Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Если тебя обидят или претерпишь страсть, - попротивься своим худым мыслям. Довольно и сего мучения. (205)
Это ответ монахине, которая, очевидно, мечтала о подвиге мученичества. Истинный подвиг - это борьба со своими страстями. Он и вменяется в мученичество. По-гречески мучеников называют " мартирос", что переводится как " свидетель". Мученик своею жизнью свидетельствует о реальности Царства Небесного. Мы люди маленькие, немощные, поэтому Бог не посылает нам великих скорбей, но то малое, что посылает (огорчения, болезни, страдание от собственных страстей), должны с благодарностью потерпеть и этим тоже засвидетельствовать реальность Царства Небесного. Господь Бог знает, что вам надобно. (394) Хорошие дети верят, что мама с папой знают, как их лечить и что для них лучше. Детям не нравится, но они все-таки пьют горькие лекарства, которые дают им родители. Так же и нам хотя и нелегко терпеть скорби (они не были бы скорбями, если бы мы от них не скорбели), но следует без ропота довериться Богу, ибо Он лучше всех знает, что нам полезно. Кроме того, нужно искренне благодарить Бога за скорби, не лицемерно, не просто на словах, а от всей души. Так же, как мы благодарим врача, который сделал нам операцию. Было больно, мы лишились важных органов, но уверены, что без медицинского вмешательства погибли бы. Апостол Павел в Послании к евреям говорит, что, когда мы претерпеваем наказания, мы, как дети, обретаем в Боге Отца, а может ли быть такой сын, которого не наказывает отец. К сожалению, есть такие дети, которых не наказывают отцы, особенно в наше время их становится много. Это несчастные дети, они вырастают душевными калеками. Не может человек вырасти нормальным, даже в самом обычном житейском смысле, если его не будут наказывать, то есть учить, исправлять. Увидите в трапезе какой-либо недостаток, встретите в другом чем нужду, будьте терпеливы. Мы недостойны и того, чем здесь пользуемся. (496) Это очень важное подвижническое наставление. Если мы проявляем нетерпение, укоряем своих близких (часто из-за ничтожных мелочей: не так посмотрел, чашку не туда поставил и проч.), мы тем самым лишаемся спасения. " Терпение есть непрерывающееся благодушие", - сказал преподобный Никон Оптинский. Потерпели бы, смирились - и получили бы огромную пользу. А мы мелочным нетерпением причиняем себе смертельный вред. А если уж решаемся винить Бога за то, что он нам чего-то недодает, тогда уж надо рассуждать честно: признать, что мы на самом деле ничего не заслуживаем, что, если оценивать нас по заслугам перед Богом, мы должны быть просто истреблены - уже сейчас преданы вечной муке. Поэтому уж лучше нам не судиться с Богом, не искать своей правды, а искать милости Божьей. Не надобно укорять друг друга. Ежели есть немощные, пусть те, кто посильнее, немощь немощных носят. Ведь не затем пришли в обитель, чтобы указывать друг на друга, кто больше трудится, кто меньше. Сколько потрудимся, столько и получим награды от Бога. (444) Привычные для всех нас взаимные укоры. Все торгуемся, считаем для себя нормальным и естественным обижаться. Я часто слышу от христиан жалобы: почему он мне так сказал, почему со мной так поступили, почему меня не похвалили, почему меня ни за что отругали? Все это совершенно неуместно в Церкви. Это для неверующих естественно требовать к себе уважения, ждать похвал. Они не подозревают о вечной жизни, о Страшном суде. Все их ценности - плотские. Для них все должно состояться здесь, на земле. Поэтому они безжалостно воюют за " место под солнцем". А для христиан, готовящихся к Страшному суду, боящихся вечной муки и жаждущих вечного блаженства, такое отношение к жизни нелепо. " Не претерпевши горького, не дождетесь и сладкого", - говорил старец Иларион Троекуровский. Сколько здесь потерпим, столько в вечности будем утешены. Поэтому, когда мы убегаем от трудов, огорчений, болезней, неприятностей, которые нам Бог посылает, мы убегаем от вечной блаженной жизни. Видим в простом народе, какую нужду терпят, и не понимают, для чего это, а ежели с чувствами так терпеть и все это относить к своим недостаткам, что я недостойна лучшего, так, конечно, будет жертва, благоприятная Богу. А ежели роптать, так никакой пользы нет. (42) Конечно, нельзя сказать, что мы сейчас нужду терпим, это только одно безобразие с нашей стороны, что мы ропщем. Никто из нас не голодает. Никто из нас не лишен одежды или жилища, но какой-то, скажем, малый недостаток имеем. Так мы этот малый недостаток должны принять с благодарностью, с пониманием, что Бог нас отсутствием роскоши, отсутствием сверхизобилия, которое есть в развитых странах, ограждает от многих грехов. А если это наказание, то, значит, наказывает нас, чтобы очищались наши души для Царства Небесного. Если бы думали так, то все у нас было бы хорошо. Бог особо и наказывает наш народ за то, что мы продолжаем роптать. То нам все не нравилось при царе. Царя прогнали, устроили себе райскую жизнь в концлагере. Концлагерь кончился - опять ропщем, опять недовольны. Уж Господь нам все даровал, уж и храмы открыты, служба везде идет, и все сыты, и тех несчастий, которых мы ожидали, нет. Одно время все боялись, что будет голод, будут какие-то страсти - ничего этого нет. Все плохое, что есть, это только от нашей злобы. И мы продолжаем роптать. Я говорю о христианах. То, что не христиане ропщут, об этом нет речи. У нас, христиан, с уст слетает ропот, и все время мы недовольны, а нужно было бы только Бога благодарить. 46. Когда будет на трапезе какой-либо недостаток или скорбь, тогда вспомните, какие нужды и скорби претерпевали святые, но за все благодарили Бога! (266) Мы вечно ропщем на материальные обстоятельства. Когда этим занимаются люди, не верующие в Бога, полностью погрузившиеся в свои земные интересы, тут сказать нечего. Когда же христианин начинает причитать, что все дорого, что мы голодаем, что от трудностей продохнуть нельзя, - это уже клевета на Бога, потому что, слава Богу, все мы пока еще сыты, одеты, трудности наши терпимы. А вот если будем продолжать грешить, то, не ровен час, Господь нас и накажет за наш малодушный ропот. Нам бы следовало отдавать себе отчет в том, что мы ничего хорошего не достойны, и при этом за все Бога благодарить, тогда можно надеяться, что Господь умножит наше духовное, а возможно, и материальное достояние. Если человек с благодарностью принимает дарования Божьи, то это как бы побуждает Бога умножать их. Но дело не в том, чтобы просто сказать: " Господи, благодарю тебя". Мы по большей части считаем себя достойными Божьих даров, а нередко чувствуем себя заслуживающими даже большего. Поэтому Бога благодарим формально, как бы между прочим. Но тем самым мы прибавляем к своим грехам еще и лицемерие. И потому Бог по своей милости, чтобы не умножались наши грехи, не посылает нам духовных даров. Он сдерживает свою щедрость, ожидая нашего покаяния. 47. Не думайте, чтобы Господь Бог не призирал на ваши труды, на ваше терпение: Он на все доброе призирает, и, если поживете так, не оставит вас. (395) Если терпим, несем свой крест, не нужно малодушествовать и думать, что Бог будто бы не видит нас, будто забыл нас. Если живем без ропота, то, конечно, Бог с любовью на нас взирает и, конечно, мы получим благое воздаяние даже за свои малые труды, причем незаслуженно большое, намного превосходящее наши труды и жертвы. 48. Смерти желать и просить не надобно, а молиться: да будет воля Твоя святая. (25) Некоторые люди, особенно больные или очень старые, просят себе смерти. Напрасно, потому что Бог знает, когда забрать душу. Нужно все страдания, которые посылает Бог, принимать и с благодарностью терпеть, так как они служат очищению нашей души и подготовке к Царству Небесному. Христианское благоразумие требуется также в отношении к болезням. " Тот, кому послана будет болезнь, должен проводить время в благодарении Богу", - пишет святитель Игнатий Брянчанинов. Заметьте, не в ропоте и не в поиске каких-либо срочных исцелений. Конечно, по немощи всем нам благословляется медицинское лечение, уж очень немного таких людей, которые могли бы, с пользой для себя, твердо терпеть болезнь, не прибегая ни к каким средствам облегчить ее. Немощен дух наш, потому обращаться за помощью к врачам мы вынуждены, но должны при этом помнить, что всякий недуг - это посланная нам милость, за которую необходимо благодарить и славословить Бога. Не забудем поблагодарить Господа и после того, как получили исцеление через таблетки, процедуры и операции, ибо через врачей, через аппараты и препараты действует тоже Бог. Забывая о благодарности, человек рискует подпасть под гнев Божий, когда Господь начнет вразумлять более сильными болезнями, давая понять, что исцеление в любом случае подается от Него. Искренне благодаря Бога, человек получает покой и утешение. Это реальный опыт духовной жизни не только святых, но и всякого христианина. Каждый, попытавшись, убедится, что если, не торгуясь с Богом, от души благодарить и славословить Его, то в сердце воцаряются мир и тишина, которые являют собой залог вечного утешения.
|