Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рост городов. В XIX в. возросло число городов, иным стал характер их застройки
В XIX в. возросло число городов, иным стал характер их застройки. Резко усилился процесс урбанизации. Если в 1750 г. в Англии было всего два города с населением более 50 тыс. чел. то в 1831 г. — уже восемь. К концу XIX в. городское население составляло 75% всего населения страны. Во Франции к 1870 г. городское население возросло в полтора раза по сравнению с 1780 г. и составило одну треть населения. Идейно-политические течения В США урбанизация особенно активизировалась в период индустриального подъема в 60—70-х гг. XIX в. В пореформенные годы в России значительно возросло городское население. С 60-х по 90-е гг. оно увеличилось в два раза. Крупнейшими городами были Петербург с населением в 1, 2 млн. чел. (1847) и Москва — более 1 млн. чел. Быстро росли города в промышленных центрах: Варшава, Лодзь, Киев, Баку и др. Развитие капитализма) рост классовой борьбы вызывали появление в XIX в. множества различных идеологических течений. Буржуазные экономические теории утверждали положения о том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правопорядок в обществе должен быть таковым, чтобы была возможность получения каждым индивидом выгоды при соблюдении интересов и свободы других индивидов. Либеральные доктрины доказывали необходимость экономической свободы как обязательное условие развития хозяйства. Они исходили из того, что экономика — саморегулирующийся организм, развивающийся по собственным законам. Среди философских течений выделялась теория позитивизма, отождествляющая капиталистические отношения с общественным прогрессом и всеобщим благом. Часть позитивистов видела в капитализме пороки, однако считала, что он сам постепенно совершенствуется и преобразуется в процветающее общество. В XIX в. получил широкое распространение политический либерализм доказывающий, что экономическая модернизация общества должна быть дополнена политической и социальной модернизацией. Виднейшие его представители (А. де Токвиль, 1805—1859; Б. Констан, 1767—1830; Г. Спенсер, 1820—1903) исходили из того, что государство призвано утверждать принципы демократии, народного суверенитета, свободу личности, ее политические и гражданские права. Буржуазным, либеральным направлениям противостояли революционные течения, среди которых следует назвать утопический социализм, заговорщическое течение — бланкизм (анархизм). Среди этих течений большим влиянием пользовался утопический социализм. Резко критиковали капитализм, показывали его пороки и призывали к построению социалистического общества, основанного на плановом общественном производстве, справедливом распределении продуктов труда, прекращению войн утописты А. Сен-Симон (1760—1825), Ш. Фурье (1772— 1837), Р. Оуэн (1771—1858). Среди революционных теорий особое место занял возникший в 40-х гг. марксизм с его огромной притягательной силой. Марксизму были чужды идеализация капитализма и умозрительность. Изучая экономические отношения буржуазной цивилизации, его основоположники К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820— 1895) сделали вывод, что конфликт между производительными силами и производственными отношениями есть экономическая основа социалистической революции. Ее движущей силой является рабочий класс в союзе с крестьянством. Они полагали, что утверждение общественной собственности обеспечит безграничное развитие производства, установит социальную справедливость и всеобщее изобилие. Государство рабочего класса, выполнив свои функции, превратится в ассоциацию самоуправляющихся общин — строй, который можно будет назвать коммунизмом. Марксизм быстро стал авторитетной политической силой и повел активную борьбу с другими политическими течениями за влияние на рабочий класс. К. Маркс и Ф. Энгельс осудили идеи социалиста-утописта П.Ж. Прудона (1809—1865), выступающего против участия рабочих в политическом и революционном движении; подвергли критике М.А. Бакунина (1814—1876), отрицавшего необходимость диктатуры пролетариата, политической партии рабочего класса и государства. Для успешной борьбы рабочего класса с буржуазией, считали марксисты, нужна организация единомышленников, политическая партия. Первая марксистская организация была создана в 1847 г. в Германии — Союз коммунистов, программным документом которого стал написанный Марксом и Энгельсом " Манифест Коммунистической партии". " Свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов, буржуазного общества и основание нового общества, без классов, без частной собственности 1 ", — так определили свою цель члены Союза коммунистов.
Процесс индустриализации Германии, приведший к резкому увеличению численности рабочего класса, активизировал рабочее движение. Коммунисты сумели возглавить борьбу рабочего класса. Центром мирового социалистического движения стала Германия.
1 Маркс К; Энгельс Ф. Соч. Т.4. — С. 524.
Общие цели борьбы рабочих всех стран ставили вопрос о создании международной организации социалистов. В 1864 г. был основан / Интернационал, объединивший не только марксистов, но и бланкистов, лассальянцев, прудонистов, тред-юнионистов. Это был ответ рабочих, беднейших слоев общества на интернациональную практику капиталистов. // Интернационал, возникший в 1889 г., находился уже полностью на марксистской платформе. Но в середине 90-х гг. внутри этой организации возникает реформистское крыло во главе с Э. Бернштейном (1850—1932), выдвинувшим программу ревизии основных положений К. Map-кса. Несмотря на это к концу XIX в. марксизм становится доминирующим течением в духовной жизни буржуазного общества.
|