Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подбор программных средств реализации электронных словарей-справочников по информатике на основе тезаурусного метода
Сегодня наряду с традиционными печатными изданиями широко применяются электронные справочные пособия (ЭСП). Это обусловлено в первую очередь тем, что в государственных стандартах высшего образования в каждом цикле предусматриваются дисциплины национально-регионального компонента и предметы по выбору студентов, устанавливаемые советом вуза, а централизованное обеспечение учебной литературой по этим курсам, как правило, затруднено. В результате возрастает роль ЭСП, издаваемых ведущими преподавателями вуза. Мультимедиа-технологии позволяют в полном объеме реализовать дидактические возможности ЭСП, оказывая опосредованное информационное, управленческое, эмоциональное воздействие на обучаемого. При разработке сценария мультимедийного ЭСП, конструировании и представлении учебного материала в электронном виде, включая проектирование интерфейса, приходится решать целый ряд методических и технологических задач с учетом особенностей, присущим электронным изданиям. Для оптимизации процесса выполнения этих задач рассмотрим систему конструктивных критериев создания ЭСП, выделяя группы ценностных, дидактических, методических и технологических критериев и их взаимосвязи. Исходным в процедуре отбора учебного материала является ценностный критерий. Бурное развитие науки и информатизация всех областей деятельности сопровождаются лавинообразным увеличением информации, в результате чего возникает непростая задача по изложению системы знаний изучаемой предметной области, при этом необходимо отсекать второстепенную информацию и не перегружать учебный материал частными подробностями. В процессе отбора учебного материала следует учитывать дидактические критерии его сложности и трудности. Сложность может рассматриваться как соотношение опыта учащегося и материала учебника в терминах ступеней абстракции учебника и коэффициента научности. Поэтому переход к более высоким уровням абстракции следует соизмерять с подготовленностью учащихся, чтобы избежать непреодолимых препятствий при самостоятельном изучении дисциплины. Важно соблюдать и другие дидактические критерии: применимости (частоты использования понятий), новизны информации, доступности и пригодности выбираемых форм представления учебного материала. Следует учитывать, что в технологическом аспекте введение большого количества анимированных сцен и сложных объектов приводит к перегрузке учебного материала второстепенной информацией и отвлекают учащихся. При проектировании ЭСП также следует обратить внимание на соблюдение такого методического критерия, как объемный критерий, учебного материала. В вузовской среде сложилась многолетняя практика планирования объемов учебников, но использование технологии гипертекста в электронных учебниках и справочных пособиях позволяет существенно расширять количество материала за счет введения дополнительных и пояснительных текстов. У авторов возникает желание включить как можно больше информации в учебное издание и при этом не учитывается, что время, отводимое на подготовку специалистов, ограничено учебными планами специальности. Опыт создания электронных справочных пособий показывает, что наиболее эффективным является модульный метод построения курса. Поэтому в группе методических критериев, в качестве основного следует выделить критерий модульности ЭСП, который определяет структуру всего учебного издания и учитывает особенности обучения с применением компьютеров. Критерий модульности обеспечивает методическую основу для оперативного обновления учебной информации и поэтапного внедрения ЭСП в учебный процесс, но его реализация в полной мере возможна только при соблюдении критерия модифицируемости учебного материала, относящегося к группе технологических. Следование этому критерию обеспечивает возможность внесения изменений в учебный материал, позволяет совершенствовать ЭСП без значительных затрат времени и ресурсов. Хочется остановиться на более конкретных аспектах создания электронного пособия, таких как целевая группа обучающихся и требования к содержательной части пособия. Для простоты понимания лучше рассматривать так называемые " простые" электронные справочные пособия, т.е. такие, которые могут быть созданы самими преподавателями. Такие пособия отличаются от " сложных" в первую очередь тем, что в них могут опускаться многие возможности, присущие электронным изданиям (видео, анимация, трехмерное моделирование) в угоду простоте создания. Определяя целевую группу, на которую гипотетически может быть рассчитано простое справочное пособие, стоит упомянуть две - школьники и студенты. Главные особенности школьников как целевой группы связаны с возрастной психологией. Чем младше ученик, тем быстрее он утомляется, тем сложнее ему сосредоточить внимание на каком-то одном предмете. Отсюда вытекает рекомендация: по возможности насыщайте текст пособия эффектами графики, простейшей анимацией, небольшими звуковыми вставками. Создаваемое электронное справочное пособие может основываться либо на существующем печатном пособии (или учебнике), либо создаваться " с нуля". Если электронный справочник базируется на существующем печатном, то целесообразно подбирать в качестве источников такие, которые:
Далее следует определиться с тем, будет ли ваше пособие основным учебным материалом для обучаемых или же дополнением к печатному учебнику. После этого начинается этап проектирования справочного пособия. Перед тем как начать разработку структуры пособия, ответьте себе на некоторые концептуальные вопросы, от которых в итоге зависит качество вашего издания:
При создании структуры издания руководствуйтесь несколькими несложными принципами:
Перейдем к собственно описанию структурной схемы электронного справочного пособия, которая состоит из двух больших групп элементов. Первая группа элементов - тексты. Вторая группа элементов - внетекстовые компоненты. После того, как мы осмыслили концепцию и структуру создаваемого пособия, мы сможем получить в качестве результата:
Электронное справочное пособие должно содержать: 1. Введение. 2. Оглавление. 3. Основное содержание, структурированное по разделам (модулям). 4. Глоссарий. 5. Сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, звание, название организации, рабочий телефон, адрес электронной почты). После теоретической подготовки можно переходить к созданию собственно пособия. На первом этапе необходимо разработать оглавление. Затем нужно составить перечень понятий. После этого можно приступать к работе над текстом. Все тексты должны быть переработаны в соответствии с оглавлением, индексом и структурой модулей. Если вы решили создавать систему контекстной справки (Help), то она должна быть разработана также на этом этапе. После этого необходимо определить связи между модулями и другие гипертекстовые связи. Результатом проделанной работы будет проект гипертекста для компьютерной реализации.
|