные издержки приходятся на счёт государства, выгоды – на счёт жителей страны и государства (повышение имиджа города-кандидата, его инвестиционной привлекательности, национальная гордость). Так как на проведение Олимпийских игр, как правило, претендуют сразу несколько стран и городов, а удостаивается чести провести их только один, то конкурсный этап может стать последним и единственным для страны-претендента. Подэтап непосредственной подготовки города к принятию Олимпийских игр включает в себя ряд издержек, а именно: · расходы на создание материально-технической базы и развитие инфраструктуры города; · расходы на проведение эстафеты олимпийского огня, подготовку к церемонии Открытия и Закрытия игр, церемонии награждения; · административные расходы; · ущерб, наносимый окружающей среде, и расходы на её защиту; · сложности с дорожным движением; · возможный эффект вытеснения местного предпринимательства; · вынужденное переселение местных жителей, расходы на выплату им компенсаций. Выгоды на данном этапе можно разделить на прямые и косвенные. К прямым выгодам следует отнести: · доходы от продажи билетов; · спонсорские вложения; · доходы от продажи прав на телевизионные трансляции и лицензирование; · доходы от продажи сувениров с официальной символикой олимпиады, реализации нумезматических программ, филателистской программы и т.д. Косвенные же выгоды состоят из следующих явлений: · усиливающегося потока туристов и, как следствие, роста платёжеспособного спроса; · создания новых рабочих мест, понижение уровня безработицы; · стоимостного выражения налога на доходы, налога с продаж; · снижения транзакционных издержек вследствие развития транспортной и промышленной инфраструктуры; · повышения деловой активности, развития бизнес и инвестиционной инфраструктуры; · широкой рекламы и продажи продукции спонсоров и поставщиков игр. Все вышеперечисленное можно отнести к сфере бизнеса, а так же ко всем счетам затрат и выгод. Большая доля расходов на данном этапе приходится на создание материально-технической базы и развитие инфраструктуры. Размеры государственных (главным образом) и частных вложений по этим статьям зависят от наличия необходимых спортивных сооружений и состояния транспортной и иной инфраструктуры на момент начала подготовки к играм. Многие оргкомитеты не включают затраты на инфраструктуру в свои бюджеты. Доля доходов от продаж прав на телетрансляции Олимпиад за последнее время составляет до 50% в общей структуре доходов. Лицензирование. В преддверии Олимпийских игр повышается спрос на товары со спортивной символикой. Однако производители сувениров, одежды и других товаров не могут использовать эту символику без специального разрешения Международного, Национального Олимпийских Комитетов или Оргкомитета по проведению Олимпийских игр, заплатив при этом лицензионный сбор в пользу одной из вышеназванных организаций. Монетные и филателистские программы. В преддверии Олимпийских игр Международный Олимпийский Комитет заключает договоры на выпуск ограниченных партий монет и памятных медалей, высоко ценящихся коллекционерами и устойчивыми к инфляции. При успешной реализации нумизматической программы прибыль от неё может стать одной из главных статей доходов Олимпийских комитетов. Доходы от филателистской программы в размере 5% от реализации марок с символикой Олимпиады достаются Международному Олимпийскому комитету. Эстафета олимпийского огня. В дополнение к косвенным выгодам - стимулирование национальной гордости и олимпийского духа у жителей страны, мировая реклама Олимпийских игр, это маркетинговое мероприятие способно принести организаторам игр не только расходы. Впервые на Олимпийских играх в Атланте 1996 года организаторы придумали новую статью доходов, существующую до сих пор. Факелоносцы имели право оставить себе факел как памятный сувенир за определённую сумму денег [Нуреев. Эти разные Олимпийские игры]. Этап проведения игр. Самый кратковременный этап, который, однако, является кульминацией всего Олимпийского цикла. Выгоды на этапе проведения Олимпийских игр: · увеличение туристического потока, расходы туристов, спортсменов и гостей игр; · доходы от продажи билетов; · эффекты реклам; · повышение деловой активности бизнеса и туризма; · для бизнеса – продажа и реклама продукции, в том числе сувенирной, оборот гостиничного бизнеса; · высокое количество операций обмена валют и транзакций. Одна из главных статей в доходах олимпийских Оргкомитетов – доходы от продажи билетов. Они составляют более 30% от общей суммы их доходов. И, как правило, продается около 80% всех предлагаемых билетов [Нуреев издержки, ]. Эффект рекламы повышает привлекательность столицы проведения Олимпийских игр для туристов и бизнеса, инвестиционную привлекательность, международный престиж. К косвенным выгодам можно так же отнести возможность жителей города-столицы игр посетить спортивные соревнования. К издержкам данного этапа относят: · общеорганизационные расходы, расходы на организацию развлекательных мероприятий; · расходы на размещение, питание спортсменов, коммунальные услуги; · издержки, связанные с ограничением движения транспорта и работы предприятий. Издержки и выгоды на этапе проведения игр, опять же, приходятся на счет государства, социального и экономического развития, природы и жителей города, страны. В частности, увеличивается нагрузка на окружающую среду, возникают трудности с дорожным движением как у прибывших участников и зрителей Олимпийских игр, так и у местных жителей. Государство предусматривает компенсационные выплаты в связи с затрудненным движением транспорта и работы предприятий во время проведения игр. Постолимпийский этап. Этот этап так же называется «этапом наследия игр». Он считается самым неисследованным и перспективным и длится около одного года. Структура и количественные характеристики издержек и выгод на данном этапе напрямую зависят от того, насколько точно и рано была разработана программа постолимпийского развития столицы Олимпийских игр и перепрофилирования спортивных объектов и объектов олимпийской инфраструктуры. К издержкам постолимпийского этапа относят: · затраты на эксплуатацию; · затраты на перенос и перепрофилирование спортивных сооружений; · дополнительное налоговое бремя. Эти затраты, главным образом, несёт государство. Величина расходов на перепрофилирование и перенос спортивных сооружений зависит от того, насколько тщательно были изначально проработаны возможности использования олимпийского наследия. В качество выгод на рассматриваемом этапе выделяют: · реализацию активов; · возможность использования олимпийских объектов для проведения крупных мероприятий и доходы, полученные от их эксплуатации; · увеличение количества туристов; В истории проведения Олимпийских игр не редки случаи, когда столица игр после проведения Олимпиады, вопреки ожиданиям, не становилась центром мирового туризма, олимпийские объекты не нашли своего применения после окончания соревнований, а организаторы игр в итоге получили только убытки [Впишется ли сочинская олимпиада в реалии мирового туризма]. В связи с этим ещё раз следует подчеркнуть значимость разработки организаторами игр ещё на стадии планирования чёткой стратегии использования олимпийских объектов и высвободившейся после подготовки и проведения олимпиады рабочей силы.
|