![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методология теории государства и права
Метод теории государства и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений. Виды методов теории государства и права: 1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика); 2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки: а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика); б) исторический – метод, с помощью которого государственно—правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием; в) функциональный – метод выяснения развития государственно—правовых явлений, их взаимодействия, функций; г) логический – метод, основанный на использовании: – анализа – разделения объекта на части; – синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей; – индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»; – дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»; – системности – исследования государственно—правовых явлений как систем; 3) частнонаучные (специальные) методы, направленные на изучение особенностей предмета познания: а) формально—юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий; б) конкретно—социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.; в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно—правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах; г) социально—правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы: – статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно—правовых явлений; – моделирования. Государственно—правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов; – синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.) 5. Функции теории государства и права как науки. (Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике. Функции теории государства и права: 1) онтологическая – функция, которая изучает государственно—правовые явления, исследует их и анализирует; 2) гносеологическая – функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций); 3) прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы; 4) методологическая – функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно—правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно—правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов; 5) прикладная – функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно—правовой действительности; 6) политическая (политико—управленческая или организационно—управленческая) – функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики; 7) эвристическая – функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права; 8) идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно—правовых явлений; 9) практически—организаторская – функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно—правового строительства, законодательства и юридической практики; 10) воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания; 11) теоретико—познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно—правовых явлений; 12) учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку.)
6. Власть. Понятие, особенности и формы власти. (Власть – это отношения, которые возникают между властвующим и подвластным, в которых властвующий навязывает свою волю подвластному, направляя его поведение и деятельность. Структура власти: 1) субъект (государство, население); 2) объект (на кого распространяется власть); 3) отношения по поводу власти; 4) регламентирующие нормы. Виды мотивов власти: 1) страх; 2) привычка к повиновению; 3) убежденность в повиновении; 4) авторитет; 5) доверие; 6) право; 7) воля и т. д. Источники власти – сила, богатство, положение в обществе, наличие знаний. Виды власти: 1) власть вождя; 2) государственная власть; 3) политическая власть; 4) экономическая власть; 5) социальная власть; 6) родительская власть; 7) церковная власть. Государственная власть – это особая разновидность социальной и политической власти. Признаки государственной власти: 1) публичность – распространение на все население государства и осуществление специально созданным аппаратом управления; 2) универсальность – распространение на все сферы общественной жизни; 3) верховенство – подчинение других видов социальной власти, кроме власти своего народа; 4) легитимность – соответствие ожиданиям народа, населяющего государство, интересам большинства; 5) законодательная прерогатива – наличие монопольного права на создание юридических норм; 6) легальность – соответствие основного закона государства и действующего законодательства; 7) легальное применение силы – воздействие власти через специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат (армию, суд, полицию и т. д.); 8) опора на государственное принуждение; 9) использование системы налогов; 10) деление населения по территориальному признаку. Методы управленческого воздействия: 1) метод насилия (принуждения); 2) метод руководства (убеждения). Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц. Политическая власть – специфическая форма общественных отношений, в которых участвуют все субъекты политической системы.) 7. Закономерности возникновения государства и права. (Причины возникновения государства: 1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера; 2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов; 3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества; 4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества. Формы возникновения государства: 1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах: а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов); б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании; в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом); 2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией); 3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами); 4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ. Отличия государства от общественной власти родового строя: 1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве – по территориальному признаку; 2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве – в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы; 3) для управления обществом и государством использовались права. Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества. Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения: 1) возникновение права произошло по каким—либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства; 2) право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство. Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества. Основная норма поведения в период первобытно—общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени. Признаки обычаев: 1) создание их обществом; 2) выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание; 3) передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей; 4) закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения; 5) добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше; 6) обычай – форма выражения моральных, религиозных и иных требований; 7) отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно; 8) отсутствие различия между правами и обязанностями. Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор. В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством. Признаки права: 1) создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности; 2) выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур; 3) предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества; 4) охрана и поддержание мерами государственного воздействия.)
8. Основные теории происхождения государства. (Теории происхождения государства: 1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве; 2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский; 3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев; 4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов; 5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский; 6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов; 7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер; 8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс; 9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель. ) 9. Понятие и признаки государства. (Государство – это особая организация политической власти, которая управляет обществом с помощью права и специально созданного аппарата. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества: 1) наличие публичной власти; 2) осуществление представительства и управления всем обществом; 3) наличие сложного и организованного механизма управления в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости; 4) объединение на своей территории людей независимо от их расовой, национальной, религиозной и иной принадлежности; 5) ограничение своей территории государственными границами, которые обозначают пределы осуществления государственной власти; 6) наличие суверенитета, который выражается в верховенстве власти на всей его территории и независимости в международных отношениях; 7) наличие государственных символов – флага, гимна, герба; 8) осуществление правотворческой деятельности; 9) соблюдение закона и порядка с помощью специально созданных карательных и правоохранительных аппаратов – суда, прокуратуры, милиции и др.; 10) распоряжение национальными ресурсами; 11) наличие особой финансовой и налоговой системы; 12) наличие связи с правом, так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты; 13) наличие вооруженных сил и органов безопасности, обеспечивающих оборону, суверенитет и территориальную целостность. Понятие государства включает в себя и сущность, т. е. свойство, которое отражает главные, определяющие, устойчивые и закономерные признаки государства.
10. Сущность государства. Согласно научным положениям марксизма государство по своей сущности – это организация политической власти общества в лице экономически господствующего класса. Положения марксизма обедняли и искажали представление о государстве, так как были односторонними и содержали понимание сущности государства и его социального назначения только с классовых позиций. Марксистский подход к понятию государства отвергал все немарксистские учения о государстве, большинство из которых говорили о понятии государства как института социального компромисса и достижения общественного блага. Эти теории также являлись односторонними, так как признавали в государстве только общесоциальную, общечеловеческую сторону. Общечеловеческое предназначение государства – находить социальный компромисс между различными слоями населения и обеспечивать общесоциальную направленность при выполнении государственных функций. Поэтому в сущности государства должны одновременно учитываться общечеловеческое и классовое начала. 11. Типология государств. Формационный подход к типологии государств. (Типология государства – специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы. Тип государства – совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства. Подходы к типологии государств: 1) формационный, при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно—экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения; 2) цивилизационный, согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства. Для определения типа государства при таком подходе учитываются: 1) соответствие государства определенной общественно—экономической формации, типу производственных отношений; 2) класс, инструментом политической власти которого является государство; 3) социальное назначение государства. Типы государств по формационному подходу: 1) рабовладельческий; 2) феодальный; 3) буржуазный; 4) социалистический. Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым. Достоинства формационного подхода: 1) продуктивность деления государств на основе социально—экономических факторов; 2) объяснение поэтапности, естественно—исторического характера развития государства. Недостатки: 1) односторонность, формализм; 2) недооценка духовных факторов. ) 12. Цивилизационный подход к типологии государств. (Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков (А. Тойнби). В зависимости от признаков выделяют египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую и иные цивилизации.
|