Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие прав и свобод человека
Возникновение понятия «права человека», т.е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации (1993 г.). Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право – это свободы или возможности поведения. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это − сердцевина конституционного строя. Предусмотренные Конституцией РФ механизмы (условия и средства), обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и свободами и всестороннюю их охрану. Обычно выделяется две группы гарантий. Во-первых, это общие гарантии − сам конституционный строй, основанный на соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права; развитой экономический строй, состояние экономики страны; состояние политического режима, политическая атмосфера, наличие (или отсутствие) развитых институтов гражданского общества и др., что в своей совокупности определяет условия реализации и гарантированности, основных прав и свобод граждан. Во-вторых, это специальные гарантии − закрепленные в Конституции механизмы, средства − гарантии основных прав и свобод и деятельность конституционно-уполномоченных органов и лиц по обеспечению прав и свобод. [7, С.11] Под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту. На пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т. е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладет конституция. Конституционные права и свободы − это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Правоотношения по поводу основных прав и свобод отличаются от правоотношений по поводу других прав особым механизмом защиты и силой прямого действия конституции. В то же время конституция связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т. е. сочетание возможного и должного в поведении каждого человека. Этот правовой статус является основой общей правоспособности человека, т. е. открывает ему возможность для любых законных действий. Понимание отношений человека и государства как правоотношений не зарегламентированно. Для человека смысл этих правоотношений состоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а для государства − в обязанности оказать эту защиту. Одновременно человек и государство «выясняют отношения» по поводу конституционных обязанностей человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка и в законных формах требует (а порой принуждает) соблюдать эти обязанности. [8, С. 37] Но за пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав человек остается свободным. Государство не «дарует» права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т. п.). Свободы, таким образом, есть свободы индивида, который имеет личные и политические свободы, и свободы народов, которые по содержанию можно также определить как политические свободы. Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело − свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.) В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически. Определив понятие свобод человека, перейдем к рассмотрению его прав. «Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами». [14, С. 87] «Права человека − понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах». [14, С. 91] В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два основных подхода к природе и сущности прав человека. Согласно первому подходу, права человека и гражданина − это его естественные, прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой − связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им. В этом смысле человек есть «мера всех вещей», так как он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему добрым правителем или законодателем. Второй подход − позитивистский − исходит из того, что права человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. дарует их человеку и гражданину. Каждый из этих подходов отражает фактическое положение дел, но страдает односторонностью. «Гуманный пафос школы естественного права, отстаивавшей неотъемлемость прирожденных прав человека, неизменно приходит в столкновение с реалиями общественной жизни. Позитивистский подход принижает роль человека, утверждает примат государства над личностью». [25, С. 75] Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства. Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ст.55 ч.1). Глава Конституции, посвященная правам и свободам человека и гражданина, включает 48 статей, часть посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющую логические основания, отражающие специфику самих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются Государство через законы закрепляет права и свободы человека и тогда они становятся мерой возможного, т.е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладёт Конституция. Итак, права человека носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека является одним из основных признаков гражданского общества и правового государства. Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования.
|