Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарождение древнегреческих Олимпийских игр






Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции связывают с именами греческого народного героя Геракла, легендарного царя Пелопса, спартанского законодателя Ликурга и эллинского царя Ифита.

Олимпия — место проведения Олимпийских игр Древней Греции

Олимпия — древнегреческое по­селение, расположенное в северо­западной части Пелопоннеса, на юге области Элиды. С юга ее омывала река Алфей, с запада — река Кладей, а на севере находилась гора Кронос. И только на востоке простиралась низина, заливаемая в половодье водами Алфея. Следует отметить, что нередко в популярной литературе место проведения Олимпийских игр Древней Греции ошибочно отождествляют с горным массивом Олимп, расположенным на севере Греции, который, соглас но древнегреческой мифологии, являлся местопребыванием богов.

Уже в начальном периоде проведения Олимпийских игр Олимпия признавалась истори­ческим и культурным центром Древней Греции с большим ко­личеством памятников, строи­тельство которых восходит к первой половине второго тысячелетия до н.э. Святыми местами считались гора Кронос, курган Пелопса, алтари Зевса, Геракла, Геи и Гипподамии. Среди мону­ментальных сооружений первым был воздвигнут храм Геры, в ко­тором почитали и Зевса, а также расположенные в ряд у подножия горы Кронос различные

сокровищницы, представляющие собой жертвоприношения греческих колоний. Однако в 472 г. до н.э. во времена расцвета

афинской демократии было решено построить в Олимпии храм Зевса. Величественный храм (64, 12 х 27, 68 м) был воздвигнут архитектором Либоном в 457 г. до н.э. Через несколько лет знаменитый ваятель, литейщик и живописец Фидий (490—431 гг. до н.э.), завершивший работу в Афинском Акрополе, прибыл в Олимпию и приступил к изготовлению из золота и слоновой кости статуи Зевса, величественно восседающего на троне. Были созданы уникальные скульптуры, среди которых наиболее известными являлась культовая статуя богини Геры (начало VI в. до н.э.) на троне рядом со стоящим Зевсом, а также статуя Гермеса — покровителя пастухов и путников, созданная древнегреческим скульптором

Праксителем в хра ме Геры, не менее известна статуя летящей Ники — богини Победы Пайония. Общая высота статуи вместе с высоким треугольным пьедесталом составляла 11, 9 м. Статуи Ники воздвигались в честь побед не только в войне, но и в спортивных и художественных состязания (And- ronicos, 1992).

С этого времени начинается интенсивная застройка Олимпии. Построены гостевой дом, палестра, гимнасий, стадион, гипподром и другие сооружения, позволяющие с большим успехом проводить грандиозные спортивные

соревнования — Олимпийские игры.

Палестра (III в. до н.э.), распо­ложенная в западной части Аль- тиса, представляла собой соору­жение размером 66 х 66 м, окру­женное колоннадой, позади которой располагались различные

помещения и полуоткрытые пространства. Во внутреннем дворе атлеты занимались боевыми видами спорта: борьбой, пан- кратионом и кулачным боем. Здесь же выполнялись прыжки в длину, Если погода не позволяла тренироваться на свежем воздухе, атлеты занимались в специальных залах палестры. Существовали залы для занятий кулачным боем и борьбой. Эти же залы использовали атлеты, которые готовились в панкратионе.

В палестре размещалось раз­нообразное оборудование и сна­ряжение для успешной подготовки атлетов: кожаные мешки,

наполненные песком, мукой или пшеницей, для занятий кулачным боем, перчатки для бокса, диски для метаний, жерди, грузы для прыжков, корзины для песка высшего качества, сосуды с маслом, специальные колодцы для смеси масла и грязи, использовавшейся борцами, и др.

Существовала строгая техно­логия подготовки покрытий на площадках и в залах для занятий борьбой, панкратионом и боксом. Здесь использовали песок и землю только высшего качества.

Поверхность тщательно очищали, взрыхляли, утрамбовывали,

поливали водой. Эта работа тре­бовала много времени и усилий и ее обычно выполняли сами за­нимающиеся.

Гимнасий, построенный рядом с палестрой, в конце II в. до н.э. представлял собой открытое пространство, окруженное колон­надой. По размеру гимнасий со­ответствовал стадиону. Центральной частью был портик длиной 219, 5 м и шириной 11, 3 м. Именно здесь была отмерена дорожка, равная олимпийской дистанции

— одному классическому стадию. Его длина из-за неодинакового размера шага отмеряющих ее судей в Греции колебалась от 175 до

192, 27 м. Самый большой, или классический, стадий был в Олимпии. По преданию, отмерял его сам Г еракл. Отсюда происходит слово стадион. К гимнасию примыкали жилые помещения, в которых поселялись атлеты на период подготовки и участия в Олимпийских играх.

Олимпийский стадион стара­ниями немецких археологов пол­ностью воссоздан в первоначальном виде. От первого стадиона остались немногочисленные следы, второй стадион находился приблизительно в том же месте, что и первый. В середине IV в. до н.э. стадион переместился на 75 м восточнее. Стадион, построенный

архитектором Леонидом, имел арену размером 213 х29 м и места для зрителей (около 50 тыс.) на холмах горы Кронос, которые яв­лялись естественной трибуной.

Для проведения конных скачек был сооружен гипподром размером 730 х 66 м. Официальные гости Олимпийских игр селились в гостевом доме, рядом с ним размещались бани.

Олимпию прославляли поэты и ораторы, о ней слагали мифы и легенды. Пиндар посвятил Олимпии и Играм многие из своих од. " Нет другой звезды благороднее Солнца, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что из всех игр благородней, — Олимпийские игры", — писал поэт.

21 Олимпия - место проведения Олимпийских игр

Олимпия место проведения Олимпийских игр

— место, где происходили знаменитые в древнем мире олимпийские игры (см.), в средней части Элиды, называвшейся Писатидой, в красивой долине, в 18 верстах от морского берега. О. никогда не была городом; в ней находились лишь постоянные жилища жрецов, стекавшийся же сюда на время празднеств народ размещался где попало, преимущественно под открытым небом, в палатках. В О., одном из наиболее священных мест Эллады, было сосредоточено множество великолепных произведений греческого искусства всех племен и эпох, храмов, алтарей, изображений богов и победителей на олимпийских играх, а также обетных даров. По рассказу Плиния Старшего, в его время в О. находилось еще около 3000 статуй. Благодаря неприкосновенности О., здесь хранились также разные важные государственные и частные документы. Священная роща О., Альтис (Ά λ τ ι ς), представляла собой обнесенный стенами четырехугольник, около 104 саженей длиной и 49 саженей шириной. С северной стороны она граничила с рядом холмов, один из которых, наиболее южный — Кронион, — был в древности украшен святилищем Кроноса; с южной стороны роща простиралась до реки Алфея, которая в этом месте была весьма глубока и достигала 28 саженей ширины. На западе, за пределами рощи, находились гимназии, палестра и монкадеон; с этой стороны О. простиралась до берегов Кладея. В восточной части О., равным образом за стенами рощи, были устроены ристалище и стадион. Со времени прекращения, в конце IV столетия после Р. Х., олимпийских игр, все эти сооружения пришли в упадок и затем были окончательно уничтожены, отчасти человеческими руками, отчасти землетрясениями и наводнениями: слой песка, толщиной в 4-7 аршин, похоронил под собой развалины О.; из него выступало наружу лишь несколько кирпичных построек поздне-римской эпохи. Местность О. оставалась пустынной и неисследованной до 1829 г., когда французской экспедицией были открыты здесь часть фундамента храма Зевса Олимпийского и фрагменты скульптурных украшений на метопах этого храма, хранящиеся в настоящее время в Луврском музее. Систематические и детальные раскопки Альтиса были организованы германским правительством, по почину берлинского профессора Курциуса. Они были начаты 4 октября 1875 г., причем, в силу заключенного с Грецией договора, все находки должны были составлять собственность этой страны, Германии же было предоставлено лишь право их обнародования и снятия с них копий. Эти раскопки, на которые германским рейхстагом были ассигнованы весьма значительные средства, произведены в шесть приемов (по конец 1881 г.) и имели результатом не только открытие большого числа скульптурных произведений, частей зданий и весьма важных в историческом и лингвистическом отношении надписей, но и полное выяснение топографии священной рощи и находившихся в ней святилищ и других сооружений. Некоторые из памятников архитектуры открыты в более или менее хорошо сохранившихся развалинах, другие же могли быть изучены благодаря тщательному обмеру их фундаментов. В О., кроме престола Олимпийского Зевса, главного и наиболее древнего предмета культа, открыты храмы Зевса, Геры и Матери богов — все три дорического стиля, а также окруженное низкой стеной место, посвященное Пелопсу. В северо-западной части О. обнаружено круглое здание ионического стиля (древнейшее из дошедших до нас сооружений этого рода), возведенное македонским царем Филиппом, а на север от него — здание Пританейона. У самого холма Кроноса, возле храма Геры, оканчивался красивой нишей (экседрой) водопровод, устроенный во II столетии после Р. Х. Иродом Аттиком; от этой ниши до входа на стадион были расположены 12 сокровищниц, построенных, в виде небольших храмов, отдельными греческими племенами. С восточной стороны Альтис заканчивался галереей, посвященной Эхо. С южной стороны находилось судилище (булейтерион) элейцев — четырехугольное здание с двумя боковыми продолговатыми апсидальными пристройками. Отсюда, образуя несколько правильных улиц, тянулся ряд статуй, местонахождение которых отчасти может быть определено по сохранившимся пьедесталам, на которых они стояли. Период процветания О., относящиеся к V и IV вв. до Р. Х., повторился, по-видимому, в первом веке Римской империи. Из скульптурных произведений, открытых в О., первое место должно быть отведено 21 более или менее хорошо сохранившимся фигурам, украшавшим собой оба фронтона храма Зевса и занимавшим на каждом из них пространство в 25 м. длины и 3 м. высоты (в середине фронтонов). Группа восточного фронтона, изваянная Пэонием, изображала приготовления Пелопса и Эномая к состязанию на колесницах перед лицом Зевса, а группы на западном фронтоне, исполненная Алкаменом — битву лапифов и кентавров в присутствии Аполлона. Эти скульптуры относятся к середине V столетия до Р. Х. К несколько более поздней поре должна быть отнесена статуя Нике, Пэония — обетный дар мессенцев после одержанных ими побед. Главной находкой в Олимпии считается статуя Гермеса, держащего на руках своих юного Диониса — работа Праксителя, находившуюся в храме Геры. Кроме этих больших скульптур, в Олимпии найдено много бронзовых и терракотовых произведений меньшего размера, служивших, главным образом, для декоративного убранства зданий. Многие из них принесены греческим правительством в дар берлинскому музею. Впоследствии Греция сама продолжала производить раскопки в О., преимущественно на участках, прилегающих к Альтису.

 

24 Підготовка атлетів до Олімпійських ігор

! Почти за год до начала игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своем родном городе. День за днем десять месяцев подряд неустанно упражнялись атлеты (участники состязаний, люди крепкого телосложения, силачи). А ровно за месяц до открытия игр им надлежало прибыть в Южную Грецию и там поблизости от Олимпии продолжить подготовку. Участникам игр обычно становились зажиточные люди. Бедняки не могли тренироваться долгими месяцами.
Олимпийские игры продолжались пять дней.
В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. Следующие три дня отводились состязаниям.

Подготовка атлетов к Олимпийским играм

В литературе о спорте в Древней Греции очень мало внимания уделяется анализу подготовки атлетов. А ведь тренеры, опираясь на практику, сформировали достаточно стройную систему подготовки атлетов к Олимпийским играм и другим соревнованиям. В этой системе доминировали принципы отбора и ориентации талантливых спортсменов на занятия тем или иным видом спорта по показателям телосложения и физическим качествам; система обучения движениям предусматривала их изучение п частям и в целом, с подразделением на основные и дополнительные. Были разработаны эффективные системы развития различных физических качеств

— силы, выносливости, ловкости. Уже в те времена существовала периодичность в подготовке спортсменов: планировалась че­

тырехлетняя подготовка — от одних Олимпийских игр к другим; существовали и четырехдневные циклы (тетрады), тесно взаимосвязанные между собой и обеспечивающие планомерность подготовки атлетов.

Вот как рассказывает о тетрадах Фило страт: " Под тетрадами

понимался цикл из четырех дней с различной деятельностью каждый день. Первый день — подго­товительный для атлета, во второй день тренировка достигает максимального напряжения, на следующий день напряжение па­дает, в последний день — среднее напряжение. Подготовительная тренировка состоит из энергичных движений, коротких и быстрых, ее целью является стимулирование атлета и его подготовка к предстоящему усилию;

максимальное напряжение снаб­жает силой тело, подвергая его неоспоримым испытаниям; во время спада напряжения выполняются упражнения на расслабление. В последний день, день тренировки со средним напряжением, атлет учится избегать противника или останавливать его, когда тот попытается убежать".

Постепенная профессионали­зация спорта в Элладе, достаточно четко прослеживающаяся, начиная с

V в. до н.э., способствовала постоянному совершенствованию организации и методики подготовки атлетов. До приезда в Олимпию для участия в Играх атлеты были обязаны регулярно, в течение 10 месяцев, тренироваться в гимнасиях под руководством работавших там профессиональных тренеров.

Подготовка приобретала

регулярный и напряженный характер, в ней широко использовались не только знания и опыт, накопленные в спорте, — техника, тактика, методика развития различных качеств, но и современные достижения медицины

— профилактика и лечение травм, специальная диета, массаж и др.

Если на заре олимпийского движения в Древней Греции

спортсмены часто выступали в различных видах спорта, используя, прежде всего, свои природные задатки, подкрепленные не очень продолжительной и стихийной подготовкой, то проникновение в спорт профессионализма привело к довольно узкой специализации атлетов, которые настойчиво добивались совершенства в каком- либо одном виде спорта. Хорошо подготовленные спортсмены стремились участвовать не только в Олимпийских играх и других крупнейших общегреческих со­ревнованиях, но в погоне за де­нежными призами и подарками поочередно принимали участие и в самых различных соревнованиях.

В разных видах спорта детально отрабатывалась система подготовки спортсменов, выявлялись и применялись наиболее эффективные средства и методы. К примеру, боксеры и пан- кратионисты использовали кожаные мешки с песком, мукой, или пшеницей ДЛЯ отработки различных ударов. При этом мешки дифференцировались по массе и расположению в зависи­мости от вида спорта, индивидуальных особенностей спортсме­нов, а также качеств, которые стремился развить спортсмен — силы или точности ударов, ус­тойчивости ног и др. При трени­ровке с использованием мешков применялись различные упраж­нения, развивающие силу и точ­ность ударов, координацию и ус­тойчивость, а также внутренние органы (сердце, легкие). В Древ­ней Греции хорошо знали, что победы на Олимпийских играх требуют большого и напряжен­ного труда, отказа от привычно­го образа жизни. На это, к при­меру, указывает Эпистет: " Хо­чешь победить на Олимпийских играх? Очень хорошо, сделай это. Ты должен подчиняться су­ровой дисциплине, следовать ди­етическому режиму, ты не смо­жешь есть пироги; должен бу­дешь почитать установленное расписание тренировки и в жару и в холод; не сможешь пить ни прохладную воду, ни вино. Дол­жен будешь доверяться тренеру, как если б он был врачом. С то­бой будут дурно обращаться во время соревнования: можешь вывернуть себе руку или тебе вывернут ногу и ты проглотишь кучу песка. Подумай обо всем этом, а затем иди заниматься спортом".

Особенно тщательной и строгой была подготовка спортсменов в Олимпии в последний месяц перед Играми. Дисциплина

поддерживалась не только разъ­яснениями и указаниями, но и при помощи прута, которым тренеры наказывали нерадивых учеников. Напряженная тренировка сочеталась со строгим режимом отдыха и питания, которое было различным для спортсменов, готовящихся к выступлениям в разных видах спорта.

В подготовку атлетов вводились медицинские знания — о развитии системы дыхания и кровообращения, элементы гиги­ены, различные виды массажа, специальные диеты. Не забывали древние греки и о психологической подготовке, рассматривая ее как важную часть мастерства спортсменов.

При подготовке спортсменов к тренировкам и соревнованиям, а также для восстановления сил особенно широко использовался массаж. О его пользе и технике применения можно прочитать в трудах Галена, работавшего со спортсменами во II в. н.э.: " Ког

да кто-то раздевается и сразу на­чинает делать упражнения до массирования тела, то он под­вергается опасности разрыва и растяжения, а также учащения дыхания. Для того чтобы предот­вратить это, необходимо разогреть тело, массируя его полотенцем из льна и намазывая затем маслом. Отговариваю от немедленного использования масла до того, как кожа разогреется и поры откроются. Необходимо подготовить тело ДЛЯ того, чтобы оно впитало масло. Чтобы достичь этого, достаточно массировать все тело, делая руками круговые движения, ни медленные, ни быстрые. Если будет так про­исходить, распространится легкая краснота по всей коже. После этого необходимо применять масло, размазывая его двумя руками не чрезмерно сильно, но и не слишком мягко". Кроме такого подготовительного массажа применялся восстановительный, способствующий расслаблению и снятию усталости. Для этих целей Гален рекомендовал: " Прежде всего необходимо, чтобы тело приобрело красноту при помощи движения рук с полотенцем из грубого льна, начиная с верхней Рельефное изображение элементов борьбы

части рук до кистей; затем следует делать то же самое на груди и животе; после этого необходимо более интенсивным способом массировать ноги...".

В античный период теплые ванны и бани у греков считались местами, где спортсмены изне­живались, антигимна стическим

вызовом. Существовало мнение, что расслабление в банях отрицательно сказывается на подготовке атлетов и их закалке. Начиная с I в. до н.э. в эллинистическо-римский период отношение к бане стало изменяться. Под влиянием римских традиций баня начинает играть для спортсме­нов все более важную роль.

Следует сказать, что в Древней Греции нередко обращалось внимание на негативные проявления излишнего увлечения подготовкой и участием в соревнованиях. К примеру, Эврипид отмечал, что однообразная специализированная диета спортсменов не способствует нормальному образу жизни. На это же указывал и Гиппократ, говоривший, что однообразная тренировка и диета представляют опасность для физиологии человека, приводят к его деградации; избыточное развитие мускулатуры нарушает симметрию, приводит к физической дестабилизации, от­ставанию и ослаблению других способностей.

Тренировка атлетов в гимна- сиях осуществлялась профессио­нальными учителями. Согласно

дошедшим до нас литературным данным, учителя обучали молодых атлетов технике видов спорта,

давали указания по выполнению упражнений и участию в

соревнованиях. Поэтому их одежда закреплялась только на плече, чтобы можно было мгновенно снять ее и оказать помощь ученикам. Учитель должен был говорить

непринужденно и убедительно,

потому что " если этого нет,

говорит Филострат, — упражнение теряет свою силу". Тренер должен был знать обо всем, что касалось подготовки атлетов: массаже, диете, гигиене, медицине. Он должен был быть хорошим физиономистом, чтобы уметь делать выводы о характере атлета и его темпераменте. Кроме того, тренер должен был постоянно

контролировать состояние атлета. Согласно Аристотелю, учитель, как и врач, не мог действовать без здравого смысла. Он должен был применять методы,

соответствующие личности

спортсмена, так как не все могут выдержать одинаковую нагрузку, разные атлеты нуждаются в разных упражнениях.

В Древней Греции существовала традиция, согласно которой тренерами, как правило, станови­лись известные атлеты, завер­шившие спортивные выступления. Несмотря на то что знания тренеров в основном базировались на личном опыте, некоторые из них писали книги о методах тренировки, специальной диете, методике массажа и других проб­лемах, имеющих отношение к подготовке атлетов. Тренеры ра­ботали на профессиональной основе, как и скульпторы, архитекторы, артисты театра. Работали они по частным контрактам или по контрактам, заключенным с городскими властями. Во II в. н.э. в гимнасиях стали появляться официально нанятые врачи, которые наряду со своими прямыми обязанностями часто занимались тренировкой атлетов.

Существовала специализация учителей-тренеров, которые при­нимали участие в подготовке ат­летов. В зависимости от выполня­емых функций они назывались и гимнастис, педотриоис, алип- тис". Гимнастис разрабатывал программу подготовки атлетов, педотрибис реализовывал эту программу, а алиптис занимался подготовкой атлета к занятиям и соревнованиям, натирая его тело маслом, делая массаж.

До нас дошли имена некоторых тренеров. Чемпион в пятиборье (44 г. до н.э.) Икий из Торонто был известным тренером и написал книгу, в которой в качестве центральных тем, важных для подготовки атлетов, определил диетический режим и здоровый образ жизни. Геродик из Селим- брик, спортивный тренер, про­славился сочетанием спортивной подготовки и медицины, используя различные методы, испытывая их сначала на себе, а затем на других.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал