Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль в развитии научно-философской мысли позитивизма и постпозитивизма.
Отцом позитивизм а стал секретарь Сен Симона Огюст Конт (1798-1857), взявший от патрона идеи не утопического социализма, а социологии и «позитивной философии». Протестуя против атмосферы неприязни к разуму во Франции начала 19 века и увлечения современников спекулятивной философией(метафизикой) спиритуализма и эклектики, Конт в 6 томах «Курса позитивной философии» исходит из тезиса, что «наука сама себе философия». Исходя из принципа Ньютона «физика враг метафизики» Конт создает философию для ученых и инженеров, желающих «знать, чтобы предвидеть и обладать силой». Конт отказывается от вопроса «почему?» и ищет ответы только на вопрос «как?». Суть не важна, важны факты без интерпретации их, без оценок, без фантастических гипотез, «объясняющих» мифов. Задача философии дать методологию научного познания, искать структуры языков науки. Для последующих позитивистов Д.С.Милля, Г.Спенсера, П.Л.Лаврова, Н.К.Михайловского, для эмпириокритиков Э.Маха, Р.Авенариуса, А.Луначарского, А.Богданова, для неопозитивистов Б.Рассела, Р.Карнапа, Л.Витгенштейна философская онтология и аксиология не важны, философия – это эпистемология. Позитивисты ввели в науку понятия когерентности (внутренней непротиворечивости), верификации (все проверь фактами и отбрось все не подтверждающееся) и фальсификации гипотез (проверки опровергающими фактами: если теория все объясняет, она просто не знает еще фактов противоречащих, ее надо развивать пока не откроется необходимость ее менять под давлением новых фактов, вот теперь теория территорию истинности и применимости ее познала), доказали, что логическая правильность еще не доказывает истинность. В рамках позитивизма развился структурализм, играющий все возрастающую роль, например, в психологии и этнографии, социологии и языкознании. Культура предстала как надчеловеческая реальность, ибо порядки, институты, отношения, как и языки, обретают независимое существование. Элементы системы, люди меняются, а порядки остаются инвариантными объектам. Структурализм привел к возникновению структурно-функционального анализа и системного подхода, появлению ЭВМ, математической логики и аналитической философии. Постпозитивизм К.Поппера, Т.Куна, И.Лакатоса дал понимание важности конкуренции научных гипотез, научных революций, парадигм (системы принципов и методов научного сообщества), принципов фаллибализма (в теорию превращается наиболее смелая, «бредовая» гипотеза, поэтому «критикуй, а то проиграешь»). Постпозитивизм дал принцип дополнительности М.Планка и синергетической самоорганизации систем Пригожина. В онтологии постпозитивизма отход от позитизма в недоверчивом отношении к гипотезам и теориям, материализм в понимании природы и индифферентное отношение к Богу (нет интереса к обсуждению темы), в социальной философии постпозитивисты за многополярный мир и естественный отбор лучших сейчас для населения форм общественного устройства и управления. В аксиологии толерантность и любовь не утверждать свое как лучшее, а искать конструктивную критику для дальнейшего собственного развития. Основной философский интерес к эпистемологии присущ и постпозитивизму.
|