![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тело как предмет искусства
Как-то раз, говоря о подтянутых фигурах многих молодых представителей креативного класса, мой брат Роберт, который и сам старается не терять тонуса, заявил, что " студенты сегодня выглядят так, будто у них такая специализация — всегда быть в форме". То же самое можно сказать и о другой креативной подгруппе — исполнителях. Многие музыкальные звезды, наподобие Брюса Спрингстина и Мадонны, сейчас в лучшей физической форме, чем они были в начале своей карьеры. У некоторых современных музыкантов бицепсы больше, чем у профессиональных атлетов сорок лет назад; появись Боб Дилан в наши дни, агент первым делом отправил бы его на тренажеры. В январском номере за 2000 год журнал Men's Fitness поместил свой " Фитнес-индекс", распределивший пятьдесят крупных американских городов в соответствии с физическими плюсами и минусами их жителей, который стал немедленной сенсацией и попал в заголовки газет и различные ток-шоу по всей стране23. В Индексе учитывались 29 категорий, от курения и излишнего веса до процента взрослого населения, занимающегося физическими упражнениями на регулярной основе. В следующей части своей книги я собираюсь более подробно остановиться на показателях креативных городов, а пока достаточно обратиться к таблице 10.2, где перечислены " самые спортивные" и " самые пассивные" города параллельно с их местом в моем " Индексе креативности". В общем и целом, в список самых спортивных городов попали ведущие креативные центры — Сан-Диего, Миннеаполис, Сиэтл, Вашингтон и Сан-Франциско — тогда как среди " пассивных" их намного меньше. Наряду с Филадельфией (мэр которой призвал весь город сесть на диету и сбросить вес), пассивные города включают Канзас-Сити, Хьюстон, Индианаполис и Новый Орлеан. По " Индексу креативности", спортивные города имеют средний рейтинг 30, а пассивные отстают на 20 пунктов со средним рейтингом в 53. Хотя выборка Men's Fitness невелика, я попробовал провести некоторые основные корреляции, чтобы установить, как " Фитнес-индекс" соотносится с различными индикаторами креативного города вроде " индекса креативности" и других показателей. Во всех случаях корреляции были одновременно позитивными и статистически значимыми. Оказалось, что для спортивных городов характерны высокие баллы по " Индексу креативности", значительный уровень инноваций и наличия высокотехнологичных индустрии, а также многочисленное гомосексуальное и богемное население24. Одержимость креативного класса физической формой объясняется не только заботой о здоровье или сменой эстетических стандартов в пользу, скажем, накачанных бицепсов. Я вижу в ней свидетельство растущего восприятия тела как средства творческого самовыражения. Не случайно пирсинг и татуировки приобрели такую феноменальную популярность, а фит-нес-центры предлагают занятия по " скульптуре тела". Мы наблюдаем зарождение новой формы искусства, предметом которой является тело. Кому-то эта тенденция может показаться слишком нарциссичной, однако она обусловлена практическими причинами. Поскольку люди стали позже вступать в брак и чаще разводиться, креативный класс все больше времени проводит на рынке знакомств. Не только у человека, но и у представителей других видов живых существ ключевая роль здесь принадлежит внешним качествам: чем лучше ты выглядишь, тем больше у тебя шансов. Представители креативного класса, с их экономической мобильностью и предприимчивостью, не жалеют времени на то, чтобы правильно подать себя потенциальным работодателям, клиентам или партнерам. Каким бы вредным ни был этот стереотип, все же подтянутая, спортивная внешность часто дает преимущества по сравнению, скажем, с избыточным весом. Идея самого себя как произведения искусства имеет давнюю традицию среди творческих людей. В первой половине XIX века, когда в Париже возник новый класс самозваных художников и писателей, многие современники обращали внимание на то, насколько важно для них было выглядеть привлекательно, оригинально и креативно:
Когда Теккерей впервые познакомился с парижской богемой, он был так ошарашен, что составил подробное описание их наружности: локонов, завитушек, париков, английских, греческих и испанских сеток, а также великого разнообразия бород и курток... Красный жилет Теофиля Готье поразил честных буржуа на премьере " Эрнани", хотя по богемным стандартам ничего экстравагантного в этом наряде вовсе не было25.
Описанию идеального типа Бодлер посвятил знаменитое эссе " Денди"; сам он тоже неизменно заботился о безупречности своего костюма: Он тщательно избегал уличной грязи, а если шел дождь, прыгал через лужи на цыпочках, оберегая свои остроконечные лакированные туфли... Он носил мягкий шейный платок ослепительной белизны, выпуская его поверх плаща26 верх плаща
В современном креативном классе имеет место сходный феномен, с той существенной разницей, что сейчас презентация распространяется с одежды на тело. Мы носим более открытую одежду — Бодлеру не приходилось комплексовать из-за своих рук, надевая майку на лямках, а его любовнице Жанне Дюваль задумываться о том, как ее ноги выглядят в шортах — и потому само наше тело подлежит творческой обработке.
|