![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Активная жизнь
" В начале 1960-х не было такого феномена, как мужчина средних лет, бегущий по улице трусцой", — пишет журналист Энди Шихан в книге " Погоня зa ястребом", где он рассказывает о своем отце, докторе Джордже Шихане — враче, писателе и известном " гуру бега" 1960-х и 1970-х12. Шихан-старший, врач с успешной практикой из г. Ред-Бэнк, штат Нью-Джерси, начал бегать в 1963 году в возрасте 45 лет. Взрослые мужчины в то время вообще не занимались физическими упражнениями публично; если кто-то делал нечто подобное, он показывал себя человеком несерьезным или даже " вредным". Поэтому Шихан бегал дома, по двору. " С немалым изумлением, — пишет его сын, — я стоял однажды на крыльце... и наблюдал, как мой отец рысцой огибает периметр нашего двора, все два акра. Я смотрел, как он бежит вдоль дома, потом вверх по склону и заворачивает прямо перед соседским забором". Когда его отец со временем перенес свои пробежки на улицы города, он гордо игнорировал " смех и гудки, доносящиеся из проезжавших мимо машин". Порой доставалось и Шиханам-младшим: " Нас, детей, часто спрашивали: " Почему ваш папа бегает по городу в трусах? ". Однако несмотря на все это, бег позволил Джорджу Шихану реализовать его творческий потенциал. " Массу положительных изменений в себе мой отец приписывал бегу. Пробежки помогли ему бросить пить, излечиться от вспышек гнева, лучше понять самого себя и стать творческой личностью". Конечно, мало кто обязан подобной радикальной трансформацией исключительно бегу или какому-либо другому занятию. Тем не менее, мы практикуем многочисленные новые виды досуговой активности, которые в совокупности радикально меняют природу досуга в нашем обществе. Шихан утверждал, что его занятия разбудили в нем творческий импульс, но я готов предположить, что в нашем случае работает и обратная зависимость. Поскольку мы связаны с экономикой через свою креативность и потому считаем себя " творческими субъектами", нам интересны те занятия и культурные формы, которые питают и помогают выразить наше творческое " я". За последние десятилетия произошла настоящая революция в активных видах отдыха. В 1964 году Шихан впервые бежал дистанцию Бостонского марафона, который насчитывал всего 225 бегунов. Сегодня из множества желающих для участия отбирают " всего" 15 тысяч. Согласно одному из исследований Роупера-Старча за 2000 год, 67% американцев в 1999 году ежемесячно принимали участие в том или ином виде активного отдыха на свежем воздухе — явный рост по сравнению с 50% в 1994 году. В исследовании также отмечается, что все большее число людей — около 30% — в течение года более пяти раз занимались каким-либо активным видом отдыха13. Данные Американской коалиции активного досуга указывают на сдвиг к так называемым экстремальным видам спорта. При подсчете количества человек, участвующих в том или ином виде спортивного отдыха девять и более раз за год, выяснилось, что с 1998 по 1999 годы популярность ходьбы на снегоступах и телемарка выросла на 300%, а гребли и сплава на плотах — более чем на50%14. Если верить Бюро экономического анализа США, в 1999 году американцы потратили на отдых приблизительно 535 млрд. долларов". За этой поразительной цифрой стоит тот масштаб, который приобрело увлечение населения — в особенности креативного класса — активными видами спорта и физическими нагрузками. Участие в этих досуговых активностях, прежде считавшихся молодежными или ненормальными, сейчас кажется естественным для креативных людей среднего и пожилого возраста — от них это даже ожидается. Средний возраст покупателей компании RE1, торгующей товарами для спорта и туризма, составляет 44 года. Количество членов оздоровительных центров выросло практически с нуля в начале 1960-х до 15 с лишним млн. в середине 1980-х, а к 2000 году достигло 32, 8 млн.16 Многие крупные компании оборудуют у себя спортивные центры. Некоторые даже снижают размер взносов на медицинское страхование тем сотрудникам, которые регулярно ходят на тренировки. Как упоминалось в предыдущей главе, данные проекта " Использование времени американцами" показывают, что в среднем мы имеем сейчас примерно поровну свободного и рабочего времени — около 40 часов в неделю, — а среднее количество свободного времени с 1965 по 1995 годы увеличилось на 6, 2 часа. Интересно, что за этот период женщины получили дополнительных 4, 5 часов свободного времени, тогда как мужчины — 7, 917. Хотя принято много говорить о том, какую уйму времени люди стали проводить у телевизора, активные виды спорта и физкультура демонстрируют самый впечатляющий рост из всех форм досуговой активности в процентном отношении, утроившись за этот период (см. таблицу 10.1). Очень трудно найти надежные источники информации по различным видам досуговой активности американцев в целом и креативного класса в частности. Однако при анализе данных масштабного (около 15, 3 млн. человек) опроса американских потребителей, осуществленного компанией Equifax, проясняются некоторые любопытные тенденции. Несмотря на приблизительный характер этих данных, они позволяют установить ряд интересных закономерностей в предпочтениях креативного класса18. ■ По сравнению со средним американцем, люди от 18 до 34 лет с высоким доходом (выше 75 тыс. долларов) более чем вдвое чаще занимаются такими видами активного отдыха, как дайвинг (погружение с аквалангом), горные лыжи, путешествия, теннис, бег трусцой или частые полеты, а люди той же возрастной группы, но с низкими доходами (30 ты.с. долларов или меньше) с большей вероятностью могут играть в видеоигры, заниматься верховой ездой, кататься на мотоцикле, ходить в походы и возиться с электронными приборами или автомобилями. ■ Те же интересы в целом свойственны и людям от 35 до 44 лет. В этой возрастной группе люди с высокими доходами более чем в два раза чаще обычного путешествуют, катаются на горных лыжах и занимаются дайвингом и более чем в полтора раза чаще играют в теннис, гольф, бегают трусцой и пьют вино. Люди этого возраста с низким доходом предпочитают верховую езду, видеоигры, марки, мотоцикл, походы и возню с автомобилем. ■ Состоятельные американцы среднего возраста — от 45 до 64 лет — значительно чаще обычного могут иметь загородную виллу, путешествовать, пить вино, играть в гольф, плавать на яхте и посещать выставки и культурные мероприятия, тогда как люди с низким доходом чаще проводят время с внуками, играют на тотализаторе, шьют или вышивают, собирают марки, монеты и т. д., читают Библию и занимаются ремеслами. Мои интервью и фокус-группы доказывают, что креативные люди очень высоко ценят активные виды спорта и туризм. Их привлекают те города и сообщества, где популярен активный отдых на свежем воздухе — и потому, что им нравится лично участвовать в такого рода занятиях, и потому, что сам факт их распространения свидетельствует о либеральной, творческой атмосфере. Из моих исследований видно, какое важное место в жизни представителей креативного класса занимает активный спорт — от традиционных видов, наподобие велосипедных прогулок, бега трусцой и гребли, до новых, более экстремальных, вроде бега по пересеченной местности и сноубордин-га. Я лично больше всего люблю велосипед, и рад отметить, что его популярность резко выросла за последние десятилетия. В других странах люди постоянно ездят на велосипедах на работу и просто так, но в США их долго считали детской забавой. В 1950-е и 1960-е старые американские производители, такие как Schwinn и Huffy, ориентировали свою продукцию преимущественно на детей. Сегодня появилась масса новых компаний, выпускающих велосипеды — Cannondale, Trek, Gary Fisher и многие другие, — плюс новые жанры этого спорта и новые типы продукции, от дорожных и горных велосипедов до кросс-байков и ВМХ или фристайловых велосипедов, равно как и другие, еще более специализированные разновидности. Маунтин-байкинг или катание на горных велосипедах, пионером которого является Гэри Фишер, спортсмен из Калифорнии, моментально привлек множество любителей и существует теперь в нескольких подвидах. Для креативных профессионалов и специалистов по высоким технологиям, чьи вкусы я изучал, умение кататься на горном велосипеде превратилось практически в социальный навык de rigueur [обязательный], каким в свое время была для элиты верховая езда. Причем это касается не только самых молодых. Мне то и дело попадаются сорока-пятидесятилетние энтузиасты маунтин-байкинга. Сама культура изменилась: сорок лет назад велосипед казался развлечением для школьников и символом провинциальной заурядности; сегодня он соответствует духу времени. В чем причины интереса к активному отдыху? В какой-то степени его подогревают изменения в самом характере труда. Представители традиционного рабочего класса целый день занимались физическим трудом, а в свободное время предпочитали расслабиться. Творческая практика предполагает в основном умственную деятельность и сидячую работу, потому креативный класс и нуждается в физических нагрузках. Человека, проводящего весь день напролет за компьютером или мольбертом, может не устраивать перспектива досуга перед экраном телевизора. Велика вероятность, что он постарается провести время более активно. Как сказал один из моих собеседников: " Отдых снимает стресс от работы" 19. Снова и снова, стоит разговору зайти об активных видах спорта, в интервью и фокус-группах звучит слово " разрядка". Взбираясь на гору или крутя велосипедные педали, мы даем выход физической энергии, накопившейся за долгие часы неподвижности. Жена одного их руководителей крупной компании выразила это так: " Он вынужден заниматься спортом, просто чтобы высвободить невероятный запас энергии" 20. Те же мотивы помогают понять увлечение мотоспортом среди современных рабочих, в то время как креативный класс выбирает активный спорт. Мой приятель, занимающийся греблей на каноэ в окрестностях Питтсбурга, регулярно рассказывает мне о своих встречах с владельцами катеров, которые часто останавливаются, чтобы поболтать с ним. Как правило, это люди рабочих профессий — металлурги, строители и т. п. Вид моего друга, усиленно работающего веслами, вызывает у них стандартную реакцию: " Ну ты вкалываешь! " Причем сами эти новые рабочие, сидя в шезлонге на палубе отлично оснащенного катера, готового с ревом рвануться с места, стоит им нажать на газ, напоминают досужих представителей праздного класса прежних дней. Налицо и другая любопытная перемена. В начале и середине XX века наиболее популярными и массовыми видами активного спорта были состязательные, жестко структурированные спортивные игры. Рабочие районы в то время изобиловали лигами боулинга, на исчезновение которых горько сетует Роберт Патнэм, а также любительскими бейсбольными командами, дворовыми футбольными командами, секциями бокса и общественными плавательными бассейнами, а также мужскими и женскими баскетбольными командами при местных церковных приходах и клубами любителей легкой атлетики. Сегодня быстрее всего развиваются не такие формализованные разновидности. Например, в состязаниях по бегу участники могут бежать в свободном стиле. То же относится и к роликовым конькам, езде на горных велосипедах и прочим подобным видам спорта. Можно сказать, что здесь мы имеем дело с классическим случаем победы творческого импульса, побуждающего людей задавать свой собственный темп и создавать собственные правила. Мои креативные собеседники редко высказывают интерес к спортивным зрелищам. Для них важно непосредственное участие. Хотя им тоже случается иногда посмотреть какой-нибудь матч, ни разу в моих интервью никто не назвал местные профессиональные спортивные команды среди факторов, повлиявших на выбор места жительства. Исследование, проведенное компанией Bear Stearns в 2000 году, отмечает сдвиг от командных видов спорта к индивидуальным. Авторы исследования прогнозируют 44% роста популярности активных видов спорта и физкультуры среди взрослого населения за десятилетний период с 2000 по 2010 годы, при этом основная доля роста приходится на индивидуальные разновидности, такие как бег трусцой, аэробика, плавание и упражнения на тренажерах21. Что касается командных игр, члены креативного класса склонны смотреть те виды, где действие происходит непрерывно, как в баскетболе или даже хоккее, в отличие от американского футбола и бейсбола. Отчасти это связано с тем, что непрерывная игра обеспечивает более интенсивные переживания. Кроме того, есть и более общая причина, выраженная во многих интервью: соревнования по баскетболу и хоккею обычно проводятся по вечерам в холодное время года, когда рано темнеет. Люди просто не могут позволить себе " пожертвовать" теплым летним вечером, чтобы посмотреть бейсбольный матч, или целым воскресеньем ради футбола. В своей бесцеремонной книге " Класс" (1983) — полной колких, но проницательных комментариев в адрес всех социальных групп, от " пролетариев" до " тайных" богачей — Пол Фасселл из Пенсильванского университета отметил, что одержимость спортивными зрелищами является отличительной чертой рабочего класса по двум причинам: или бейсбол, но сейчас игры изменились. Чаще всего можно увидеть импровизированные футбольные потасовки, где лидируют студенты-иностранцы, а также фрисби — игру американского происхождения, в которой не возникает пауз, что отличает ее от американского футбола и бейсбола.
Первая — это необходимость идентифицировать себя с победителем, необходимость прыгать и кричать: " Мы первые! ", показывая всем указательный палец. Один хоккеист говорит: " Весь смысл профессиональной игры в победе. Это наш товар. Мы продаем ее огромному числу людей, которые в обычной жизни отнюдь не являются победителями"... Помимо этой возможности греться в лучах чужого успеха, спорт привлекает пролетариев и средний класс тем, что он санкционирует педантизм, догматизм, протоколирование, секретные знания и псевдоученость того сорта, который обычно ассоциируется с " принимающими решения" или " управленческими", или " формирующими общественное мнение" классами. Матчи Мировой серии или Суперкубка дают каждому человеку шанс... на минуту принять позу педанта, впечатляющего весь бар своей эрудицией, и в течение короткого сезона имитировать высшие классы с их авторитетными заявлениями и информированностью... Если пролетарий не знает, что вызывает колебания курса акций компании Union Carbid, в качестве знатока " острых моментов игры" он может сделать вид, будто ему известно, почему " Чарджерсы" или " Доджерсы" должны на этот раз выиграть или проиграть — таким образом удовлетворяется мощная внутренняя потребность22.
Разумеется, мы имеем дело с обобщениями. Не все представители рабочего класса интересуются мотоспортом или спортивными играми, и, напротив, кое-кто из людей креативных и состоятельных всерьез ими увлекается: на ум приходят Малколм Форбс на мотоцикле или Спайк Ли, всегда сидящий рядом с площадкой на играх баскетбольной команды New York Nicks. Социология спорта и классов содержит множество нюансов. Тем не менее, как мы уже видели, существуют веские свидетельства в пользу того, что более активные, индивидуальные формы отдыха популярнее всего на верхних ступенях социоэкономической лестницы. Есть и другие логические основания для сравнительно слабого интереса к спортивным зрелищам среди креативного класса. Во-первых, это высокий уровень мобильности. Когда карьера и образ жизни связаны с непрерывными переездами, человеку труднее сохранять верность команде, за которую он болел еще подростком. Кроме того, креативный класс насчитывает высокий процент эмигрантов. Людей, привыкших к футболу, хоккею на траве или крикету, чисто американские виды спорта могут оставить равнодушными. Студенческий городок в Карнеги-Меллон расположен вокруг большой зеленой площадки. Поколения студентов играли там в американский футбол
|