Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Господь и исправит всех. (32)






Когда кто-то правильно действует, этим он и себя спасает, и другим помогает. Известно, что в монастырях рядом с большими подвижниками всегда жили и немощные братья. Например, в одной обители вместе подвязались святой Варсонофий Великий, его ученик и такой же великий старец Иоанн Пророк, их ученики преподобные Серид и авва Дорофей. И в этом же монастыре были братья, которые, как вспоминал авва Дорофей, так его ненавидели, что вытрясали свои половики с клопами перед его дверью, чтобы досадить ему.

Сильные терпели немощи слабых, молились о них, и Бог призывал их к покаянию, исправлению, и так они спасались. Если будем терпеть слабости своих ближних, молиться за них, то сами получим спасение и к ближнему привлечем милость Божью. Так Господь и исправит всех.

36. Не скучайте приключившимися прискорбиями; " скорбь терпение соделовает" (Рим. 5, 3). (112)

Это слова апостола Павла. Действительно, скорбь порождает терпение, то есть изменяет качество нашей души. Терпение должно быть не временным каким-то состоянием (сегодня терплю, завтра - не терплю), нужно, чтобы душа обрела новое свойство - стала терпеливой. Когда душа терпелива, она через это становится и смиренной. А уже смиренная душа готова к принятию благодати. Бог и посылает скорби, чтобы сделать нашу душу способной к принятию благодати.

В письмах святителя Игнатия Брянчанинова читаем: " Наружные ваши обстоятельства возложите на промысл Божий, и как они устроятся, так пусть и устроятся. А вы будьте мирны и спокойны, беспокоясь единственно о душе вашей, которую вы обещались представить Христу очищенной покаянием". Слова очень простые и могут считаться общим местом в духовной литературе. Но смысла в них больше, чем мы обычно думаем. Нам кажется, что здесь подразумевается " Будь что будет! " А дело в том, что понимать их надо буквально, тогда раскрывается духовный смысл сказанного: за внешние обстоятельства мы отвечать не будем, с нас за них не спросится. Условия жизни - приятные, неприятные и самые ужасные - создаются Божественным промыслом и служат нашему спасению. Отвечать придется за то, как мы их принимали: с ропотом или смиренно, сохраняя сердечный мир.

Вообще, надо сказать, что многие привычные для нашего слуха формулировки, которые встречаются в Священном Писании и у святых отцов, часто плохо нами продуманы и не по-христиански поняты. Христианское же понимание предполагает, что абсолютно все внешние обстоятельства посланы Богом и как таковые заслуживают с нашей стороны только благодарения.

37. Мы думаем, что скорби так, просто приходят. Нет! Господь Бог посылает, чтобы мы познали, что не достигли еще смирения, терпения. (393)

Ничего никогда не бывает без Божьей воли, в том числе неприятностей и несчастий. Поэтому нелепо обижаться на людей. Обижаться на Бога - это уже полное безумие. Хотя, как ни странно, такого рода безумие встречается, кажется, чаще, чем обычные душевные расстройства. Очевидно, оно является следствием нашей непомерной гордости. Мы мним себя судьями не только над людьми, но и над самим Богом, потому что Он нам чем-то не угодил, чего-то не устроил, от наших грехов не избавил. Ропщем: почему Бог меня не исправляет? Логичнее было бы удивляться, почему Он нас до сих пор вообще терпит. По справедливости, Господь должен был бы нас давно истребить за наши грехи, а Он все щадит нас, все ждет нашего покаяния.

" Мы по гордости и по грехам нашим сами причина своих скорбей" - это высказывание великого старца Илариона Троекуровского. И преподобный Амвросий Оптинский говорил: " Древо наших скорбей выросло на почве нашего сердца". Никаких скорбей, которые не были бы порождены нашими страстями, нет и быть не может.

38. " Наше бо житие на небесех есть" (Флп. 3, 20). Не отчаивайтесь в милости Божией. (112)

Мы часто малодушествуем и жалуемся на прискорбности нашего временного жития, но временное, оно и есть временное и перед вечным совершенно ничтожно. Нужно помнить, что истинная наша жизнь все-таки на небесах. Все временные скорби только упражнения, любовные наказания, наставления от Бога для подготовки нас к вечности. Больному не всегда приятно терпеть процедуры, но если он лежит в хорошей клинике и знает, что его лечат хорошие врачи, то он любым процедурам радуется и благодарит за них. Наш небесный Врач всемогущий, любящий, всеведущий, и поэтому все, что Он с нами делает, нам на пользу, поэтому мы всегда должны его благодарить и не отчаиваться в Его милости.

Всякая болезнь - дар Божий, вразумление Божье. И дар этот служит нашему преуспеянию, если мы благодарим за него. Великие муки претерпел Иов Многострадальный. Муки душевные: погибли все его дети, все имущество, осталась только одна безумная жена, которая соблазняла его на хулу. Муки телесные: он был поражен страшной болезнью. Но претерпел, благодаря и прославляя Бога. Такое терпение привело его к великой славе и на земле, и на небесах. Надо и нам немного потерпеть, благодушно принимая болезни от Бога, и мы тоже увидим славу Божью.

39. Пишете, что тяжко грустите, но причины, отчего случилось, хотя не упоминаете, но известно, что грусть не от Бога, а от врага душ наших; иго Христово не тяжко, по слову Его святому: Иго Мое благо и бремя Мое легко есть. Сие Он изволил пречистыми Своими устами сказать, а наложил на вас иго тяжкое враг. (163)

Благая и спасительная печаль - это когда мы скорбим о своих грехах, но надеемся на милость Божью, получая таким образом силы для борьбы со своими страстями. А всякая печаль о житейских делах - это печаль, которую нужно преодолевать. Причина того, что мы переживаем свой жизненный крест как некую тяжесть, не в Боге, а в наших страстях и бесовских наваждениях, потому что мы полюбили не то, что должно, и, когда нас лишают того, что мы любим, нам, конечно, бывает тяжело. Так же, как у наркомана начинается " ломка", когда его лишают наркотика. Причина его страданий - не некое вещество, а пристрастие к нему.

Если хочешь спастись и бремя греховное уничтожить, то надобно себя укорять, бранить и за нетерпение плакать; всех почитать, яко вам они родные сестры, всех любить - и так спасетеся. (180)

Если хотим уничтожить греховное бремя, то должны всегда себя укорять, прося Бога об очищении сердца от страстей. Пришел ли греховный помысел, кто-то нас оскорбил - что бы ни происходило, мы должны всегда себя искренне укорять, и тогда страсти отступят.

Когда человек не делает нам того, чего мы от него ждем, значит, Бог не извещает его. И неважно, хороший ли человек или нет. Все в руках Божьих. Когда Ему угодно, Он и в злого человека вложит доброе отношение, и он станет нам помогать. А если Богу не угодно, то и все ближайшие люди отвернутся. А уж если Бог захочет наказать нас и смирить, то все творение поднимется против нас. Лучше уж смириться перед Богом и потерпеть малое наказание, чем роптать, бунтовать и поднимать против себя всю тварь.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал