Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и признаки государственного органа
(Орган государства – юридически оформленная, организационно и экономически обособленная часть механизма государства, наделенная государственно—властными полномочиями и необходимыми средствами для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства. Признаки органа государства: 1) наличие юридически организационного и экономически обусловленного характера; 2) наличие собственной структуры; 3) наделение государственно—властными полномочиями; 4) предоставление возможности государственным гражданским служащим выступать от имени государства в целом; 5) наделение законодательно определенной компетенцией для управления конкретной сферой общественной жизни с учетом назначения и места в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) наличие права на издание юридических актов; 8) наличие необходимых материальных средств; 9) образование и осуществление деятельности на основе нормативных правовых актов; 10) тесное взаимодействие с другими частями механизма государства и между собой. Виды государственных органов: 1) в зависимости от порядка формирования: а) первичные – органы, которые формируются в установленном законом порядке и непосредственно населением (парламент, президент); б) производные – органы, которые создаются первичными органами государства (правительство); 2) в зависимости от объема полномочий: а) высшие – правительство, парламент и др.; б) центральные – министерства; в) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.; 3) в зависимости от широты компетенции: а) органы общей компетенции – президент, правительство и др.; б) органы специальной компетенции – министерства, службы, агентства; 4) в зависимости от числа государственных гражданских служащих: а) коллегиальные – правительство; б) единоличные – президент; 5) в зависимости от организационно—правовых форм деятельности: а) законодательные; б) исполнительные; в) судебные; г) контрольно—надзорные органы; 6) в зависимости от действия в пространстве: а) федеральные государственные органы; б) органы государственной власти субъектов федерации; 7) в зависимости от длительности действия: а) постоянные; б) временные; 8) в зависимости от правовых форм деятельности: а) правотворческие; б) правоприменительные; в) правоохранительные.)
17. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. (Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие идеи построения, функционирования и развития аппарата государства. Требования к принципам: 1) нормативность, т. е. прямое либо косвенное закрепление в законодательстве и обязательность при формировании государственных органов; 2) непротиворечивость, т. е. недопущение наличия двух взаимоисключающих принципов; 3) полнота, т. е. предварительное определение наиболее важных аспектов формирования и осуществление деятельности государственных органов; 4) относительная самостоятельность, т. е. исключение возможности взаимного дублирования нескольких принципов. Виды принципов организации и деятельности государственного аппарата: 1) общие – принципы, которые относятся к государственному механизму в целом: а) социально—политические: – разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви; – демократизм, предоставляющий одинаковую возможность для всех граждан влиять на политику и осуществлять контроль над государственными органами; – гласность, предусматривающая постоянное и систематическое освещение деятельности государственных органов средствами массовой информации; – законность, означающий соблюдение и непротиворечие всеми государственными органами правовых предписаний; – профессионализм и компетентность, предусматривающие наличие определенных знаний и навыков для управленческой деятельности; – гуманизм, соблюдение которого обеспечивает приоритет прав и интересов личности при осуществлении деятельности государственным аппаратом; – национальное равноправие, определяющее предоставление возможности любому лицу для замещения им государственной должности на равных условиях и независимо от его расы, национальности, вероисповедания и т. д.; – федерализм, закрепляющий равноправность региональных государственных органов с общефедеральными государственными органами; б) организационные: – иерархичность; – дифференциация и законодательное фиксирование функций и полномочий; – ответственность за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в пределах предусмотренной компетенции; – сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначения; – соотношение отраслевых и территориальных начал управления; 2) частные – принципы, которые распространяются только на отдельные органы механизма государства. ) 18. Структура аппарата современного государства.( Государственный аппарат — это система государственных органов, наделённых властными полномочиями и осуществляющих функции государства. Механизм государства - это система властных государственных органов, вооружённых сил и других силовых структур, государственных учреждений и предприятий во взаимодействии осуществляющих функции государства. Единый и целостный государственный аппарат представляет собой сложную систему государственных органов, связанных между собой отношениями координации и соподчинения. Структура государственного аппарата исторически очень изменчива и существенно различается у разных государств. В то же время в структуре аппарата современного государства можно выделить определённые общие и устойчивые элементы. Во-первых, по уровню государственный аппарат делится обычно на две подсистемы. Первую образуют высшие органы государственной власти (парламент, президент, правительство и др.). Вторую составляют местные органы государственной власти (в федеративных государствах - органы государственной власти субъектов федерации). Во-вторых, в соответствии с принципом разделения властей государственный аппарат представляет собой три относительно самостоятельных и независимых ветви государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную - между которыми распределены все органы государственной власти. Государственный аппарат, как и государство в целом действует на основе некоторых основополагающих начал, то есть принципов, к важнейшим из которых обычно относят: народовластие, разделение властей, верховенство права. Малько. Механизм государства — это система государственных органов, призванных выполнять задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику. Характерные черты механизма государства: 1) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов; 2) целостность его обеспечивается едиными целями и задачами; 3) его основным элементом выступают государственные органы; 4) он является той организационной и материальной силой, с помощью которой государство осуществляет власть, достигая конкретных результатов. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь. Структура механизма государства включает в себя: 1) государственные органы. Их особенностью является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.); 2) государственные организации — это такие подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция); 3) государственные учреждения — это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, почта, телеграф, вуз, школа, театр и т.д.); 4) государственные предприятия — (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.); 5) государственные служащие.)
|