![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подводные камни современного опыта
Погоня за новым опытом обладает, на наш взгляд, массой достоинств. В ней отражается деятельное и продуктивное — и даже более гуманное — отношение к жизни. Акцент на активных видах досуга, казалось бы, обеспечивает опыт более здоровый в физическом и психологическом смысле, а также более насыщенный, чем скудная диета телеманьяка. При правильном подходе результат должен быть целиком и полностью положительный. Где же, в таком случае, кроется подвох? Начинать следует с того факта, что упаковка и продажа разных видов опыта многими воспринимается как нечто неаутентичное (что часто соответствует реальности). Как указывали Том Фрэнк и другие исследователи, коммерциализация жизненного опыта может лишить его креативного содержания30. Производители одежды, от Banana Republic до Prada, делают это со своей продукцией. Они стараются связать свой брэнд с определенным стилем и видом опыта, и тем самым продают опыт в качестве брэнда: чтобы быть стильным и современным, достаточно просто носить их одежду. Или, если обобщить настроение многих участников моих интервью, " нельзя просто сидеть и смотреть футбольный матч в свое удовольствие; ты должен идти на суперсовременный стадион, построенный за 500 милионов долларов, со всем его мультимедийным цирком, который только мешает следить за игрой, ради которой ты купил билет и пришел сюда". В креативном классе многие прекрасно сознают эту опасность. Потому они склонны избегать слишком раскрученных коммерческих заведений, называемых ими " ширпотреб", куда относятся сети ресторанов и ночных клубов, стадионы, перегруженные спецэффектами и элементами шоу и т. д. — или посещают их с долей иронии, как, скажем, Лас-Вегас ради деловой встречи. Они предпочитают более аутентичные, натуральные и оригинальные места, где есть из чего выбирать, и посетитель сам играет более активную роль в создании вариантов выбора. Найти оригинальное место становится все труднее, поскольку ширпотреб проникает абсолютно повсюду. Одной из немногих сфер, откуда еще не до конца изгнана аутентичность, остается музыкальная сцена. Однако сейчас музыкальные клубы — когда-то динамичный элемент уличной культуры, где можно было услышать " реальную" музыку — постепенно вытесняются ночной версией упоминавшегося " мультимедийного цирка". Погружаясь в поток звуков, в придачу ты получаешь цифровое освещение, дым-машины, дождевые машины, работающие синхронно с музыкой — все, что нужно тому, кто хочет быть крут. Возникли даже сети подобных клубов. Бывшая уличная форма превратилась в свою собственную Диснейленд-копию — беззубую, безопасную и предсказуемую, — где ночь за ночью желающим продают один и тот же стандартный опыт вместо разнообразного и уникального опыта различных музыкальных и исполнительских стилей. Есть и более глубокие причины для беспокойства. В книге " Клаббинг" Малбон в деталях описывает сложную специфику общества молодых британских клабберов. (Малбон сообщает, что собирая материал для книги, он провел " 150 ночей в клубах" и, как он выражается, " многие из них были лучшими ночами в моей жизни".) Он замечает, что клабберы различаются по стилю одежды, танцевальной технике, музыке, клубным жанрам и т. д.... Их вкус нуждается в постоянной тренировке, усовершенствовании и контроле — чтобы они могли не только отличаться друг от друга, но и отождествлять себя с другими клабберами, разделяющими их стиль и предпочтения31. Все это они используют, по его словам, для создания идентичности. Не хочу звучать слишком критично — я сам в свое время занимался такими вещами и до сих пор иногда хожу на концерты и в клубы, — но по всему сказанному, эти клабберы не более чем стадо послушных моде баранов. Если задача в том, чтобы создать идентичность или найти идентичность, то для этого существуют другие, лучшие средства. Попытки рынка удовлетворить стремление к индивидуальному опыту часто содержат странные внутренние противоречия. Хороший пример — это " кухня-декорация". В эклектичной обстановке моего дома кухня выделяется совершенством: здесь есть все, что может понадобиться профессиональному шеф-повару, да только никто ей не пользуется. Иногда я называю висящие там сковородки из нержавеющей стали фирмы All-Clad своими " амулетами". Кара Суишер, обозреватель Wall Street Journal, рассказала в своей колонке о ремонте ее дома в Сан-Франциско. Подсчитывая тысячи долларов, потраченных на оборудование ее кухни-фантазии, она сделала вывод, что кухня обошлась ей во столько же, сколько стоят " примерно тысяча обедов на вынос или по меньшей мере шестьсот ужинов в хорошем ресторане" 32. Дело в том, что это уже не приборы и утварь в традиционном утилитарном смысле. Они стали частью особого опыта, связанного с едой; они обеспечивают разнообразные виды этого опыта: визуальный опыт, когда мы смотрим на них; статусный опыт обладания ими и опыт почти " профессионального" приготовления пищи — в тех редких случаях, когда мы действительно используем их, чтобы смастерить ужин по мотивам азиатской, итальянской и отечественной кухни. Недавно открытая экспериментальная служба, Impromptu Gourmet, добавила оригинальное измерение кухонному опыту. Она позволила заказывать ингредиенты для обедов по рецептам лучших американских поваров. Когда ингредиенты доставляют по почте, вас ждет опыт " приготовления" блюд от настоящих знатоков у себя на кухне. Короче говоря, если мы мечтаем получить какой-либо опыт, нам его продадут, но в процессе может оказаться, что нас одурачили. Есть еще одна ловушка: стараясь избежать " полуфабрикатных" видов опыта, мы порой загружаем свою жизнь до отказа, впадая в крайность. Мы смеемся над жалкими рабами телевизора, но ненасытное стремление к новым стимулам и видам опыта само по себе близко к зависимости. Однако у любого стиля жизни есть свои недостатки, и с этим приходится смириться. Опыт как образ жизни шире, чем просто коллаж модных видов досуга и маркетинговых приемов. Как я постарался показать, это результат развития креативного этоса, возникшего благодаря новому культурному синтезу — о чем будет говориться в следующей главе.
|