Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вот Андрей привёл из садика сестру, раздевается в прихожей.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Мама: - Ну, что сегодня получил? Ничего?! Конечно, что такому балбесу ставить! Родители – вcё для тебя!! Всё для тебя!! А ты?! Андрей еле слышно бурчит: - Я же стараюсь. - Что-что-что?! Садись за уроки, лентяй!.. И пока не сделаешь, никаких компьютеров! - Мне позвонить нужно Вовику по скайпу, я обещал… - Какие скайпы?! Какие скайпы?! Ты всё на свои деньги покупаешь??!!.. Сейчас же делать уроки, кому сказала!!! - Мама, я же обещал! Но мама наклоняется и выдёргивает из розетки кабель. - Всё! Никаких компьютеров! Делу время – потехе час! Поворачивается к дочке. Та уже разделась и играет с котом Гришей. - Чем в садике занимались? Даша с трудом вспоминает: - Мы это… лепили. - Что лепили?! - Барана лепили. - Покажи! Девочка покорно встаёт и начинает рыться в карманах. После долгих поисков достаёт картонную коробочку, а оттуда – бесформенную фигурку, которая с таким же успехом может быть рыбой, кошкой или кенгуру. - Это баран?! - Да, – говорит Даша, опуская глазки. – Я не закончила… Не успела чучуть. - Что сказала Инга Петровна? - Сказала: дома докончить. - Вот и доканчивай барана! А кота оставь в покое! Девочка, опустив голову, идёт к своему рабочему столику. Достаёт новую коробку пластилина. Но как только мама выходит из комнаты, снова берёт на руки Гришу, старательно поглядывая на дверь: не войдёт ли мама? Вот мама появляется на пороге. Она в фартуке, в руке у неё огромный кухонный нож, руки в крови, лицо красное: мама очень походит на людоедку из сказки. Даша успевает опустить кота на пол и склоняется над столиком, делая вид, что что-то лепит. Мама решительным шагом направляется в комнату сына, оттуда слышен её голос: — Сколько можно писать два слова?! Ты ещё даже «домашняя работа» не написал?! Лентяй! От маминого голоса слегка жалобно позванивает стекло в окне. Даша искоса поглядывает на дверь комнаты брата. Мама шествует обратно, не глядя на дочь. Скрывается на кухне. Даша облегчённо вздыхает, бросает пластилин, опять берётся за кота. Потом, будто что- то вспомнив, быстро приделывает «барану» две недостающие ноги и хвост, после чего баран почему-то начинает походить на крокодила. Совершив этот творческий подвиг, девочка кричит на всю квартиру: — Мама! Я докончила! И бежит показывать своё произведение строгой ценительнице искусства. Мама, осмотрев крокодилоподобного барана, с сомнением смотрит на хитренько улыбающуюся дочь. — Ладно, играй. И Даша весело бежит к Грише. Но тут из кухни слышится. — Столик убери, не забудь! — Да, да, сейчас! Но к столику малышка не подходит. Она вешает Гришу себе на шею в виде роскошного мехового боа и бежит в комнату брата. Но в этой семье вторжение одного человека в жизненное пространство другого всегда воспринимается как агрессия, от которой надо защищаться. Поэтому брат её гонит: - Иди отсюда! Я занят! Даша возвращается к себе и начинает лепить из пластилина большую золотую медаль для Гриши, по-прежнему бдительно поглядывая на дверь. Голос из кухни: - Эй! Вынесите мусор! Даша! Иди, вынеси мусор! Даша озабоченно почёсывает себе голову, но никуда не идёт. Мама показывается на пороге: - Ну! Я кому сказала?! Но девочка очень жалобно смотрит на маму. - У меня ножка болит! - Что-что?! Чего это она у тебя болит? - А мы во дворе играли, и я поскользнулась. - Как же домой дошла? - А меня Дюша довёл! - Довёл?! Ты меня тоже доведёшь скоро! Андрей! Иди вынеси мусор! - Мама! Я ещё упражнение не сделал! - Потом сделаешь! Знаешь же, что у сестры нога болит! Андрей вылетает из своей комнаты: - Что у неё болит?! Да не верь ты ей! Ничё у неё не болит! Она домой бежала, я её поймать не мог! Даша опускает глазки и самостоятельно направляется в угол. Но, кажется, она всё-таки рада, что добилась своего: с мусором идти не придётся. *** Возможно, кому-то покажется, что я утрирую: уж очень карикатурная мама. Нет, она такая на самом деле. И довольно много таких родителей, уверенных, что воспитывать — это значит противопоставлять свои серьёзные, взрослые интересы глупым, легкомысленным интересам детей. Как будто взрослые и дети – непримиримые антагонисты, а воспитание – это что-то вроде войны с детьми. К чему приводит такая позиция, видно на примере Андрея и Даши. Андрей – слишком робкий и неуверенный. Мама его всё время ругает и шпыняет, потому он и потерял уверенность в себе. Он мальчик – и не умеет приспособиться, увильнуть, схитрить: он слишком прямой. А Даша уже научилась хитрить и ловчить. Умеет она и слушать маму по принципу «в одно ухо влетело – в другое вылетело»: это такая защитная реакция. И Андрей, и Даша твёрдо убеждены: всё, что человек делает не для себя, не для своего удовольствия – неприятно и противно. И от этого надо всячески увиливать. Взрослые всегда стараются заставить детей делать неприятное. Значит, нужно бороться за свои права – против взрослых. Потом родители с немалым удивлением обнаруживают, что их чадо терпеть не может всё то, что они, его родители, больше всего ценят, к чему так настойчиво приучали ребёнка. Тот, кого заставляли в определённые часы сидеть за книгой и потом пересказывать прочитанное, ненавидит чтение. Девочки, обученные всё идеально мыть и чистить, становятся неряхами. И ничего уже нельзя сделать. Но главное – возникает отчуждение между самыми близкими людьми. Вместе они только внешне, а фактически каждый живёт лишь своими интересами. От других людей, даже в своей семье, они привыкли отгораживаться, словно каменной стеной.
|