Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вклад в философию учения герменевтики. Понимание и объяснение




Герменевтика зародилась еще в Элладе как искусство и теория истолкования религиозных, литературных и философских текстов, малопонятных из-за их уже тогда слишком большой древности или фрагментарности, герменевтика прошла через Средневековье как умение толковать насыщенное иносказаниями и многозначной символикой Священное писание. Слово «герменевтика» произошло от бога греков Гермеса, бывшего посредником между людьми и богами Олимпа. Надо было толковать предсказания оракулов, афоризмы мудрецов, переводить тексты на другой язык людей иной культуры, расшифровывать идеи Библии и Корана. Тексты рассматривались как единство грамматики, стиля и содержания и как часть творчества автора или школы, что позволяло выявлять подделки, происхождение, давать аллегорическое истолкование наряду с буквальным смыслом. В эпоху Возрождения герменевтика была толкованием памятников Античности. Формирование герменевтики как философской методологии понимания и интерпретации (истолкования) начато немецким протестантом Ф.Шлейермахером (1768-1834), поставившего задачу создания универсальной герменевтики, принципы которой не зависят от правил толкования, используемых в специфических областях. Задача – понять автора и его труд лучше, чем он сам понимал себя и свое творение. Для этого используется герменевтический круг, в котором мы движемся от изучения частей к пониманию целого и от понимания целого к пониманию частей. Текст – часть творчества писавшего, а оно – часть жанра, но текст – это и часть душевной жизни автора, его биографии. Следующий этап развития герменевтики связан с деятельностью В.Дильтея. Разделив все науки на «науки о природе» и «науки о духе», Дильтей попытался обосновать гуманитарные науки, выявив в них атрибут неповторимой индивидуальности и невозможности не зависеть от человека. Поэтому их изучение не может идти от частного к общему, как в науках о природе, а требует иного понимания и истолкования – герменевтического метода. Для него не подходит и психологизм. В тексте надо своевременно выявлять все его смыслы и затем набрасывать смысл всего текста в целом. Разработка и критика набросков смыслов текста, их постоянный пересмотр и есть продвижение к пониманию. В природе наука все больше может объяснить, но все меньше понимая, а в обществе можно при желании понять всех, но очень трудно что-либо кому –то объяснить. Но, объясняя, все больше понимаешь сам, даже что не хотел сказать автор, но оно сказалось. А, понимая, все легче объясняешь понятое, но все больше видишь, как еще мало понял. М Хайдеггер предложил исходить из языка поэтов и понимать герменевтику как теорию экзистенциального понимания через родство душ. Основы современной герменевтики заложены Х.-Г.Гадамером, он сделал герменевтику одним из основных направлений западноевропейской философии. У него герменевтика – универсальный способ философствования, в котором есть разные горизонты понимания в результате мыслительной деятельности исторического субъекта, от предпонимания до идеала полного. Понимание наступает в результате изучения эпохи и культуры того времени, предшествующей и последующей, изучения текста и биографии его автора, своеобразия почерка автора и стиля мышления, его личного духовного опыта исканий и в противодействии чему или кому он обрел направленность действий и их мотивов. Основными представителями современной философской герменевтики являются П.Рикер, Г.Кун, А.Апель, Э.Коррет, Э.Хайнтель.

Итак, герменевтика открыла, что понимать – еще не значит и уметь объяснить, а уметь объяснить можно и самому непонятное. Но, вместе с тем, понимаешь все больше, что и наука мало еще знает этот предмет. Для понимания необходима эмпатия (умение вчувствоваться), умение влезть в чужую шкуру без анализа и суда, феноменологически вжиться, сродниться, войти в чужой мир своим, сняв отчужденность, уподобиться, стать признанно своим. Для этого надо уметь задавать герменевтические вопросы тексту и его автору, эпохе и культуре, чтобы понять и что не смог или не захотел сказать автор, почему скрыл. Для понимания необходимо уметь интерпретировать в разных вариантах, точно переводить на язык своей культуры иную. Для понимания важны индивидуальные качества, особенности судьбы. Для объяснения автор не важен (другой бы этот закон открыл, раз время пришло), субъективность надо устранять, ценности здесь и язык формул единые. Для объяснения нужен показ, как это действует, в каких условиях, как смоделировать и какие однозначные выводы здесь становятся неизбежны. Для объяснения необходима интеграция естественных, социальных, гуманитарных и технических наук. Объяснение вскрывает сущность и причины, законы и принципы. Но, чем дальше наука продвигается в объяснениях, тем труднее понять предмет, а чем больше что-то начинает понимать, тем труднее объяснить на понятном языке, ибо на примерах, образах не изложить!


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал