Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В 10. Особенности общественно-политического и правового развития Руси в период феодальной раздробленности
Феодальная раздробленность Руси оформилась к концу первой трети XII в., после смерти Великого князя Мстислава Владимировича Великого.
Предпосылки феодальной раздробленности в Киевской Руси:
1) Любеческий съезд князей, который постановил, что удельные князья полноправно управляют своими вотчинами независимо от воли Великого киевского князя;
2) социально-экономические причины:
а) господство натурального хозяйства и расширение феодального землевладения;
б) рост экономического могущества местных феодалов;
в) развитие политического сепаратизма местных феодалов.
Признаки феодализма на Руси:
1) раздробленность на боярские вотчины и удельные княжества;
2) отношения сюзеренитета и вассалитета: старший сюзерен – Великий киевский князь; далее – удельные князья; вассалы первого уровня – бояре и монастыри, которым принадлежали обширные земельные владения;
3) сосредоточение в одних руках (княжеских и боярских) имущественных и государственно-властных полномочий;
4) деление населения на 2 слоя: крупные землевладельцы и зависимое крестьянство.
Феодальная раздробленность на Руси имела свою специфику, в частности этому способствовало татаромонгольское иго в XIII–XV вв.
Феодальная раздробленность имела два основных этапа:
1) XII–XIII вв. (до татаромонгольского нашествия);
2) XIII–XV вв. (период ига Золотой Орды).
В XII–XIII вв. на Руси сформировались три основных политических центра:
1) Галицко-Волынское княжество оказывало влияние на всю Южную и Юго-Западную Русь;
2) Новгородская феодальная республика – на Северо-Западную Русь;
3) Владимиро-Суздальское княжество – на СевероВосточную и Западную, а также частично Северо-Западную и Южную Русь.
В XII в. в Новгороде сложилась аристократическая республика. Однако здесь был князь.
Новгородский князь Ярослав Мудрый в начале XI в. в борьбе за независимость Новгорода сделал значительный шаг вперед, отказавшись платить дань Киеву.
В Новгороде власть Великого князя осуществлялась посадником, избираемым из своих граждан, а не назначенным князем, новгородский архиепископ также избирался новгородцами.
Новгородская земля включала в себя территорию Великой Русской равнины вплоть до Урала и Северного Ледовитого океана.
Земля Новгородская была обширна, но не удобна для земледелия, что повлияло на ее хозяйство. Здесь развивались рыболовство, солеварение, охота, торговля с Западной Европой.
В XIII в. на развитие Владимиро-Суздальского княжества значительное влияние оказало иго монголотатар, но благодаря удаленности от южных границ в его центре возник новый политически сильный город – Москва.
Территории Владимиро-Суздальского княжества охватывали всю территорию северо-восточных земель – от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до впадения Оки в Волгу.
Владимиро-Суздальское княжество было раннефеодальной монархией с сильным боярством. Особенность политической власти во Владимире: сюда перешел из Киева великокняжеский титул, так как все владимиро-суздальские князья, потомки Мономаха – от Юрия Долгорукого (1125–1157 гг.) и до Даниила Московского (1276–1303 гг.) – были Великими князьями.
Владимир в 1300 г. стал центром православия, сюда была перенесена митрополичья кафедра, так как Киев прежний центр веры был разорен монголотатарами.
15. Государственный строй и право Ростово-Суздальского княжества.
Здесь был особенно силен монархический элемент, хотя продолжали действовать и боярский совет, и городское собрание. Князья опирались на свои обширные землевладения, сильную и единую дружину, растущие города. На северо-востоке не было большого количества старых боярских родов, имевших значительные вотчины, поэтому реальной оппозиции князьям никто составить не мог.
В Ростово-Суздальском (позже - Владимиро-Суздальском) княжестве великий князь оказывал большое влияние на всю политическую жизнь. Он был не только носителем верховной власти, но и верховным собственником земли, верховным сюзереном. Он осуществлял все функции государства и ему принадлежала законодательная, исполнительная и распорядительная, военная, судебная и даже церковная власть.
В княжеский совет, выполнявший консультативные функции при великом князе, входили лично преданные ему крупные феодалы - служилые бояре. В управлении государством князь прежде всего опирался на дружину, состоящую именно из служилого боярства и иных княжеских слуг. В чрезвычайных случаях по инициативе великого князя созывались феодальные съезды.
Вече первоначально созывалось для решения наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики, со временем (особенно после монголо-татарского нашествия) влияние этого органа сошло на нет и он перестал собираться.
В Ростово-Суздальском княжестве, как и везде на Руси в то время, развивалось дворцово-вотчинное управление, местное управление сосредосточивалось в руках наместников и волостелей.
В Ростово-Суздальском княжестве действовала системе древнерусского права, отраженная, прежде всего, в Русской правде. Большинство ее списков обнаружено в юридических сборниках и кормчих книгах, возникших именно здесь. Ряд норм Русской правды впоследствии вошел в " Правосудие митрополичье" - памятник конца XIII - начала XIVвв., составленный скорее всего именно в Северо-Восточной Руси.
Галицкая земля занимала северо-восточные склоны Карпатских гор. На севере она граничила с территорией Волыни, на северо-западе — с Польшей, на юго-западе «горы Угорские» (Карпаты) отделяли её от Венгрии. В горах и за ними лежала Карпатская Русь, в значительной части захваченная венгерскими феодалами в XI в. Часть Карпатской Руси (с городами Брашовом, Бардуевом и др.) оставалась за Галицкон землёй. На юго-востоке в пределы Галицкого княжества вошли земли, простиравшиеся от Южного Буга до Дуная (на территории современной Молдавии и Северной Буковины).
Галицкая земля, древним центром которой был Перемышль, обособилась к началу XII в. в отдельное княжество под властью правнуков Ярослава Мудрого. Сложившееся здесь сильное боярство искало в своих распрях с князьями помощи у венгерских и польских феодалов и долгое время препятствовало политической консолидации страны. Волынская земля, получившая название от древнего города Волыни на реке Гучве, занимала обширную территорию в бассейне Западного Буга и верхнего течения Припяти с её притоками. Волынь и Галичина с давнего времени были особенно тесно связаны друг с другом.
Здесь издавна было известно пашенное земледелие. В Галицкой земле имелись богатые соляные разработки и соль являлась предметом вывоза. Высокого уровня в Галицко-Волынской земле достигло развитие железоделательного, ювелирного, гончарного и кожевенного ремёсел. В этом краю насчитывалось свыше 80 городов. Находясь на пересечении многочисленных водных и сухопутных дорог, Галицко-Волынская земля играла видную роль в европейской торговле. В XII в. Галинкое и Волынское княжества переживали значительный подъём. Уже Владимирко Володаревич (1141—1153) соединил под своей властью все галицкие земли, включая и придунайские города (Берлад и др.). Примерно в это же время вышла из-под власти Киева и Волынь.
Время княжения Ярослава Владимировича Осмомысла (1153—1187), одного из крупнейших политических деятелей Руси XII в., ознаменовалось дальнейшим подъёмом Галицкой земли и, в частности, широким строительством новых городов. Ярослав Осмомысл с помощью волынских князей разбил войска киевского князя и заставил его отказаться от попытки утвердиться в придунайских землях. Ярослав установил мир с Византией, а союз с Венгрией скрепил браком своей дочери с королём Стефаном (Иштваном III). В конце XII в. галицкие и волынские земля соединились под властью волынского князя Романа Мстиславича (1199—1205). Добиваясь усиления княжеской власти, он опирался на соглашение с городами и прежде всего с верхушкой городского населения — «лепшими мужами», которым предоставил ряд привилегий. Роман ослабил галицкое боярство, часть его он истребил, а некоторые бояре бежали в Венгрию. Земли бояр были захвачены князем и использованы им для раздачи дружине. Преодолев сопротивление суздальского князя Всеволода, Юрьевича, войска Романа заняли Киев (1203 г.), после чего он провозгласил себя великим князем.
Римская курия искала «союза» с князем Романом, но он отверг предложение папы Иннокентия III. Поддержав борьбу Гогенштауфенов с Вельфами, Роман в 1205 г, выступил в большой поход против союзника Вельфов — краковского князя Лешко, поставив целью продвинуться затем в Саксонию. Однако гибель Романа в походе помешала осуществлению этих широких замыслов и облегчила разрушение возникшего при нём единства Галицкого и Волынского княжеств.
Началась длительная и разорительная феодальная война (1205—1245 гг.), в которой боярство, действуя с помощью венгерских и польских феодалов, захватило власть в Галицкой земле. По договору в Спише (1214 г.) венгерские и польские феодалы с санкции папской курии попытались поделить между собой Галицко-Волынскую Русь. Однако народные массы сорвали эти расчёты. В результате охватившего страну народного восстания венгерские гарнизоны были изгнаны.
На Волыни при поддержке служилых бояр и горожан утвердились князья Даниил и Василько Романовичи, с боем вытеснившие польских феодалов из пределов Русской земли (1229 г.). Войска Даниила при активной помощи горожан нанесли венгерским феодалам и галицким боярам ряд поражений. Захваченные боярские земли князь Даниил роздал дружинникам-дворянам. Он поддерживал дружественные отношения с Литвой и Мазовией, а также с австрийским герцогом Фридрихом II, враждебным Венгрии. Борьба за независимость Галицкой Руси была кровопролитной и тянулась долгие годы. Лишь в 1238 г. Даниил окончательно овладел Галицким княжеством, а затем и Киевом, соединив таким образом под своей властью обширные земли Юго-Западной Руси.
16. Государственный строй Новгорода и Пскова.
Новгород не рассматривался ни одной княжеской семьей в качестве вотчины, власть и полномочия князя здесь были сильно урезаны. Князья в Новгороде с XIIIв. стали фактически выборными, новгородцы призывали к себе кого-либо из Рюриковичей, обычно из северо-восточных княжеств. Т.о. в Новгороде установился республиканский строй. Новгородцы избирали даже архиепископа, который потом лишь утверждался митрополитом. Новгородская зависимость формально признала свою зависимость от Золотой Орды, следовательно, номинально признавала верховенство владимирского великого князя. В свою очередь, монголо-татары признавали новгородские порядки и не мешали вечевому управлению.
Высшим государственным органом Новгородской республики было вече (" парламент-митинг"). Существует две точки зрения на персональный состав веча:
1. Входили все взрослые мужчины (так считает, в частности, доц. С.М. Казанцев), т.е. была непосредственная демократия. Вместе с тем, на вече (как на народное собрание в Афинах) приходили далеко не все, кто мог бы в нем участвовать.
2. Входили представители населения (т.е. не все новгородцы) (так считает, в частности, Янин), т.е. была представительная демократия. В доказательство говорят о небольших размерах вечевой площади в Новгороде.
Вечер решало вопросы об избрании (изгнании) князя, избрании прочих высших должностных лиц Новгородской республики; вопросы войны и мира; налоговые вопросы; выпускало законодательные акты; судило высших должностных лиц.
Князь (обычно из Рюриковичей) приглашался на княжение вечем. Князь был символом государства, защитником новгородских земель. Прибывая с дружиной в город, князь заключал договор с Господином Великим Новгородом. Князю и его дружинникам запрещалось приобретать в собственность недвижимость на новгородской земле. Князь имел право на получение определенных пошлин. Князь мог охотиться, но только в специально предназначенных для этого заповедных лесах. Совместно с посадником князь осуществлял судебные функции. Князь также назначал судей на местах, возможно, также судебных приставов.
Архиепископ (владыка) возглавлял церковь, ведал мерами и весами, обладал некоторыми судебными и иными полномочиями, под его командованием состоял специальный архиепископский полк.
Архиепископ председательствовал на заседаниях Боярского совета, который в Новгороде назывался " Оспода", а в Пскове - " Господа"
Посадник избирался на определенный срок вечем. Действующий посадник назывался степенным, а бывший - старым. Также избирался вечем тысяцкий. Трудно разграничить полномочия посадника и тысяцкого, они решали оперативные вопросы жизни Новгородской республики. Им, как и другим новгородским должностным лицам, принадлежали определенные судебные полномочия: посадник вершил суд вместе с князем, а тысяцкий выступал судьей по торговым (коммерческим) спорам.
Все города, входившие в состав Новгородской республики, считались новгородскими пригородами. Новгородский пригород Псков де-факто обладал широкой автономией, обычно имея даже собственного князя. Однако в Пскове не было собственных бояр, т.к. все они жили в Новгороде, поэтому делами Пскова управляли житьи (т.е. зажиточные) люди, которые в Новгороде были боярами оттерты от управления.
Только в сер. XIVв. Псков получил официальное признание своей независимости со стороны Господина Великого Новгорода. Система государственного управления Пскова полностью копировала новгородский аналог. Однако в Пскове не было собственного архиепископа, здесь находился наместник новгородского владыки. Вместо посадника и тысяцкого, в Пскове функционировало 2 степенных посадника. Некоторые полномочия тысяцкого были спущены на уровень вниз, сотским.
Пско́ вская су́ дная гра́ мота 1467 го́ да (ПСГ) — нормативно-правовой акт, регламентирующий, в бо́ льшей степени, гражданско-правовые отношения. Памятник феодального права России XV века. История создания и принятия ПСГ состояла из двух частей: грамоты великого князя тверского — Александра Михайловича и грамоты князя Константина Дмитриевича, княжившего в Пскове в 1407—1414 годы. С добавлениями, сделанными позже, ПСГ была утверждена на вече в 1467 году. Она должна была определять судебные права князя, посадника, новгородского наместника, владыки, княжих и вечевых чиновников, судопроизводство, трактовку уголовных преступлений, имущественных прав и их нарушений, различного рода обязательств и права наследства. Источники ПСГ Источниками ПСГ было, как общерусское законодательство, так и местное, сложившееся под влиянием общественно-политических реалий северо-западной Руси. 1. Русская Правда 2. Вечевое законодательство 3. Договоры города с князьями 4. Судебная практика 5. Обычное право 6. Договоры с иностранными предпринимателями (купцами, ремесленниками) Особенности ПСГ ПСГ подробно регламентировала гражданско-правовые отношения. Это было вызвано тем, что жители северо-западной Руси принимали активное участие в торгово-промышленной деятельности, в том числе и в международной торговле. В ПСГ есть преамбула: «Ся грамота выписана из великаго князя Александровы грамоты и из княж Костянтиновы грамоты и изо всех приписков псковъских пошлин по благословению отец своих попов всех 5 съборов, и священноиноков, и дияконов, и священников и всего Божиа священьства всем Псковом на вечи, в лето 6905-е.» ПСГ тщательно регламентирует права и обязанности князя и других должностных лиц. Содержание ПСГ Гражданское право Вещное право предусматривало деление вещей на недвижимые — «отчина» и движимые — «живот». Кроме того, разделялось наследственное землевладение — «вотчина» и условное — «кормля». Были определены и способы возникновения права собственности: переход по договору, по наследству, пожалование, по давности и приплод. Обязательственное право регламентировало договоры: купли-продажи, дарения, залога, займа, мены, поклажи, найма помещений, личного найма (подробно регламентировано положение наёмного работника). Форма договора могла быть устной и письменной. Его оформление осуществлялось в присутствии свидетелей и священника. Важную роль играло установление срока исполнения договора. Долговые обязательства ложились не на личность должника, а на его имущество. Таким образом, должник не расплачивался по долгам собственной свободой. ПСГ знает два вида наследования: по закону («отморщина») и по завещанию («приказное»). Предусматривались и случаи, когда имущество поступало не в собственность наследника, а в его пожизненное пользование, и он не мог его отчуждать. Уголовное право ПСГ вводит в понятие «преступление» не только причинение ущерба лицу, но и государству. Система преступлений выглядела так: 1. Против государства: измена («перевет»). 2. Против порядка управления: взятка («посул») судье, вторжение в судебное помещение, насилие в отношении судьи. 3. Против личности: убийство («головщина»), побои, оскорбление действием. Наиболее тяжкими считались — братоубийство и убийство родителей. 4. Имущественные преступления: кража («татьба»), кража церковного имущества, поджог, конокрадство, грабёж, разбой. Наказание за кражу дифференцируется в зависимости от размеров похищенного, способа совершения и повторности. Наиболее тяжкими преступлениями против собственности считались поджог и конокрадство. За них присуждалась смертная казнь. Наказание и его цель Система наказаний: 1. Смертная казнь (ст 7-8). 2. Денежные штрафы — за большинство преступлений по ПСГ. 3. Телесные наказания, применявшиеся на практике, законодательно предусмотрены не были. Наказание, в основном, несло компенсационный, а не карательный характер. Судопроизводство Процесс в целом носил состязательный характер, то есть строился на началах процессуального равенства сторон и разделения функций между обвинителем, защитой и судом. При этом обвинитель нёс «бремя доказывания» виновности обвиняемого, а суд выступал как арбитр между сторонами. Однако по сравнению с Русской Правдой, роль суда усилилась. Вызов в суд происходил по повестке («позовнице»). Среди судебных доказательств отмечаются и письменные доказательства. Возник институт судебного представительства, которым могли воспользоваться только женщины, глухие, подростки, монахи и престарелые люди. Вместе с тем сохраняется и такая архаическая форма доказывания своих прав, как судебный поединок (поле): вооружённое единоборство сторон или их представителей перед судом. Значение ПСГ Прежде всего, Псковская Судная Грамота обстоятельно регламентировала социально-экономическую жизнь общества, предоставляя возможность цивилизованного ведения хозяйства. ПСГ была «шагом вперёд» по сравнению с Русской Правдой и стояла гораздо ближе к западноевропейскому законодательству.
5) РАЗВИТИЕ ПРАВА РУСИ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
1. Источники права Новгорода и Пскова 2. Новгородская и Псковская судные грамоты 3. Основные черты гражданского права 4. Особенности наследственного права
5. Характеристика уголовного права 6. Судебный процесс
1. Большое влияние на развитие права Новгородской и Псковской республик оказала Русская Правда. Важными правовыми документами были княжеские уставы и грамоты. Среди других источников следует отметить договоры города с князьями, судебную практику и иностранное законодательство.
2. Новгородская и Псковская судные грамоты появились в результате кодификации в XV в.
Псковская судная грамота XV в. сохранилась полностью. Грамота представляет собой кодификацию псковского законодательства, принятую вечем в 1467 г. На ее содержание существенное влияние оказало законодательство Новгорода, таи как до середины XIV в. Псков был городом Новгородского государства. Псковская судная грамота состоит из 120 статей регламентирующих гражданско-правовые отношения, судоустройство и судебный процесс, уголовное право.
Новгородская и Псковская судные грамоты отражают более высокую ступень в развитии права по сравнению с законодательством Древнерусского (Киевского) государства. Содержание грамот характеризуется большой системностью в положении норм; законодатель дает определение некоторых общих положений и понятий. В целом Новгородская и Псков екай судные грамоты представляют собой кодексы феодального права, закреплявшие привилегии господствующего класса и неравное положение зависимых сословий.
3. Вещное право разделяло имущество на «отчину» и «живот», т. е. недвижимое и движимое имущество соответственно. К способам приобретения права собственности относились: переход по договору купли-продажи, истечение срока давности владения, получение по наследству, пожалование и др.
Обязательственное право регламентировало следующие виды договоров: купля-продажа, дарение, залог, займ, мена, поклажа, имущественный и личный наем.
Договор мог заключаться как в устной, так и в письменной форме. Его оформление осуществлялось в присутствии священника или свидетелей. Для заключения некоторых договоров требовался заклад, поручительство или обязательное письменное оформление.
4. Право Новгорода и Пскова знает наследование по закону и по завещанию. К наследникам по закону относились: переживший супруг, дети, родители, братья и сестры. Необходимо отметить, что сын лишался наследства, если отказывался содержать родителей и уходил из дому.
Для оформления завещания требовалось составить «запись» — письменный документ, который передавался на хранение в Софийский собор в Новгороде или Троицкий собор в Пскове.
5. Преступлением в соответствии с Псковской судной грамотой являлось причинение ущерба не только частным лицам, но и государству. Таким образом, складывалось понятие преступления как общественно опасного деяния.
Субъектом преступления признавались все лица независимо от социального происхождения. В случае совершения преступления несколькими лицами соучастники несли одинаковую ответственность.
Система преступлений выглядит следующим образом:
• против государства: измена, «перевет»;
• против судебных органов: тайный посул судье, насильственное вторжение в судебное помещение, оскорбление судебного должностного лица;
• имущественные: татьба — простая, квалифицированная или неоднократная; грабеж, разбой, кража, поджог, конокрадство;
• против личности: убийство, нанесение побоев, оскорбление действием.
За совершение государственных и иных наиболее опасных \ преступлений устанавливалось наказание в виде смертной казни. Совершение других преступлений чаще всего каралось> штрафом, размер которого зависел от тяжести преступления.
Быстрый поиск по Банку Рефератов:
6. Процесс носил обвинительно-состязательный характер, Судопроизводство Новгорода и Пскова регламентировалось; более подробно и четко, чем в Русской Правде.
В соответствии с судными грамотами возрастала роль суда и судебных должностных лиц. Ответчик вызывался на суд повесткой. В случае сопротивления к нему применялся привод.! Свидетели вызывались в суд при помощи судебных агентов.
Изменилась система доказательств. К упомянутым в Русской Правде судебным доказательствам (свидетельские показания, вещественные доказательства, ордалии, присяги)! добавились новые: судебный поединок и письменные доказательства («доски» — частные расписки и «записи» — официально заверенные документы).
Возникает институт судебного представительства для защиты интересов женщин, монахов, стариков и детей.
Судебное делопроизводство возлагалось на дьяков. Решение суда оформлялось судной грамотой. Сторона, выигравшая дело, получала «правую» грамоту. Разрешенные судом дела не подлежали пересмотру.
В 9. Предпосылки образования русского централизованного государства (конец XV – первая половина XVI в.в.)
Посмотреть ответы на другие вопросы к экзамену или зачету по дисциплине " История отечественного государства и права (ИОГП)" С начала XIV в. дробление русских княжеств прекращается, уступив место их объединению. Создание Русского централизованного государства было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны. 1. Отправным пунктом в развитии феодальной экономики послужил прогресс сельского хозяйства. Подъем сельского хозяйства был обусловлен не только и не столько развитием орудий производства, сколько систематическим расширением посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Увеличение избыточного продукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону. Все большая потребность в сельскохозяйственных орудиях обусловливает необходимость развития ремесла. В результате процесс отделения ремесла от сельского хозяйства идет все глубже. Количество ремесленников, переставших заниматься земледелием, возрастает. Отделение ремесла от сельского хозяйства влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, т. е. между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается. На базе такого обмена создаются местные рынки. Естественное разделение труда между отдельными районами страны, обусловленное их природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установлению внутренних экономических связей способствовало и развитие внешней торговли. Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, т. е. создания централизованного государства. В этом были заинтересованы широкие круги русского общества и в первую очередь дворянство, купцы и ремесленники. 2. Другой предпосылкой объединения русских земель было обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления крестьянства. Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Подобная политика вызывает естественное сопротивление крестьянства, приобретающее разнообразные формы. Крестьяне убивают феодалов, захватывают их имущество, поджигают имения. Такая участь постигает нередко не только светских, но и духовных феодалов - монастыри. Формой классовой борьбы выступал иногда и разбой, направленный против господ. Определенные масштабы принимает и бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от помещиков земли. В таких условиях перед классом феодалов встала задача удержать в узде крестьянство и довести до конца его закрепощение. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством, способным выполнить главную функцию эксплуататорского государства- подавление сопротивления эксплуатируемых масс. Указанные две причины играли ведущую роль в деле объединения Руси. Без них процесс централизации не смог бы достигнуть сколько-нибудь значительных успехов. Вместе с тем само по себе экономическое и социальное развитие страны в XIV - XVI вв. еще не смогло бы привести к образованию централизованного государства. 3. Фактором, ускорившим централизацию Русского государства, явилась угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачиваться русские земли перед лицом общего врага. Характерно, что когда началось образование Русского централизованного государства, стал возможен разгром монголо-татаров на Куликовом поле. А когда Ивану III удалось собрать почти все русские земли и повести их против врага, татарское иго было свергнуто окончательно. Известно, что только мощное централизованное государство может справиться с внешним врагом. Поэтому в его образовании были заинтересованы и достаточно широкие народные массы. Русское централизованное государство образовалось вокруг Москвы, которой было суждено со временем стать столицей великой державы. Причины возвышения Москвы. следующие причины, способствовавшие усилению Московского княжества: 1) географическое положение, дающее политические и торговые выгоды; 2) ичность князей и их политику (князья самих татар сделали орудием для возвышения власти, что видно из борьбы между Тверью и Москвой; 3) определенная в пользу Москвы политика татар; 4) сочувствие боярства и духовенства; 5) правильность престолонаследия в Москве.
В10
030. Общая характеристика и источники Судебника 1497 г.
| Причины принятия Судебника Эпоха Ивана III была ознаменована преодолением феодальной раздробленности и созданием московского централизованного государства. Усиление власти великого князя, возрастание влияния дворянства, появление аппарата управленияцентрализованным государством вызвали необходимость принятия нового нормативно-правового акта, отвечающего вышеуказанным реалиям. Источники Судебника Судебник 1497 года основывался на предшествующем законодательстве. Источниками этого нормативно-правового акта явились: 1. Русская правда, включая её позднейшие редакции. 2. Псковская судная грамота. 3. Уставные грамоты — нормативные документы, издаваемые верховной властью по вопросам местного управления. 4. Судные грамоты — постановления о судоустройстве, даруемые отдельным местностям и содержащие, кроме того, некоторые нормы гражданского и уголовного права. 5. Судебные решения по отдельным вопросам. Особенности Судебника В Судебнике 1497 года, как и любом феодальном своде законов, нормы права излагались без чёткой системы, казуально (то есть на каждый случай, вдаваясь в частности), открыто определяли привилегии господствующего слоя населения. Однако уже наметилась определённая систематизация материала, чего не знали предшествующие законы. Норм процессуального права (ведение розыскного и судебного процесса) в Судебнике значительно больше, чем норм материального права (гражданского, уголовного). Ст. 67 Судебника устанавливала порядок объявления княжеских указов. Юридическая техника, то есть совокупная связь приемов, применяемых при разработке содержания и структуры правовых предписаний государства, слабая. Содержание Судебника СПГИ Содержание Судебника распадается на четыре части: 1. Деятельность центрального суда и нормы уголовного права (ст.1-36). 2. Организация и деятельность местных судов (ст. 37-45). 3. Гражданское право и гражданский процесс (ст. 46-66) (наследование, договоры личного найма, купли-продажи, переход крестьян от одного хозяина к другому, о холопстве). 4. Дополнительные статьи по судебному процессу (ст.67-68) Судебный процесс по Судебнику 1497 года Процессуальных норм в Судебнике было большинство. Законодатель небезосновательно полагал, что имущественные, обязательственные и семейные отношения уже урегулированы силой обычая и традиции, поэтому не стоит включать в Судебник «общеизвестные истины». Таким образом, Судебник стал, прежде всего, инструкцией для проведения судебных заседаний. Процесс в целом носил состязательный характер, то есть строился на началах процессуального равенства сторон и разделения функций между обвинителем, защитой и судом. При этом обвинитель нёс «бремя доказывания» виновности обвиняемого, а суд выступал как арбитр между сторонами. Однако уже наметились черты розыскного или инквизиционного процесса. Для последнего характерно отсутствие прав у обвиняемого и возможности состязания с обвинителем, тем более, что для этого процесса характерно слияние в одном лице функции судьи, обвинителя и защитника. Судебник 1497 узаконивал пытку в качестве средства достижения истины. Процесс включал в себя три стадии: 1. Установление сторон (истца и ответчика). 2. Судоговорение. 3. Вынесение судебного решения и выдача «правой грамоты» с записью решения. Предусматривалось письменное ведение протокола. В состав суда, помимо великокняжеского наместника, входили «лучшие люди» — представители местной аристократии. Уголовное право Под преступлением понималась не «обида», как в Русской Правде, а «лихое дело». Если «обидой» называли ущерб лицу или группе лиц, то «лихое дело» было деянием, направленным против существующего строя, против правопорядка. Иначе говоря, «лихое дело» — есть ни что иное, как нарушение воли государя. А доведуть на кого татбу, или разбой, или душегубство, или ябедничество, или иное какое лихое дело… Составы преступлений. 1. Против государства — корамола (то есть заговор, мятеж или иные действия, направленные против существующего режима). К ним же примыкают преступления против порядка управления. К примеру, отказ от правосудия: А каков жалобник к боярину приидет, и ему жалобников от себе не отсылати. Статья о «неправом суде» защищала подданных от произвола чиновников. Существовал и такой состав, как «ябедничество», то есть заведомо ложный донос. 2. Против личности — убийство, «головная татьба» (похищение человека), оскорбление делом или словом. 3. Имущественные преступления — татьба (кража), разбой, грабёж, поджог. Система наказаний: 1. Смертная казнь. 2. Телесные наказания: «торговая казнь» — битье кнутом на торговой площади; членовредительные наказания (урезание языка, ушей, клеймение) ещё только начали вводиться и широкого распространения не получили. 3. Денежные взыскания (штрафы): в случаях оскорбления и «бесчестья». (Этот вид наказаний не был прописан в Судебнике 1497 года, однако на практике часто применялся). Основная цель - устрашение Гражданское право Судебник не содержит подробной регламентации права собственности. Утверждается принцип частной собственности. Однако упоминается земля и другое продаваемое имущество без специально оговорённых юридических последствий. В Судебнике 1497 года впервые был использован термин «поместье» для обозначения особого вида условного землевладения, выдаваемого за выполнение государственной службы. Судебник 1497 года был первым законом, регламентирующим начавшееся закрепощение крестьян. Отныне крестьянин мог уйти от своего хозяина только в строго определённый срок. Юрьев день (26 ноября) — дата, с которой на Руси связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчет по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев. В общегосударственном масштабе крестьянский выход был ограничен в Судебнике 1497 г. двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня. Судебник 1550 года подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отменено с введением «заповедных лет», а затем и вовсе запрещено законодательством 1590-х годов. Соборное уложение 1649 года подтвердило этот запрет. Судебник ограничивал холопство в городе. Таким образом, увеличивалось количество «тяглецов» (налогоплательщиков) среди городского населения. Судебник регулировал следующие виды договоров: найма, займа, кабала, обмен, а также правила наследования. Значение Судебника Издание Судебника 1497 года явилось важной мерой укрепления политического единства, усиления «центральной» власти.
| |
В 11
036. Общественный строй Руси в период сословно-представительной монархии (конец XVI – первая половина XVII вв.). Посмотреть ответы на другие вопросы к экзамену или зачету по дисциплине " История отечественного государства и права (ИОГП)" Происходит дальнейшее юридическое оформление сословий (обязанностей и привилегий). 1. Правящий класс достаточно четко делится - на феодальную аристократию (бояр), экономическая база - вотчинное землевладение - на служилое сословие (дворян), экономическая база — поместное землевладение. Консолидация феодального сословия сопровождалась укреплением его привилегий: монопольного права владеть землей, освобождения от повинностей, преимуществ в судебном процессе и в праве занимать чиновничьи должности. 2. Городское население - получает устойчивое наименование " посадские люди". - сложилась определенная иерархия: а) гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства) - наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей. б) суконная сотня - наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей. в) черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) г) слободы (ремесленные кварталы и цехи) - значительная часть дворов в городе принадлежала духовным и светским феодалам, освобождаясь от государственного " тягла" (прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги и др.) и называлась " белыми слободами". Они представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из " черных слобод" квалифицированную рабочую силу. Поэтому горожане неоднократно ставили вопрос о возвращении в посад ушедших людей и заложенных " белолистцами" (люди, купившие общинную землю, но не вступившие в общину) городских имуществ. Соборное Уложение 1649 г. в основном решило эту проблему, закрепив монопольное право посада на ремесло и торговлю, включив в государственное " тягло" " белые слободы, и возвратив в посад ушедших тяглецов. Вместе с тем за посадом было закреплено все его население, переход из посада в посад запрещался. Крестьяне Прикрепление крестьян к земле началось значительно раньше. а) Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило " Юрьева дня" (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата " пожилого"). б) Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С I581 г. вводятся " заповедные лета", в течение которых даже yстановленный переход крестьян запрещался. в) Составлявшиеся в 50― 90 гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об " урочных летах", устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5 — 15 лет). г) Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее " урочные лета" и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян. Прикрепление развивалось двумя путями: - внеэкономическим - экономическим (кабальным). В XV в. существовало две основных категории крестьян: - старожильцы, вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. - новоприходцы, как вновь прибывшие, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть: - половником (работать за половину урожая) - серебряником (работать за проценты). Внеэкономическая зависимость наиболее в чистом виде проявлялась в институте холопства. Последнее значительно видоизменилось со времен Русской Правды: - ограничиваются источники холопства (отменяется холопство по городскому ключничеству, запрещается холопить " детей боярских") - учащаются случаи отпуска холопов на волю. - закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу. Развитие кабального холопства (в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов крепостными.
| | | | | Начало формы
Конец формы
| | Начало формы
Конец формы
| | | | |
В14
Уголовное право по Соборному Уложению 1649 г.
| 042. Уголовное право по Соборному Уложению 1649 г. Субъектами преступления могли быть как отдельные лица, так и группа лиц. Закон разделяет их на главных и второстепенных, понимая под последними соучастников. В свою очередь соучастие может быть как физическим (содействие, практическая помощь, совершение тех же действий, что совершал главный субъект преступления), так и интеллектуальным (например, подстрекательство к убийству в гл. XXII). От второстепенных субъектов преступления (соучастников) закон отличал лиц, только причастных к совершению преступления: - пособников (создававших условия для совершения преступления), - попустителей (обязанных предотвратить преступление и не сделавших этого), - недоносителей (не сообщивших о подготовке и совершении преступления), - укрывателей (скрывших преступника и следы преступления). Субъективная сторона преступления обусловлена степенью вины: Уложение знает деление преступлений на умышленные, неосторожные и случайные. Закон выделяет отдельные стадии преступного деяния: - умысел (который сам по себе уже может быть наказуемым), - покушение на преступление - совершение преступления. Закон знает понятие рецидива (совпадающее в Уложении с понятием " лихой человек") и в крайней необходимости, которая является ненаказуемой, только при соблюдении соразмерности ее реальной опасности со стороны преступника. Нарушение соразмерности означало превышение пределов необходимой обороны и наказывалось. Классификация преступлений: 1. Преступления против Церкви: - богохульство, - «совращение» в иную веру, - прерывание хода литургии в храме и т. д. 2. Государственные преступления: - любые действия, направленные против личности государя или его семьи, - бунт, - заговор, - измена. По этим преступлениям ответственность несли не только лица, их совершившие, но и члены их семей. 3. Преступления против порядка управления: - самовольный выезд за границу, - фальшивомонетничество, - дача ложных свидетельских показаний, - ложное обвинение («ябедничество»), - содержание питейных заведений без особого разрешения и т. д. 4. Преступления против благочиния: - содержание притонов, - укрывательство беглых, - продажа краденного или чужого имущества, - обложение пошлинами освобождённых от неё лиц и т. д. 5. Должностные преступления: - лихоимство (взяточничество, вымогательство), - неправосудие (заведомо несправедливое решение дела), - подлоги по службе, - воинские преступления (мародёрство, побег из расположения войска) и т. д. 6. Преступления против личности: - убийство, - нанесение увечий, - побои, - оскорбление чести. Не наказывалось убийство вора, пойманного на месте преступления. 7. Имущественные преступления: - татьба (кража), - конокрадство (как отдельный вид преступления), - кража овощей из огорода и рыбы из садка (как отдельный вид преступления), - разбой, - грабёж, - мошенничество, - поджог, - порча чужого имущества. 8. Преступления против нравственности: - непочитание детьми родителей, - сводничество, - «блуд» жены (но не мужа), - связь господина с «рабой». Система наказаний: 1. Смертная казнь (в 36 случаях) - повешение, отсечение головы, четвертование, сожжение (по делам религиозным и по отношению к поджигателям), а также «заливание раскалённого железа в горло» за фальшивомонетничество. 2. Телесные наказания — разделялись на членовредительные (отсечение руки за кражу, клеймение, урезание ноздрей и т. д.) и болезненные (битьё кнутом или батогами). 3. Тюремное заключение — сроки от трёх дней до пожизненного заключения. Тюрьмы были земляные, деревянные и каменные. Тюремные сидельцы кормились за счёт родственников или подаянием. 4. Ссылка — наказание для «высокородных» лиц. Была следствием опалы. 5. Бесчестящие наказания — также применялись для «высокородных» лиц: «отнятие чести», то есть лишение званий или понижение в чине. Мягким наказанием этого типа был «выговор» в присутствии людей того круга, к которым относился правонарушитель. 6. Конфискация имущества — как движимое, так и недвижимое имущество (иногда и имущество жены преступника и его взрослого сына). Применялось к государственным преступникам, к «лихоимцам», к чиновникам, злоупотреблявшим должностным положением. 7. Отстранение от должности 8. Штрафы. — назывались «продажа» и назначались за преступления, нарушающие имущественные отношения, а также за некоторые преступления против жизни и здоровья человека (за увечье), за «понесение бесчестья». Также применялись за «лихоимство» в качестве основного и дополнительного наказания. Цели наказания: 1. Устрашение. 2. Возмездие со стороны государства. 3. Изоляция преступника (в случае ссылки или тюремного заключения). 4. Выделение преступника из окружающей массы людей (урезание носа, клеймение, отсечение
| |
Суд и процесс по Соборному Уложению 1649 г.
| 043. Суд и процесс по Соборному Уложению 1649 г. Судебное право в Уложении составило особый комплекс норм, регламентировавших организацию суда и процесса. Дифференциация на две формы процесса: - состязательный процесс а) мел преобладание в делах гражданских. - розыскной (следственного) процесс а) преобладание над первым процессом б) господствовал в политическом и уголовном судопроизводстве В Уложении подробно расписан порядок «вершения суда» (как гражданского, так и уголовного): 1. «Вчинание» — то есть подача челобитной жалобы. 2. Вызов ответчика в суд. - Ответчик мог представить поручителей (явный пережиток, идущий от послухов Русской Правды). - Ему предоставлялось право дважды не являться в суд, если на то имелись уважительные причины (отсутствие, болезнь), но после третьей неявки он автоматически проигрывал процесс. Выигравшей стороне выдавалась соответствующая грамота. 3. Судоговорение — устное с обязательным ведением «судебного списка», то есть протокола. Доказательства были многообразны: - свидетельские показания (практика требовала привлечения в процесс не менее десяти свидетелей) - письменные доказательства (наиболее доверительными из них были официально заверенные документы) - крестное целование (допускалось при спорах на сумму не свыше одного рубля), жребий. Процессуальные мероприятия, направленные на получение доказательств: 1. «Обыск» — не имел ничего общего с современным обыском и заключался в опросе населения по факту совершения преступления или о конкретном (искомом) лице. - общий - опрос населения осуществлялся по поводу факта совершенного преступления - повальный - по поводу конкретного лица, подозреваемого в преступлении. 2. «Правёж» — применялся, как правило, по отношению к неплатежеспособному должнику. Ответчик подвергался процедуре телесного наказания розгами. Например, за долг в 100 рублей пороли в течение месяца. Если должник уплачивал долг или у него находились поручители, правёж, разумеется, прекращался. 3. «Розыск» — комплексные мероприятия, связанные с выяснением всех обстоятельств «государева» дела или и других особо тяжких преступлений. - При «розыске» часто применялась пытка. Её было можно применять не более трёх раз с определённым перерывом. Показания, данные на пытки (" оговор") должны были быть перепроверены посредством других процессуальных мер (допроса, присяги, " обыска"). Показания пытаемого протоколировались. - Дело в розыскном процессе могло начаться с заявления потерпевшего, с обнаружения факта преступления (поличного) или с обычного наговора, неподтвержденного фактами обвинения (" язычная молва"). После этого в дело вступали государственные органы. - Потерпевший подавал " явку", (заявление) и пристав с понятыми отправлялся на место происшествия для проведения дознания. - Процессуальными действиями были " обыск", т.е. допрос всех подозреваемых и свидетелей. 4. Особый вид свидетельских показаний: - " ссылка виноватых" заключалась в ссылке обвиняемого или ответчика на свидетеля, показания которого должны абсолютно совпасть с показаниями ссылающегося: при не совпадении дело проигрывалось - общая ссылка заключалась в обращении обеих спорящих сторон к одному и тому же свидетелю или нескольким свидетелям. Их показания становились решающими. Особенности: 1. Вопросам судоустройства и судопроизводства посвящена в нем в Х глава — “О суде”, самая большая, содержащая 287 статей. 2. Отсутствие отделения суда от административных органов. Судебная функция была важнейшей задачей администрации 3. Все судебные органы XVII в. делились на: - государственные - церковные - вотчинные 4. Государственные судебные органы состояли из трех инстанций: - губные, земские учреждения, воеводы на местах - приказы - суд Боярской думы и царя. 5. Суд полковых воевод и судей при них над воинскими людьми в период их службы и полках тоже был разновидностью государственного суда. 6. Важнейшим центральным судебным звеном были приказы, среди которых имелись судебные (судные, четвертные приказы) и приказы со специальной подсудностью (Земский, Поместный, Разбойный, Холопий). 7. Высшей судебной и апелляционной инстанцией в отношении приказов были Боярская дума и царь. Уложение регламентировало порядок работы судей прежде всего в приказах и на местах. - В приказах обычно было несколько судей. - Во главе некоторых приказов стоял боярин, или окольничий, или думный человек “с товарищи” — человека три-четыре. Уложение предписывало решать судебные дела коллегиально (“всем вопче”). При отсутствии кого-либо по болезни или по другой уважительной причине остальные судьи решали дела самостоятельно (X, 23). За злостное уклонение от явки в приказ “многие дни” судья повергался наказанию, “что государь укажет” (X, 24). По воскресеньям, крупным церковным праздникам и в дни тезоименитств в приказах никаких дел не рассматривала, кроме “самых нужных государьственных дел” (X, 25). - Судебное решение считалось окончательным и могло подлежать пересмотру только в порядке апелляции в высшую инстанцию. - Судебное делопроизводство в приказах бежало на дьяках и подьячих. Запрещались при этом исправления (черненье, скребление) и вписывание между строк. Подьячий был обязан положить дело “на стол к вершению вскоре”. После судебного решения стороны “прикладывали руки” к записям. Затем подьячий переписывал дело набело, а дьяк, сверив беловой экземпляр скреплял его своей подписью. Черновой экземпляр тоже сохранялся “впредь для спору”. Запрещалось показывать судное дело сторонам и выносить из приказа.
| |
В16
047. Реформы государственного аппарата при Петре I
| 047. Реформы государственного аппарата при Петре I В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей ее с 1701 г. Консилии (Совета) министров был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенат изначально должен был заменять главу государства в период его отсутствия (во время военных компаний). Но стал постоянно действующим органом исполнительной власти. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать торговлю, контролировать деятельность администрации, контролировать правосудие, контролировать деятельностью губернаторов и негласный политический надзор за деятельностью государственных учреждений. Руководство работой сенаторов было в 1722 г. поручено генерал-прокурору, которого Петр I называл «оком государевым». В 1718-1721 гг. была преобразована громоздкая и запутанная система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции частично совпадали и не имели четких границ, было учреждено первых 10 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: Коллегия иностранных дел – внешними сношениями, военная – сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская – флотом, Камер-коллегия – сбором налогов, финансы государства, Штатс-контор-коллегия – расходами государства, Ревизион-коллегия – контролем за исполнением бюджета, доходы и расходы государства связанные с содержанием армии и государственного аппарата, Юстиц-коллегия – судопроизводством, Вотчинная-дворянским землевладением, Мануфактур-коллегия – промышленностью, кроме металаллургической, которой ведала Берг-коллегия, Коммерц-коллегия – торговлей. Фактически на правах коллегии существовал Главный магистрат, ведавший русскими городами. Малороссийская коллегия (учреждена в 1722 г.) обладала территориальным характером. Была создана для управления Восточной Украиной. Кроме того, действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия. Своеобразной коллегией стал Синод, или Духовная коллегия, учрежденный в 1721 г. В 1721 г. должность патриарха-главы русской церкви была упразднена, практически отменена тайна исповеди. Наблюдение за деятельностью Синода поручалось специальному государственному чиновнику-обер-прокурору. В 1722 г. были утверждены штаты церковнослужителей (на 150 дворов-один священник). Все, кто оказался за штатом, облагались подушной податью. Двойная подать была наложена на старообрядцев. С целью укрепления власти на местах страну в 1708 г. разделили на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию и по этому в свою очередь делилась на провинции. Их было 50. Провинции, в свою очередь, делились на уезды.
| |
В 57 Государственный строй СССР в годы Великой Отечественной
| 110. Государственный строй СССР в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941-май 1945 гг.). В июне 1941 года Президиум Верховного Совета СНК и ЦКВКПб издали постановление о создании высшего чрезвычайного органа – Государственного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Все организации и лица обязаны были выполнять его распоряжения. ГКО действовал через существующие государственные, партийные и общественные органы, специальные комитеты. Местные комитеты обороны создавались в некоторых областных и городских центрах. В их состав входили представители партийных органов, военное командование. Органы ГКО действовали параллельно, и через посредство конституционных органов власти и управления. Летом 1941 года началась эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. Для этой работы был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В мае 1942г. При Ставке главнокомандующего образовался Центральный штаб партизанского движения. В начале ноября 1942г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную Государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко – фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям СССР. Были образованы местные комиссии в республиках, краях и городах. В начале войны президиум верховного совета образовал ряд новых наркоматов. Для проведения мобилизации трудоспособного населения в июне 1941г. Создан Комитет по учету и распределению рабочий силы при СНК СССР. Особая система военной юстиции регламентировалась июльским (1941) Указом «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий». Надзорными инстанциями для этих трибуналов служили военная, военно – железнодорожная, военная водно – транспортная коллегии Верховного Суда СССР и Пленум Верховного Суда СССР.
| |
В 62
. Конституция СССР 1977 г. Общая характеристика.
| 120. Конституция СССР 1977 г. Общая характеристика. Посмотреть ответы на другие вопросы к экзамену или зачету по дисциплине " История отечественного государства и права (ИОГП)" В 1962 г. была сформирована конституционная комиссия, призванная выработать проект нового Основного Закона для общества развитого социализма. Идея скорого перехода к коммунистическому обществу к концу 60-х гг. постепенно растворилась в новых формулировках. Все настойчивее стали подчеркиваться такие моменты, как укрепление законности, активное включение граждан в управление общественными делами, возрастание роли общественных организаций, укрепление сплоченности граждан и рост общественного самоуправления. Работа над Конституцией заняла долгие годы, окончательный проект был подготовлен в мае 1977 г. Тогда же проект был одобрен Пленумом ЦК КПСС. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О проекте Конституции СССР», на основании которого проект выносился на обсуждение общественности, а на октябрь была назначена сессия Верховного Совета, призванная окончательно рассмотреть исправленный и дополненный проект. На седьмой внеочередной сессии Верховный Совет принял Декларацию о принятии и объявлении Конституции СССР. Был также принят Закон о порядке введения в действие Конституции. Конституция подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей Конституциями (1918, 1924, 1936 гг.). Констатировалось построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства». В качестве цели указывалось на построение «бесклассового коммунистического общества», базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы — Советы. В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль коммунистической партии (ст. 6). В тексте появились новые разделы: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, внешней политике, статусе народного депутата, вводная часть (преамбула). Конституция состояла из девяти разделов: I. Основы общественного строя и политики; II. Государство и личность; III. Национальноосударственное устройство; IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания; V. Высшие органы власти и управления; VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках; VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; VIII. Герб, флаг, гимн и столица; IX. Действие Конституции и порядок ее применения. Конституция закрепляла новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий государственных и общественных организаций и т. д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества. В законе подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей. За каждой союзной республикой Конституция закрепляла право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. Конституция с большей определенностью подчеркивала значение личности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод. В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР. Эта Конституция, как и другие республиканские конституции, в значительной степени повторила все основные положения союзного Основного Закона. В республиканских конституциях устанавливалось право республик участвовать в решении вопросов, отнесенных' к ведению Союза (в Верховном Совете, Президиуме Верховного Совета и Правительстве СССР). Само определение Союза ССР как «единого союзного многонационального государства» говорило о стремлении усилить федеральные централистские начала. В Конституции подчеркивался особый характер советской федерации: это единое союзное и одновременно многонациональное государственное образование. Составляющие федерацию союзные республики характеризовались в Основном законе как советские и социалистические. Независимо от своих размеров все республики СССР провозглашались равноправными, суверенитет Союза сочетался с суверенитетом союзных республик. В специальной главе Конституции определялся правовой статус союзных республик, оговаривались их политические и экономические права. Наиболее важные функции (обороны, внешних сношений и т.п.) по-прежнему оставались в компетенции Союза. Характерно, что в Конституции не подчеркивался национальный характер составляющих Союз отдельных республик. Определенные тенденции к централизации и преодолению национальных различий выразились в сформулированном государство ведами понятии «советский народ — новая историческая общность».
| | | | | Начало формы
Конец формы
| | Начало формы
Конец формы
| | | | |
В 60 Особенности развития государственного механизма в условиях нарастания кризиса социализма
Рассматриваемый период развития государства характеризуется сменой эпохи преобразований, проводимых Н.С. Хрущевым, эпохой «застоя», замедления и консервации темпов общественного развития.
Во внешней политике продолжается противостояние системы капитализма и системы социализма. Условия «холодной войны» и гонки вооружений истощали экономику страны, отвлекали средства, необходимые для внутреннего развития.
Развитие формы государственного устройства определялось возвратом к централизации. В экономической сфере территориальный принцип руководства хозяйством был заменен отраслевым: совнархозы были ликвидированы, все ключевые отрасли (машиностроение, строительство) сосредоточивались в руках союзных министерств, остальные - составляли предмет совместного ведения Союза и республик.
Изменения в государственном аппарате характеризовались отказом от хрущевских нововведений и проведением контрреформ, в результате которых воссоздавалась несколько измененная структура, существовавшая 10 лет назад.
Центральной политической фигурой стал Л.И. Брежнев, совмещавший посты Первого (позднее Генерального) секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума ВС СССР.
Особенностью развития государственного механизма было сращивание государственного и партийного аппарата, принятие партией тех функций, которые свойственны только государству. Усиление роли КПСС в государстве и обществе привело к подмене государственных органов партийными.
Бюрократизировался и стал трудно управляемым состав государственно-партийных органов.
В системе Советов депутатов трудящихся ликвидируется их деление на промышленные и сельские, они вновь объединились и стали называться Советами народных депутатов.
Для работы по основным направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного развития при Верховном Совете СССР создаются постоянные комиссии, имеющие широкий круг административных и исполнительских полномочий.
Реорганизация правоохранительных органов имела цель восстановления централизованного управления. Было вновь создано Министерство охраны общественного порядка СССР (позднее МВД СССР), которому подчинялись аналогичные республиканские органы.
Органы народного контроля приобрели статус государственных и составляли систему контрольных органов, возглавляемую Комитетом народного контроля СССР.
В 12
|