Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Руководящие начала по уголовному праву 1919 г ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Руководящие начала по уголовному праву РСФСР от 12 декабря 1919 г. – основной уголовный закон в период установления советской власти на территории РСФСР. Источники руководящих начал: практика судов и трибуналов. Главный принцип уголовного права: целесообразность. Он противопоставлялся принципу законности). Принцип разрешения дел судами: «социалистическое правосознание» судов. Допускался принцип применения судами аналогии права при отсутствии в законе конкретной нормы, разрешающей конкретное дело. Цель уголовного права – уничтожение классовых противников пролетариата и согласование общих его действий, направленных на достижение этой цели. Структура руководящих начал включала введение и разделы: 1) об уголовном праве; 2) об уголовном правосудии; 3) о преступлении и наказании; 4) о стадиях осуществления преступления; 5) о соучастии; 6) о видах наказания; 7) об условном осуждении; 8) о пространстве действия уголовного права. Руководящие начала не делились на общую и особенную части. Уголовное право (по руководящим началам) – это «система правовых норм, нацеленных на защиту общественных отношений, отвечающих принципам трудящихся масс в переходный от капитализма к коммунизму период, посредством применения к преступникам репрессивных мер». Преступление – это нарушение порядка общественных отношений, охраняемых уголовным законодательством. Общий репрессивный характер руководящих начал обусловил отсутствие в нем упоминания о формах вины, необходимой обороне, крайней необходимости как обстоятельств, влияющих на характер и степень ответственности лица. Наказание – это меры принудительного воздействия, которые обеспечивают законный порядок общественных отношений от его нарушителей. Принцип назначения уголовного наказания: суд в этом случае должен был учитывать степень и характер социальной опасности преступника, а также социальную принадлежность преступника («принадлежащий к имущему классу» или «неимущий») и социальную направленность деяния («в интересах угнетающего класса»), т. е. уголовное законодательство было классовым. Руководящие начала содержали и классовые смягчающие ответственность обстоятельства: 1) принадлежность к «неимущему классу»; 2) состояние голода, нужды; 3) невежество; 4) несознательность. На меру наказания также влияли: 1) политический или личный характер мотивов преступления; 2) степень осознания преступником своего деяния; 3) соучастие; 4) профессионализм преступника; 5) применение насилия; 6) объект преступления; 7) отягчающие обстоятельства: мотивы жестокости, злобы, коварства, хитрости, запальчивости, легкомыслия и небрежности. Система наказаний (по руководящим началам): внушение; общественное порицание; принудительное изучение курса политграмоты; бойкот; исключение из коллектива; возмещение ущерба; отстранение от должности; конфискация имущества; лишение политических прав; объявление «врагом народа»; принудительные работы; лишение свободы; объявление вне закона; расстрел. Меры уголовного наказания могли применяться и в административном, и внесудебном порядке органами ВЧК.
Переход Советского государства к новой экономической политике, ее сущность Совершенствование государственного аппарата и законодательства в период перехода к НЭПу. Период нэпа можно разделить на несколько этапов: После уплаты налога крестьянин мог свободно распоряжаться урожаем. К 1925 г. посевная площадь достигла довоенного уровня. Рыночная деят-ть госпредприятий требовала наделения их правами юр. лица. Хар-ными чертами юр. лица были: самостоят-сть в обороте, единство, бессрочность, производность и инструментальность его органов. Актуальной стала проблема организации денежной экономики. Народному хозяйству требовалась стабильная твердая валюта.
42+43
Земельный кодекс РСФСР 1922 г. Проведение нэпа требовало согласования земельного законодательства с новыми условиями хозяйствования, которое нашло свое законодательное закрепление в Земельном кодексе РСФСР, принятом ВЦИК 30 октября 1922 г. Земельный кодекс РСФСР состоял из Основных положений и 3 частей: О трудовом землепользовании; О городских землях и государственных земельных имуществах; О землеустройстве и переселении. Земельный кодекс РСФСР провозглашал отмену частной собственности на землю, недра, воды и леса. Все земли сельскохозяйственного назначения объединялись в единый государственный земельный фонд, находящийся в ведении Наркомзема. Все сделки с землей (покупка, продажа, завещание, дарение, залог) запрещались под страхом уголовного наказания. Государство могло предоставлять землю лишь во владение и пользование. Правом пользования могли обладать трудовые землевладельцы и их объединения, городские поселения, государственные учреждения и предприятия. Право на пользование землей для ведения сельского хозяйства при условии ее обработки своим трудом имели все граждане РСФСР. Земля предоставлялась в бессрочное пользование, которое могло быть прекращено только на основании закона. Использование наемного труда имело ограничения: все трудоспособные члены крестьянского хозяйства должны были участвовать в сельскохозяйственных работах наравне с наемными работниками, условия труда которых регулировались КЗоТ РСФСР. Земельный кодекс РСФСР устанавливал следующие формы землепользования: общинное с уравнительными переделами между дворами, участковое (отрубные и хуторские участки) и товарищеское (сельскохозяйственная коммуна, артель, товарищество по общественной обработке земли). Как исключение, Земельный кодекс РСФСР разрешал аренду земли, которая носила трудовой характер. Срок аренды ограничивался одним севооборотом. Аренда допускалась в случае временного ослабления крестьянского хозяйства из-за стихийного бедствия, недостатка рабочей силы, неурожая. Земельный кодекс РСФСР устанавливал правовой статус крестьянского двора, который представлял собой объединение членов одной или нескольких семей, проживающих в одном доме и ведущих совместное хозяйство. Во главе стоял отец семейства - домохозяин, который руководил крестьянским двором. Земельный кодекс РСФСР предоставлял право замены домохозяина в случае неудовлетворительного руководства двором, которое оформлялось постановлением волостного исполкома с разрешения сельского совета. По Земельному кодексу РСФСР правом рассмотрения земельных споров наделялись земельные комиссии.
Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. Изменения в трудовом законодательстве были продиктованы новыми условиями общественно-экономической жизни и изменениями, обусловленными проведением нэпа. КЗоТ РСФСР был принят ВЦИК 30 октября 1922 г., в него вошли наиболее прогрессивные нормы КЗоТ РСФСР 1918 г., дополненные и приспособленные к современным условиям. Всеобщая трудовая повинность стала возможна лишь в исключительных случаях по соответствующим постановлениям СНК. Трудовые отношения стали строиться на основе свободного найма рабочей силы с заключением добровольного трудового договора. КЗоТ устанавливал две формы привлечения к труду. коллективный договор, который заключался между профсоюзом и администрацией предприятия, в нем оговаривались условия труда работников, уровень заработной платы, правила внутреннего трудового распорядка; трудовой договор, который заключался между работником и администрацией. Трудовой договор мог быть расторгнут по инициативе работника или нанимателя. КЗоТ устанавливал исчерпывающий перечень оснований увольнения работника по инициативе работодателя (ликвидация предприятия, приостановление работ более чем на один месяц, дисциплинарные нарушения работника). Предприятие обязано было по государственным нормам бесплатно обеспечивать работника инструментами, одеждой и обувью, необходимыми для работы. Защищать интересы рабочих призваны были профсоюзы, которые наделялись КЗоТ правом контролировать выполнение предприятиями норм по охране труда, санитарных норм, порядок выплаты зарплаты. КЗоТ устанавливал 8-часовой рабочий день, выходные и праздничные дни, ограничивал сверхурочные работы 120 часами в год. В связи с наличием в торговом обороте частного сектора КЗоТ заменил систему государственного социального обеспечения на систему социального страхования. Предприятия, пользующиеся наемным трудом, обязаны были уплачивать страховые взносы в страховые фонды. Социальное страхование гарантировало предоставление лечения, выдачу пособий при временной утрате трудоспособности, на кормление и уход за ребенком, по безработице, по инвалидности, членам семьи умершего работника. Сфера действия КЗоТ распространялась на все государственные и частные предприятия, кооперативы, общественные организации. Нарушение норм Кодекса влекло применение административной и уголовной ответственности к администрации государственных предприятий или к владельцам частных предприятий.
47. КЗоБСО состоял из 4 разделов и 143 статей. В КЗоБСО фактически брачные отношения были приравнены к зарегистрированному браку, устанавливался единый минимальный возраст лиц, вступающих в брак - 18 лет, определены условия регистрации брака: достижение брачного возраста, взаимное согласие вступающих в брак, отсутствие близкого родства между ними, отсутствие др. зарегистрированного брака одного из брачующихся, состояние «в здравом уме».
Кодификация советского уголовного права. Уголовные кодексы РСФСР Уголовное право ликвидирует чрезвычайные карательные меры, характерные для периода Гражданской войны, множественность нормативных актов союзного и республиканского значения, получает четкое деление на Общую и Особенные части и завершается принятием в 1922 г. Уголовного кодекса РСФСР. Уголовный кодекс РСФСР дает общее понятие преступления, выделяя общественную опасность и противоправность, наличие умысла или неосторожности, однако признает преступлением всякое действие и бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядка. Таким образом узаконивается произвол в привлечении к уголовной ответственности без вины, которое стало возможным лишь на основании социальной опасности лица, наличие или отсутствие которой устанавливал суд. Уголовный кодекс РСФСР объявляет законной аналогию и обратную силу уголовного закона, что на практике приводит к усилению судебного усмотрения в оценке правонарушения и назначения наказания. Из числа преступных деяний была исключена спекуляция, что было обусловлено проведением нэпа. Особенностью УК стало введение составов контрреволюционных преступлений как наиболее опасных. Контрреволюционным признавалось всякое действие, нацеленное на уничтожение революционных достижений, свержение советской власти, оказание помощи международной буржуазии, целью которой было свержение советского строя путем интервенции, шпионажа, финансирования и др. Понятие наказание становится частью мер социальной защиты, целью которых является общее предупреждение новых нарушений со стороны преступника или потенциального нарушителя. В качестве высшей меры наказания предусматривается смертная казнь в виде расстрела, далее по тяжести следует изгнание из РСФСР на определенный срок или бессрочно, лишение свободы, принудительные работы, конфискация имущества и т. д. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. дополнили меры социальной защиты мерами медицинского и медико-педагогического характера, ввели новый вид наказания - объявление врагом трудящихся с лишением гражданства СССР и изгнание за его пределы навсегда. УК РСФСР 1926 г. по сути повторил УК РСФСР 1922 г. В 1927 г. было принято Положение о государственных (контрреволюционных) и особо опасных преступлениях против порядка управления, которым вводилось 14 составов контрреволюционных преступлений (шпионаж, вредительство, антисоветская пропаганда).
Кодификация гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права РСФСР в 20-е годы
Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР был введен в действие с 1 сентября 1923 г., состоял из 5 частей, которые регламентировали:
положения о представительстве в суде, подсудности, судебных расходах, сроках; исковое производство (порядок предъявления иска, судебное разбирательство, обеспечение доказательств); особое производство; пересмотр решений по гражданским делам; исполнение судебных решений и определений. Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР закреплял принципы гласности, публичности, ведения производства на родном языке, диспозитивности, объективного и всестороннего рассмотрения дела.
Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР устанавливал исчерпывающий круг источников гражданского процесса, на основании которых суд принимает решения по делу:
действующие нормативные акты высших органов власти и управления СССР и РСФСР, норматив местных органов власти; общие начала советского законодательства; политика официального правительства. Таким образом, из числа источников исключалось революционное правосознание, что способствовало усилению законности при принятии решений и упрочению принципов правосудия.
Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР закрепил сильное процессуальное положение прокурора в гражданском процессе: прокурор мог предъявлять иски, вступать вдело на любой стадии процесса, давать заключение по делу, вносить протест в вышестоящую судебную инстанцию на незаконное и необоснованное решение нижестоящего суда.
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР вступил в действие с 1 июля 1922 г., однако в результате реформирования судебной системы 15 февраля 1923 г. был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.
Нормы Уголовно-процессуального кодекса РСФСР были группированы в 5 разделов:
содержал общие нормы, касающиеся подсудности, состава суда, ведения протокола; регламентировал порядок ведения предварительного следствия и дознания; содержал нормы о порядке производства в первой, апелляционной и надзорной инстанции, о производстве по вновь открывшимся обстоятельствам и особом производстве; устанавливал порядок судебного контроля, проводимого Народным комиссариатом юстиции; регулировал исполнение приговоров. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР установил гарантии неприкосновенности личности, расширил право обвиняемого на защиту, закрепил принцип гласности судебного разбирательства, полного и всестороннего изучения дела, исследования как отягчающих, так и смягчающих обстоятельств.
Однако некоторые демократические принципы, провозглашенные в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР, на практике не действовали по причине существования параллельно с судебными органами органов ОГПУ.
Деформация политической системы и государственного аппарата
Основные направления развития страны в данный период:
свертывание нэпа; нарастание угрозы мировой войны; постановка задачи на построение социализма, сопровождавшегося ликвидацией частной собственности, внедрением единого плана развития народного хозяйства; создание социалистической собственности путем форсированной индустриализации; создание социалистического сельского хозяйства путем проведения сплошной коллективизации; культурная и образовательная революция. Развитие государственного механизма связано с закреплением руководящего положения Коммунистической партии. В условиях однопартийности усиливалась централизация государственного управления, росла численность работников государственного аппарата, формировался привилегированный слой бюрократии - номенклатура, заседавшая во всех государственных и местных органах.
Реорганизация органов власти и управления характеризовалась усилением единства Системы Советов, которые теперь стали называться Советы депутатов трудящихся.
Формирующаяся в данный период система власти получила название тоталитарной.
Утвердилась диктатура правящей партии, обладающей монополией на государственную власть. Происходит сращивание партийной власти с властью государственного аппарата.
В результате внутрипартийной борьбы устанавливается единоличная власть партийного лидера, Генерального секретаря ЦК партии И.В. Сталина. В результате проведения массовых репрессий Сталин устранил всех реальных и потенциальных противников, препятствовавших утверждению режима его личной власти.
Замена партийной диктатуры старой гвардии большевиков личным единовластием Сталина явилась главной отличительной чертой политической системы и привела к утверждению диктаторской формы правления.
Основой сталинского режима были органы госбезопасности, непосредственно подчинявшиеся Сталину и осуществлявшие контроль над всеми гражданами страны.
ОГПУ был переименован в Главное управление государственной безопасности и вошел в состав новой структуры - Наркомат внутренних дел (НКВД) СССР, имевший разветвленную вертикальную структуру своих органов.
При НКВД было создано Особое совещание, которое рассматривало контрреволюционные дела в упрощенном порядке и обладало широкими репрессивными полномочиями (могло приговаривать к расстрелу, рассматривать дела целыми списками).
Конституция СССР 1936 г.
Социальное, экономическое и политическое развитие государства завершилось принятием Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов в 1936г. Конституции СССР.
Конституция СССР провозглашала политическое объединение рабочих и крестьян, что подтверждалось в переименовании Советов рабочих и крестьянских депутатов в Советы депутатов трудящихся, составлявшие политическую основу СССР. Экономическую основу СССР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.
Высшим органом власти по Конституции СССР являлся Верховный Совет СССР, имеющий двухпалатную структуру. Совет Союза (избирался по территориальным округам) и Совет Национальностей (избирался по союзным, автономным республикам, автономным областям и национальным округам). Обе палаты были равноправны, работали в сессионном порядке, избирались на 4 года. Верховный Совет являлся единственным законодательным органом.
Президиум Верховного Совета СССР избирался на совместном заседании палат и был постоянно действующим органом. Он созывал сессии Верховного Совета, толковал действующие законы, имел право отменять несоответствующие закону постановления СНК СССР.
Совет Народных Комиссаров СССР действовал в качестве правительства и не имел законодательных функций, но мог издавать подзаконные акты.
Народные комиссариаты действовали как органы отраслевого управления.
На местах вместо съездов Советов стали действовать просто Советы, состоящие из избираемых депутатов.
Государственное устройство страны Конституция СССР определяла как федеративное (союзное) объединение республик, основанное на добровольном объединении равноправных и суверенных советских социалистических республик.
Конституция СССР устанавливала единое гражданство и провозглашала право каждого гражданина СССР на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, право на образование, женщины уравнивались в правах с мужчиной.
Конституция СССР закрепляла принцип равноправия граждан независимо от их расы и национальности.
Конституция СССР гарантировала гражданам свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, право на объединение в общественные организации.
Прогрессивный характер Конституции СССР был положительно воспринят трудящимися буржуазных государств, служил примером для многих стран.
Однако многие демократические принципы Конституции СССР не нашли практического воплощения, так как ее нормы не имели решающего значения в жизни государства и общества, грубо нарушались органами государства.
Правовая основа сплошной коллективизации. Развитие колхозного и земельного права
Коллективизация - производственное кооперирование крестьянских хозяйств. Ее проведение провозгласил XV съезд партии в 1927 г., правовой основой коллективизации являлся закон «Об общих началах землепользования и землеустройства» 1928 г., на основании которого колхозам предоставлялись налоговые и кредитные льготы, льготы по получению в пользование земель, кулаки, наоборот, ограничивались в правах аренды земли. Закон также определил, что право собственности на всю землю в составе Союза принадлежит СССР и создал правовую базу для учреждения общесоюзной централизованной системы управления сельским хозяйством.
Проведение коллективизации предполагалось на основе принципов добровольности и постепенности, однако кризис хлебозаготовок 1927-1928 гг. подтолкнул власти на проведение принудительной ускоренной коллективизации. Данное решение было принято Пленумом ЦК Коммунистической партии в ноябре 1929 г.
Для государственного управления процессом коллективизации и в целом сельскохозяйственным производством был создан Наркомзем СССР, в состав которого вошел Колхозцентр СССР.
Проведение коллективизации регламентировалось принятым 1 февраля 1930 г. ЦИК и СНК СССР законом «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации по борьбе с кулачеством» и соответствующей Инструкцией ЦИК СССР от 4 января 1930 г.
Процесс коллективизации сопровождался раскулачиванием - изъятием у кулаков имущества и их переселением, задачами которого было создание материальной базы колхозов, освобождение трудовых ресурсов для проведения индустриализации, запугивание крестьянства.
В задачи колхозного и земельного права входило укрепление правового статуса колхозов. Законодательной базой являлись «Примерный устав сельскохозяйственной артели» от 1 марта 1930 г. и более поздний Примерный устав 1935 г., принятый на II Всесоюзном съезде колхозников.
Примерный устав устанавливал организационно-правовые основы существования и деятельности колхозов, определял, что земля является общенародной государственной собственностью, закрепляется за артелью в бессрочное пользование и не подлежит купле-продаже или сдаче в аренду. Устав определял перечень имущества, подлежащего обобществлению при вступлении в колхоз, порядок распределения доходов колхоза, членство.
Фактически колхозная собственность представляла собой разновидность государственной собственности.
Хозяйственное право в условиях проведения индустриализации в СССР
Курс на проведение индустриализации был провозглашен на XIV съезде партии в 1925г.
И означала форсированное, максимально быстрое промышленное развитие страны.
Основные черты и особенности индустриализации:
5-летние планы развития народного хозяйства; использование только внутренних финансовых и трудовых ресурсов; внедрение метода социалистического соревнования (стахановцы); эмоциональный подъем, энтузиазм трудящихся, с одной стороны, с другой - усиление репрессий и снижение жизненного уровня населения. Влияние индустриализации обусловило развитие обязательственного права в системе хозяйственного права. Между государственными предприятиями стали широко использоваться хозяйственные договоры, в основном подряд и поставка.
Проведение индустриализации требовало установления четкого и безоговорочного контроля государства над хозяйственными операциями, что в правовом плане означало всестороннее регулирование государством системы договоров.
Выполнение договора увязывалось с выполнением плана, а потому жестко регламентировалось и контролировалось.
Государство издавало специальные постановления, обязывающие оформлять госзаказы и поставки письменными договорами.
СНК СССР ежегодно издавало постановления, регламентирующие порядок заключения договоров на год.
Устанавливаются две формы договоров:
генеральные договоры - заключаются между центральными органами двух государственных систем, например, между министерством и торговым ведомством; локальные договоры - заключаются между определенными поставщиками и покупателями на основе генеральных договоров. Позднее, в связи с усложнением хозяйственных отношений, данный порядок заменяется системой прямых договоров, которые вначале заключались на основе протокольных соглашений ведомств, которые позднее были заменены основными условиями поставок, утверждаемыми СНК СССР.
Усиливается ответственность за неисполнение договора, постановления правительства предписывают устанавливать в договорах последствия их неисполнения: пеня, штраф, неустойка.
На решение проблемы качества продукции была направлена инструкция Госарбитража 1939 г., регулировавшая порядок предъявления претензий при поставке товаров ненадлежащего качества и установившая высокие штрафы.
Однако существовали и внедоговорные хозяйственные отношения по поставкам некоторых видов продукции, что подчеркивало приоритет административного регулирования над гражданско-правовым.
Ужесточение трудового законодательства (1930 - июнь 1941 г.) Индустриализация требовала пополнения рядов трудящихся и ужесточения трудовой дисциплины. Конституция 1936 г. закрепила право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, установила и обязанность трудиться. Перед трудовым законодательством ставились задачи повышения эффективности производства, трудовой отдачи, сокращения нарушений трудовой дисциплины. Правовым обоснованием данных задач являлись: постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 г. «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле»; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Постановление СНК СССР от 20 декабря 1938 г. ввело единые трудовые книжки. Сокращается число праздничных дней, устанавливается полный рабочий день для лиц с 16 лет. С октября 1930 г. в связи с ликвидацией безработицы прекращается выплата пособий по безработице. Трудовое право закрепляло поощрение добросовестных работников и устанавливало санкции для нерадивых. 23 июня 1931 г. был принят закон, поощряющий рабочих-членов профсоюза, длительно работавших на одном предприятии. Нормы страхового обеспечения по болезни устанавливались в зависимости от стажа работы на предприятии. В декабре 1938 г. были утверждены Положения о присвоении высшего трудового отличия - звания Героя Социалистического Труда и о награждении медалями «За трудовое отличие» и «За трудовую доблесть». Отменяется действие трудовых норм, регулирующих выполнение трудового договора, в частности право работника на увольнение по собственному желанию, перевод на другое предприятие и в другую местность. Усиливается, ответственность за прогул и опоздание. Прогулом признается отсутствие на работе без уважительных причин более 20 минут, уволенные за прогул выселялись с жилой площади, предоставленной предприятием, и лишались пособия по временной нетрудоспособности в течение 6 месяцев на новом предприятии. Устанавливается уголовная ответственность за прогул - исправительные работы до 6 месяцев плюс удержание 25% из зарплаты. За самовольный уход с работы следовало тюремное заключение на срок от 2 до 4 месяцев.
55. Уголовное право и процесс (1930 - июнь 1941 г.) Развитие уголовного права характеризовалось ужесточением уголовного наказания в экономической сфере (защита социалистической собственности) и в государственной («контрреволюционные преступления»). Изменения вносились общесоюзными органами, республиканские органы их последовательно воплощали в своем внутреннем законодательстве. Возраст привлечения к уголовной ответственности был понижен до 12 лет. Развивается законодательство о государственных преступлениях: увеличиваются до 25 лет сроки лишения свободы за совершение государственных преступлений; Особенная часть дополняется статьями об измене (Родине, за совершение таких преступлений предусматриваются самые суровые меры наказания, чаще всего - расстрел; в связи с постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 августа 1932 г. «О борьбе со спекуляцией» повышается санкция за спекуляцию продуктами сельского хозяйства и предметами массового потребления - до 5 лет лишения свободы; в связи с индустриализацией повышается уголовная ответственность за выпуск недоброкачественной или (некомплектной продукции, данные преступления теперь считаются противогосударственными и наказываются лишением свободы от 5 до 8 лет; хищение социалистической собственности рассматривается теперь как государственное преступление; постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» повысило меру наказания до расстрела, а при смягчающих обстоятельствах возможно было ее снижение до 10 лет лишения свободы, причем размер похищенного не имел значения для квалификации данного преступления. Уголовный процесс характеризовался применением репрессий и массового террора. Был введен особый порядок рассмотрения дел о террористических организациях, вредительстве и диверсиях, который предусматривал очень короткий срок расследования - не более 10 суток и вручение обвиняемому обвинительного заключения за сутки до рассмотрения дела в суде. Прокурор не принимал участия в таких процессах, а защитник участвовал только на стадии судебного разбирательства. Устанавливался запрет на кассационное обжалование, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. Вне системы судебных органов стояли Особые совещания при НКВД СССР, которые проводили массовые репрессии без соблюдения уголовно-процессуальных норм. 56. Перестройка государственного аппарата в годы Великой отечественной войны Конституционные основы советского государства и права в годы Великой Отечественной войны остались незыблемыми: продолжали функционировать СНК СССР, Верховный Совет СССР (он собирался в 1942. 1944, 1945 гг.), местные советы депутатов трудящихся, прочие государственные органы. 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О военном положении», власть на территориях, объявленных на военном положении была в значительной степени передана военным органам управления. 23 июня 1941 г. была создана Ставка Главнокомандования (позже – Ставка Верховного Главнокомандования) – высший стратегический военный орган ее позже возглавил Генеральный секретарь ЦК ВКП(б): председатель Государственного комитета обороны И.В. Сталин. 30 июня 1941 г. совместным решением Президиума Верховного Совета СССР, СНК СССР и ЦК ВКП(б) был создан Государственный комитет обороны (ГКО) во главе с Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) И.В. Сталиным (он впервые занял официальный государственный, а не партийный пост). ГКО являлся высшим чрезвычайным государственным органом в период военного времени. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о всеобщей мобилизации граждан 1905–1918 гг. рождения. Начали формироваться отряды народного ополчения, совершенствовалась структура Рабоче-Крестьянской Красной Армии. На военные рельсы под руководством СНК СССР была переведена промышленность Советского Союза. Были созданы новые народные комиссариаты (в частности, Народный комиссариат боеприпасов СССР и Народный комиссариат танковой промышленности СССР), успешно была проведена эвакуация ряда промышленных объектов из прифронтовой полосы (преимущественно на Урал). В годы Великой Отечественной войны резко возросла значимость партийно-командной системы СССР, например, широко практиковались совместные постановления Совета Народных Комиссаров СССР, Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) и Президиума Верховного Совета СССР. Именно в годы войны завершается становление культа личности И.В. Сталина, Генерального секретаря ЦК ВКП(б), председателя ГКО и Верховного Главнокомандующего. В 1945 г., после победоносного окончания войны СССР против фашистской Германии, милитаристской Японии и их союзников, Государственный комитет обороны был расформирован, как и Ставка Верховного Главнокомандования
Советское право в годы Великой Отечественной войны Развитие права в данный период было подчинено требованиям обстановки военного времени. В гражданском праве оправдывается принцип единства государственной собственности, позволявший государству оперативно и быстро распоряжаться своей собственностью в целях налаживания военной экономики, мобилизации всех существующих ресурсов на борьбу с фашизмом. Сокращаются договорные отношения, возрастает роль административных актов и плановых заданий. Вводится квартальное, месячное и декадное планирование. В особом порядке защищаются права военнослужащих и членов их семей. Были расширены права государства в отношении некоторых объектов права личной собственности, в круг наследников были включены трудоспособные родители, братья и сестры. В семейном праве закреплялся институт официального брака, усложнялся процесс развода, поощрялись многодетные семьи, рождаемость, увеличивается государственная помощь беременным, многодетным и одиноким матерям. Трудовое право было призвано решать задачи трудовой мобилизации военного времени с применением чрезвычайных мер. Указ Президиума ВС СССР от 13 февраля 1942 г. ввел мобилизацию трудоспособного населения, не занятого в учреждениях и на предприятиях. Мужчины от 16 до 55 лет, а женщины с 16 до 50 лет обязаны были трудиться на производстве и строительстве. Для выполнения оборонных работ, заготовки топлива, охраны важных объектов на срок до 2 месяцев допускалась трудовая повинность. Вводились обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в день, право на отпуск имели лишь подростки до 16 лет, остальные работники получали денежную компенсацию за отпуск, которая переводилась в сберегательные кассы. Устанавливалась уголовная ответственность за нарушения в сфере труда (прогул, опоздание). Вводилась система материального стимулирования за трудовые успехи, обычной нормой становится трудовой подвиг и энтузиазм. В уголовном праве была повышена ответственность за ряд преступлений, общественная опасность которых усиливалась в условиях военного времени, вводились новые составы, характерные для военной обстановки. Заключением на срок от 2 до 5 лет наказывается распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения. Усиливается ответственность (лишение свободы до 10 лет) за разглашение государственной тайны, хищение государственной и общественной собственности.
58 – 59 Основные направления кодификации советского законодательства в период либерализации общественных отношений Изменения государственного строительства требовали и перестройки правовой системы. Действовавшие нормы устарели, не соответствовали новой экономической и политической обстановке и отставали от развития государства и общества. Ключевые моменты кодификации: перестраивалась, обновлялась и кодифицировалась вся правовая доктрина и все отрасли права, а не отдельные правовые нормы; своеобразность советского государства исключала возможность использования зарубежной правовой теории и практики, что обусловило необходимость проведения собственных правовых разработок, основой которого было марксистско-ленинское учение о государстве и праве; длительная подготовка кодификации положительно отразилась на качестве вновь создаваемых правовых норм, которых отличала высокая юридическая техника, логичность построения, при их создании учитывались общественно-политические, социальные и другие условия; демократизация государственного управления положительно повлияла на условия кодификации - к обсуждению правовых проблем привлекались советские юристы, обществоведы и другие специалисты и практики, складывалась профессиональная юридическая школа, развивалась юридическая наука. За рассматриваемый период Верховным Советом были приняты: Основы уголовного и гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик; Основы уголовного и гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик; Уголовный, уголовно-процессуальный, гражданский и гражданско-процессуальный кодексы. Существенные изменения были внесены в действующее законодательство. Особенностью советской кодификации было внедрение и отражение в праве основных принципов социалистического строя: принцип распределения благ пропорционально затраченному труду; принцип демократической системы управления государством, сущность которой состоит в привлечении народа к управлению государством; принцип взаимосвязи методов убеждения и принуждения в зависимости от правовой культуры гражданина, т. к. построение коммунистического общества, предоставляя гражданам широкие права, требует от них и точного соблюдения действующих правовых норм и выполнения возлагаемых на них государством обязанностей. Однако не все прогрессивные предложения, предлагаемые юристами, были восприняты и учтены советским руководством, еще не освободившимся от сталинских догм.
Кодификация советского права в условиях нарастания кризиса социализма Стабильность общественного и государственного строя в рассматриваемый период обусловливает и устойчивое развитие советского права, для которого несвойственны какие-либо существенные изменения, однако в связи с большим объемом нормативно-правовых актов требуется проведение систематизации и кодификации. Особенностью работ, проводившихся в правовой сфере, было не изменение существовавших правовых институтов, а закрепление, обобщение и уточнение уже действующих. Данные работы проводились по следующим направлениям: 1. Завершаются проводившиеся более 20 лет работы по кодификации основных отраслей права. Надо отметить двухуровневую систему кодификации: на уровне Союза ССР принимались Основы законодательства (были приняты Основы уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального, земельного, трудового, семейного, водного, лесного законодательства и др.); на уровне союзных республик принимались кодексы и отраслевые законы (в РСФСР были приняты кодекс законов о труде, брачно-семейный, земельный, водный, исправительно-трудовой кодексы, законы о здравоохранении, о народном образовании). 2. С принятием новой Конституции СССР 1977 г. возникла необходимость приведения в соответствие с ней всей действующей системы правовых актов. В основном данная работа была завершена к 1985 г. 3. Результатом работы по систематизации на уровне СССР был Свод законов СССР, а в РСФСР - Свод законов РСФСР. 4. Проводились работы по инкорпорации законодательства, в результате которых отменялись противоречащие друг другу акты, акты, утратившие силу и ставшие составной частью других актов, устранялась множественность актов, регулирующих одни и те же общественные отношения. В самой системе права можно выделить три тенденции: образование одной отрасли права в результате объединения различных актов, регулирующих сходные группы отношений (например, природно-ресурсное право, объединило в себе законодательство об охране окружающей среды и законодательство об использовании различных ресурсов - земли, воздуха, воды, сходное правовое положение колхозов и совхозов предопределило появление сельскохозяйственного права); выделение из отрасли права самостоятельных подотраслей (жилищное право из гражданского); появление новых отраслей права (здравоохранение, народное образование).
Советское государство в период перестройки Период перестройки можно определить как попытку реформирования Советского государства, закончившуюся ликвидацией СССР. Перестройка тесно связана с именем М.С. Горбачева, избранного Генеральным секретарем ЦК КПСС 11 марта 1985 г., который в феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС объявил курс на реформирование экономики, политики, социально-культурной сферы, последовательное прохождение которого предполагало три этапа. 1. Этап ускорения социально-экономического развития должен был привести к полному изобилию материальных благ и достижению благосостояния и свободного развития всех членов общества. Средство достижения этого видели в переводе предприятий на систему полного хозяйственного расчета, предусматривавшую широкие полномочия по управлению хозяйственным процессом. Была ликвидирована плановая система хозяйства, отменена государственная монополия внешней торговли, коммерциализировалась банковская система, создавалась широкая сеть кооперативов и совместных предприятий, шел процесс приватизации. Следствием данного этапа реформы был быстрый и катастрофический спад производства, продовольственный и товарный дефицит, кризис финансово-кредитной системы, ухудшение жизни населения. 2. Этап гласности был направлен на демократизацию общественной и политической жизни. Характеризовался идеологической перестройкой сознания, направленной на дискредитацию советского строя, отрицание его основ, идей, символов и атрибутов. В политическом плане это выразилось в создании массовых политических организаций с антисоветским и антисоюзным настроем, требовавших реформы политической системы. 3. Этап перестройки был направлен на преобразование главных институтов государства. 1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР внес изменения в Конституцию, в результате которых был создан Съезд народный депутатов СССР как высший выборный орган государственной власти; Съезд избирал Верховный Совет СССР - постоянно действующий законодательный и распорядительный орган; в марте 1990 г. был принят Закон об учреждении поста Президента СССР, он приобретал статус главы государства, наделялся широкими полномочиями, был призван согласовывать действия законодательной и исполнительной властей; Совет Министров СССР был переименован в Кабинет Министров СССР при Президенте, были резко ограничены его исполнительные и распорядительные функции.
|