Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Строительная светотехника






  1. Задачи проектирования световой среды городов и зданий.

Световая среда – совокупность ультрафиолетовых, видимых и инфракрасных излуче-ний, генерируемых источниками естественного и искусственного света; это важнейшая составляющая жизненной среды живых организмов и растений, определяемая световыми потоками источников света, трансформируемыми в результате взаимодействия с окружа-ющей предметной средой, которая воспринимается по распределению света и цвета в пространстве.

Различают две задачи, связанные с учетом оптических свойств глаза человека.

Первая – не допустить всякого рода оптические обманы, которые искажают художествен-ный образ, масштаб, пропорции и архитектонику интерьеров зданий и сооружений.

Вторая – использовать оптические иллюзии для архитектурных целей (увеличение или уменьшение глубины пространства, использ-е живописных средств светоцвета для из-менения пластичности отделки фасадов, интерьеров, устранение геометризма в арх. и др.)

Задачи освещения не могут быть решены без творческого учета особенностей превали-рующего в данной местности природного освещения, которое наиболее привычно и ком-фортно для человека.

 

2. Свет – инструмент архитектурного проектирования.

Свет – излучение оптической области спектра, которое вызывает биологические, глав-ным образом зрительные восприятия.

Роль света как своеобразного путеводителя определяется тем, что характер ощущений, так же как и зрительный процесс, развертывается во времени. Появление, изменение и исчезновение раздражителя – главный источник зрительного ощущения. Установлено что к постоянно действующим раздражителям глаз привыкает настолько, что их не замечает. Это испытываешь, например, идя вдоль улицы, освещенной типовыми фонарями.

Когда в окружающем пространстве отсутствуют архитектурные доминанты, а также резко контрастирующие с фоном или друг с другом объекты, зрительная ориентация чело-века затрудняется. Такое ощущение испытывает человек, попадая в районы города, застроенные однотипными зданиями, не отличающиеся друг от друга ни формой, ни пластикой, ни цветом. И наоборот, последовательное, заранее предусмот-ренное в проекте распределение яркостей и контрастов, а также использование адаптации, усиливают впечатление насыщенности пространства светом, позволяет архитектору организовать движение человека в здании или на улице города.

При выборе световой композиции здания или соор-я целесообразно учитывать ассоциа-ции, выработанные у нас природой. Открытая поляна всегда светлее, чем узкая просека в лесу; площадь всегда светлее улицы. Большие простр-а светлее малых; высокие – светлее низких; на свет идти приятно, на темноту – нет, привычное напр-е света – сверху.

Световая архитектура ансамблей, зданий и сооружений создается:

- приемом заливающего света, т.е. освещения фасадов при помощи ламп и прожекторов с лампами никаливания, иодными, ДЛР, ДЛИ и ксеноновыми;

- использование света интерьеров, проходящего через окно, витражи, витрины, а также эффекта «перетекающего» пространства, т. е. приема архитектурного решения освещения интерьера и экстерьера;

- световой графикой, а также контурным освещением;

- огнями рекламного освещения, увязанного (по масштабности, рисунку, цветности)

С характером архитектуры проспекта, площади;

- локальной люменисцирующей облицовкой фасадов, пластмассами, эмалями.

Выбор приема освещения и источников света зависит от композиции здания, его архитектурного стиля и колориметра четких характеристик отделки фасадов. При расположении источников света надо отдавать предпочтение приемам скрытого освещения. При этом приеме источники света встраивают в конструкцию здания или располагают на террасах и выступающих на плоскости фасада деталях здания.

Особое внимание надо уделять освещению архитектурных доминант, которые заканчивают проспект (улицу) или «держат» площади города. Здания и сооружения, ха-рактеризирующиеся сложной пластикой и большими окнами, предпочтительно освещать приемом заливающего света при соблюдении следующих условий:

- расположение осветительных приборов (прожекторов) надо выбирать так чтобы устра-нить ослепленность прохожих и автоводителей: для этих целей применяются жалю-зийные решетки, надеваемые на выходные отверстия прожектора;

- при распределении осветительных приборов надо создавать определенное соотношение между световыми потоками, падающими с разных направлений, чтобы отчетливо выделить пластику фасада и яркостные градации светотени, избегая резкой контрастности освещения;

- расположение осветительных приборов должно по возможности сохранить архитек-тонику фасада, присущую его дневному облику; это обеспечивается расположением при-боров на высоких мачтах и на крышах соседних зданий или корпусов.

Особенность вечернего освещенияего повышенная контрастность, сильно искажа-ющая восприятие объемной композиции здания и сооружения. Поэтому при расположе-нии осветительных приборов необходимо принимать меры к смягчению и соотношению светотени от направленного света.

Существующую роль в формировании световой среды на улицах и площадях города играют фонари, размер, форма и членение которых должны соответствовать характеру и массивности застройки.

Световая архитектураальтернатива световому оформлению города, ставящего це-лью насыщение главных улиц и центра города главным образом средствами рекламного и витринного освещения. Главная задача световой архитектурысоздание средствами света и цвета целостного художественного организма при переходе от дня к ночи. Эта сложная задача решается на основе следующих исходных положений:

- сохранение пространственных решений города и его архитектурных ансамблей;

- выявление зданий и сооружений, характеризующихся высокими архитектурными качествами;

- сохранение колористического образа застройки различных частей города;

- включение в световую архитектуру города среди утилитарного (функционального), рекламного и витринного освещения, а также малых архитектурных форм решаемых в едином ключе с художественным световым образом улицы или площади.

3. Инсоляция. Её показатели и нормирование в архитектуре.

Инсоляция – совокупность светового, ультрафиолетового и теплового действия солн-ца. Суммарное солнечное облучение поверхностей и пространств – важнейший фактор формирования климата. Влияние инсоляции может быть положительным и отрицатель-ным в зависимости от интенсивности, продолжительности действия и времени действия солнца. Одна из задач архитектуры в том, чтобы архитектурно-планировочными и строи-тельными средствами в наибольшей степени использовать положительные функции солнца и устранить отрицательное его воздействие на человека. Оптимизация световой среды в помещениях может быть достигнута только при комплексном подходе к проблеме рационального использования природных ресурсов солнечной энергии. Расчеты инсоляции и солнцезащитных устройств производятся по так называемому расчетному времени суток и года, устанавливаемому в зависимости от географического района строительства. Существуют гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий и санитарно-эпидемиологи-ческие требования к жилым зданиям и помещениям, где регламентируются уровни естест-венной освещенности.

Инсоляция оценивается рядом критериев:

-продолжительность - в часах

-интенсивность – в Вт/м2

-инсолируемая площадь – в м2

-время действия – время года и суток.

В настоящее время нормируется только продолжительность инсоляции с марта по сентябрь (весенне-летне-осенний период).

Номативные величины продолжит-и инсоляции – в нормативной документации:

1. ДБН 360-92** «Мiстобудування» - К.: Будівельник, 2002.

2. ДБН В.2.2-15-05. «Жилые здания».- К.: Укрархбуд, 2005

10.30* Размещение и ориентация жилых и общественных зданий должны обеспечивать продолжительность инсоляции жилых помещений не менее 2, 5 ч в день с 22 марта по 22 сентября.

Размещение и ориентация зданий детских дошкольных учреждений, школ, учреждений здравоохранения и отдыха должны обеспечить непрерывную трехчасовую инсоляцию.

В условиях застройки зданиями 9 этажей и более допускается одноразовая прерывис-тость инсоляции жилых помещений.

10.31* В жилых домах меридионального типа, где инсолируются все комнаты квартиры допускается сокращение продолжительности инсоляции помещений на 0, 5 ч.

При реконструкции жилой настройки или новом строительстве (в исторической ценной городской среде, зона общегородского и районного центра) допускается сокращение продолжительности инсоляции помещений на 0, 5 ч.

Продолжительность инсоляции должна быть обеспечена не менее чем:

-в одной комнате -1-2х- и 3-х комнатных квартир,

- в двух комнатах -4х -5х комнатных квартир.

- в трёх комнатах -6-ти и более комнатных квартир,

В общежитиях должны инсолироваться не менее 60% жилых комнат.

Летние помещения жилых зданий не должны ухудшать инсоляции квартир.

В связи с этим не допускается проектировать лоджии перед комнатами, которые являя-ются расчётными по условиям обеспечения нормируемой инсоляции квартиры.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал