![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Медитация 2
• Сядьте прямо и примите позу, удобную для медитации. • Сделайте джаландхара-бандху (см. выше) и одновременно заверните язык назад так, чтобы он касался мягкой части нёба (кхечари-мудра). Дышите немного глубже, чем обычно. • Соедините вдох с мантрой СО и выдох с мантрой ХАМ. СО ХАМ значит «Это есмь Я». • Если вам становится неудобно удерживать язык в таком положении, расслабьте его ненадолго и опять выполните кхечари-мудру. • Продолжайте повторять мудру СО ХАМ. Ваше тело остается совершенно расслабленным. Парамханс Свами Махешварананда • Теперь спросите себя, какие неисполненные желания и не оправдавшиеся иллюзии остались в вашей жизни. Какие обиды и разочарования вы постоянно носите в себе? Испытываете ли вы чувство одиночества и печали? Чего вы хотите? Чего вы ищете? • С другой стороны, знайте о том, что радость, красота, мир, гармония, счастье, равновесие, теплота и уверенность присутствуют в вашем внутреннем «Я». • Вы нашли то, что ищете? Вы знаете, к чему вы тяготеете? • Проведите внутренний анализ; будьте в роли наблюдателя всего, что происходит в вашем внутреннем мире. Позвольте происходить всему. Силой своего дыхания в вишуддхи-чакре и мантры вы очищаете все мысли и эмоции. • Приблизительно через 10 минут снимите джаландхара-бандху и расслабьте вишуддхи-чакру. • Пусть глаза остаются закрытыми. Расслабьте живот, плечи, руки и челюсти и вновь войдите в пространство вашей жизни. • Откройте свою внутреннюю реальность. Ни от чего не убегайте и ничего не избегайте. Как долго вы уже старались убежать от вашей внутренней правды? • Будьте искренни, открыты и честны с собой. Безусловно, существует решение для всего неприятного, что вы отодвигаете в сторону. А также нет ни малейшего сомнения, что в вас могут раскрыться прекрасные и радостные чувства и вы можете передать их другим. • Сделайте глубокий вдох и выдох. • Пропойте три раза ОМ и «Мантру мира» — ШАНТИ ШАНТИ ШАНТИ. • Потрите ладони одна о другую, чтобы они нагрелись, положите руки на лицо и согрейте ими мышцы глаз и лица. • Откройте глаза, сложите руки перед грудью и наклонитесь вперед, пока лбом не коснетесь пола. Скрытые силы человека Медитация 3 • Сядьте в удобную для медитации позу. Закройте глаза и медленно отрешитесь от внешнего мира. • Не сосредоточивайтесь, не имейте ожиданий. Расслабьтесь. Почувствуйте, что вы в безопасности, защищены и вам хорошо. • Теперь направьте внимание на свое тело. Осознайте свое психическое и физическое присутствие в комнате. Оставайтесь «здесь» и просто будьте наблюдателем. Не позволяйте себе никуда уноситься мыслями. • Почувствуйте все свое тело от кончиков пальцев ног до головы и от головы до кончиков пальцев ног. Следите за тем, чтобы тело оставалось неподвижным. Расслабьтесь. • Теперь направьте внимание на процесс дыхания. Позвольте дыханию быть совершенно естественным. Следите за каждым вдохом и выдохом. Ощутите, как воздух при дыхании проходит через нос и горло. • Почувствуйте радость от того, что вы можете свободно дышать. Мысленно представьте свое дыхание как тонкую нить света — нить божественной энергии, луч света, который ведет вас к вашему истоку. В дыхании течет энергия Божественной Матери, которая питает вашу душу. Через дыхание вы постоянно связаны с Богом на физическом уровне. Вы вдыхаете свежую энергию и жизненную силу и выдыхаете отработанную энергию и токсичные вещества. • Расширьте сознание в бесконечность. Увидьте свое внутреннее пространство, заполненное лучами или искрами света. Это лучи и искры космической энергии (прана-шакти) постоянно мерцают в вашем сердечном центре. • Ваше дыхание теперь становится несколько глубже, чем обычно. Вы вдыхаете и выдыхаете лучи света. Вы центр, через который непрерывно течет свет жизни. Парамханс Свами Махешварананда • Ваш внутренний мир существует в пространстве вашего сердца (хридаякаше). Здесь мир ваших чувств, здесь встречается ваше прошлое и настоящее сознание, чтобы подготовить дорогу будущему. • Каким бы вы хотели видеть свое будущее? Куда вы хотите идти? Что вы уже для этого сделали? • А теперь дайте вашему сознанию подняться из анахата-чакры в вишуддхи-чакру. Мягко приложите указательный, средний и безымянный пальцы к тому месту между ключицами, где начинается горло. Слегка наклоните голову вперед и почувствуйте, как энергия, свет, устремляется в вишуддхи-чакру и продолжает течь в бесконечность. • Ваше внутреннее пространство — это бесконечность. Вы начинаете свое освобождение. Это освобождение может быть как приятным, так и неприятным и болезненным. Иногда мы переживаем это как нечто благотворное и целительное, а иногда как потерю и болезненный уход. Почему уход так часто делает нас несчастными? Потому что мы не умеем отпускать. Именно наша привязанность создает подавленность и боль. Но там, где преобладают прекрасные и радостные чувства любви, преданности и ясности, там течет блаженство — ананда. • В своем внутреннем пространстве испытайте очищение вишуд-дхи-чакры. Положите всю ладонь себе на грудь. Мысленно представьте, что ваша рука излучает божественную силу и любовь. Она защищает вас и согревает внутренним теплом. Излучение из вашей руки активизирует вишуддхи-чакру и в то же время успокаивает эмоции в анахата-чакре. Не давайте эмоциям увлечь вас за собой, переживайте их с полной осознанностью. Чувствуйте прикосновение и тепло вашей руки и позволяйте энергии вливаться в вас. • Будьте честны с собой и рассмотрите проблемы, с которыми вы сейчас сталкиваетесь. Постарайтесь обрести ясность в отношении их, в отношении того, что вас беспокоит, и в отношении того, что вы можете изменить в своей жизни. Не старайтесь убежать, оставайтесь в своем внутреннем пространстве. Все, что случается, Скрытые силы человека находится внутри вас — и решение своих проблем вы тоже найдете у себя внутри. Продолжайте это делать около 15 минут. Почувствуйте себя абсолютно свободным и чистым. Вдыхайте и выдыхайте чистоту и почувствуйте, как очищается вся атмосфера вокруг вас. Теперь, не спеша, снова войдите в контакт с внешним миром. Сделайте глубокий вдох и выдох, пошевелитесь. Затем сядьте на пятки и выполните шашанкасану: на вдохе вытяните руки над головой, а на выдохе наклонитесь всем телом вперед, пока руки и голова не коснутся земли. Дышите как обычно. Оставайтесь в этой позе до тех пор, пока вам удобно. Эта асана успокаивает ум и помогает очистить мысли. Агья-чакра См. цветной рисунок на вклейке. Качества и символы агья-чакры Местоположение в теле Цвет Таттва Мантра Дополнительные мантры Лотос Животное Божества Символ Качества и аспекты План бытия Планета Принцип Драгоценный камень Металл Минеральное вещество Характеристика Состояние Орган чувств Характеристика Вкус Качество Орган Железа Нервное сплетение Другие названия В верхней части позвоночника с излучением по центру лба из межбровного центра. Молочно-белый — ясность, чистота. Анупада-таттва — гуру-таттва. ОМ. ХАМ, КЩАМ. 2 лепестка — символы Шивы и Шакти. Начиная с агья-чакры и выше больше нет животных символов. Шива — сознание, «Я». Шакти — природа, Божественная Мать. Дымчато-серый Шива-Лингам — сознание еще не полностью очищено. Место обитания гуру, внутреннего Учителя, место пересечения иды, пингалы и сушумны, связь между человеческим и Божественным сознанием, конец кармы. Тапарлока — план очищения. Сатурн. Вивека — различение. Опал. Серебро. Хлор. Гъяна — знание. Cam-чит-ананда — блаженство ясности сознания. Третий глаз — мудрость, интуиция. Чинтана — размышление. Сладкий. Шуньята — пустота. Буддхи — интеллект. Гипофиз. Продолговатый мозг (продолжение спинного мозга). Межбровный центр, гуру-чакра, «третий глаз», трикути mama, бхрукути mama, тривени mama, тринетра, сангам. Агья-чакра Агья — господство, знание, мудрость В агъя-чакре завершается развитие нашей мудрости и человеческих качеств, мы приблизились к мосту, который ведет к Божественному Сознанию. Она расположена в верхнем конце позвоночника, в месте перехода от спинного хребта к мозгу. Однако ее излучение ощутимо в основном по центру лба между бровями. Поэтому ее также называют «межбровным центром» или «третьим глазом». У агья-чакры есть еще одно название — «гуру-чакра, место обитания Учителя». Кто может нам приказывать? Чьи команды нам нужно выполнять? Только посвященный может указать нам правильный путь, потому что только то знание, которое получено из личного опыта и которым человек владеет в совершенстве, может быть передано другим. В связи с этим важно понимать, кто такой посвященный, Учитель (гуру). Гуру-таттва — это Божественный Принцип эволюции сознания. Следовательно, гуру представляет собой универсальный божественный принцип, который ведет нас из тьмы к свету, то есть от невежества — к знанию, от смерти — к бессмертию. Все святые инкарнации были «гуру». Иисус был гуру для своих апостолов, Кришна был гуру для Арджуны и сам имел гуру — Риши Сандипу. Когда ученик и Учитель соединяются, когда сознание ученика постигло «гуру-принцип» и ученик начинает им руководствоваться, тогда ученик сам становится своим собственным учителем. Гуру-принцип виден в человеке как ясность, мудрость (гъяна) и способность к различению истинного и ложного, реального и иллюзорного (вивека). Нам не нужно искать истину; она всегда перед нами. Но чтобы ее увидеть, человеку нужно иметь открытое, чистое сознание и светлые мысли. Пока наш ум затуманен, как грязное зеркало, нам все видится смутно и неясно. Гьяна — мудрость и духовное знание — может расширяться только в очищенном уме и зрелом сознании. Пока мы не сможем закрепить наше сознание в агья-чакре, наш ум постоянно колеблется между человеческими чакрами — муладхарой, Скрытые силы человека 205 свадхиштханой, манипурой, анахатой и вишуддхи. Пока наше умение различать еще недостаточно, мы во избежание ошибок должны прислушиваться к совету Учителя. Каждый знает по собственному опыту, насколько болезненно могут сложиться обстоятельства, когда мы пренебрегаем советом опытного человека. Но чем больше на пути к агья-чакре эволюционирует наше сознание, тем более свободными и независимыми мы становимся при совершении правильного выбора и принятии верных решений. Шри Махапрабхуджи учит нас: Будь собой, живи счастливо и мудро, без зависимости. Пробуждай свои способности и используй их. Осознай свое внутреннее богатство. Ты владеешь всем. Вся Вселенная — это ты. Обычно мы принимаем решения исходя из эгоистических побуждений, цель которых — получить как можно большую выгоду для себя, и на другого человека смотрим как на свою собственность. Вивека (различение) присутствует в агья-чакре как некий орган моральной власти, который рассматривает, взвешивает и оценивает наши намерения с точки зрения этических и духовных законов. Вивека пропускает и проверяет все наши чувства с точки зрения ответственности и истинного знания. Без такого противовеса мы становимся узниками изменчивых потоков наших эмоций, волны которых один раз могут прибить нас к берегу счастья, а в другой — вынести к берегу скорби. Пока наша агья-чакра не проснется, мы зачастую сами не можем себя понять. Мы не умеем контролировать свои качества и эмоции, которые поднимаются из нижних центров, или находим объяснения тем вихрям эмоций, мыслей и желаний, которые внезапно поднимаются в нас. Почему нас часто охватывает чувство неуверенности и страха? Потому что мы не управляем тем, что происходит у нас внутри, и ошибочно отождествляем себя с нашими постоянно меняющимися эмоциями и мыслями. В реальности мы — это и не тело, и не психика; тело, ум, мысли, чувства и т. д. действительно принадлежат нам, но мы — нечто другое, что так ярко описал Шри Шанкарачарья, учитель философии веданты, в следующем бхаджане: 206 Парамханс Свами Махешварананда Я Шива, освобожденная атма, Божественный и Высший. Я атма, Сат-Чит-Ананда, бессмертный. Атма — это Высшее «Я» всей Вселенной. Это атма всех живых существ, и эта атма — я. Атма бессмертна, смертно лишь тело. Атма есть во всех живых существах, и эта атма — я. Ее нельзя ни убить, ни сжечь в огне, Ни потопить в воде, смерть не властна над нею. Она сияет в свете каждой планеты и каждой звезды. Она живет в Луне и Солнце и наделяет их блеском. Атма живет в каждом атоме, она бессмертна — в прошлом, настоящем и будущем. Атма неразрушима, не подвержена рождениям и бессмертна. Это то, о чем пелось в Ведах и чему учил Арджуну Кришна. Я эта атма — вечная, свободная, бесконечная и божественная. Я Шива — истина, свет, сознание и блаженство! Агья-чакру также называют «третьим глазом». Это символ мудрости и отличительная черта Господа Шивы. Когда Шива открывает свой третий глаз в центре лба, все, на что падает его взгляд, сгорает1. Все дурное погибает, и тучи неведения разгоняются, давая возможность прорваться сквозь них свету мудрости и ясного видения. Луч лазера знания, излучаемый третьим глазом, разрубает кармические цепи и освобождает нас от всего, что держит нас в оковах и мешает нашему духовному развитию. Благодаря этому все чакры окончательно очищаются мудростью агья-чакры. Когда мы первый раз входим в темную комнату, мы шарим рукой по стене, чтобы найти выключатель и включить свет. Но когда мы знаем, где находится этот выключатель, уже нет необходимости его искать. Один щелчок, зажигается свет, и мы всё ясно видим. Так же происходит и когда открывается глаз мудрости в агья-чакре2, мы постигаем суть истины. 1 Именно поэтому первый лазер, созданный в США, был назван «Глазом Шивы». 2 В Индии существует обычай рисовать цветную точку на лбу между бровями. Это символизирует «третий глаз» с его аспектами света, мудрости, сознания и развития, устремленного вверх. Обычно у женщин это красная точка, которая называется бинду. По случаю особых Скрытые силы человека 207 Только мудрость и ясное видение освобождает нас от привязанности и печали. В нашем мозгу словно внезапно поднимается завеса, и мы видим перед собой четко и ясно все ответы. В этом и состоит настоящее пробуждение кундалини. Это проявляется в том, что мы лучше справляемся с теми проблемами и слабостями, которые доставляют нам страдания, не ожидая и не рассчитывая на помощь извне. Сосредоточиться в агья-чакре — это значит в любое время сохранять полную ясность и осознание и во всех ситуациях поступать в соответствии с вивекой. В агья-чакре раскрывается дар ясновидения, интуиции и телепатии. Когда мы укрепляем в себе силу концентрации и обучаемся воспринимать все энергии, собранные в агья-чакре, наш ум может получать и передавать знания во времени и пространстве. Функцию агья-чакры можно сравнить с прожектором, с помощью которого за счет концентрации света можно увидеть то, что находится на расстоянии. Люди с открытой агьей чувствуют себя как дома во всех трех мирах — прошлом, настоящем и будущем. Важным символом изображения агья-чакры является Шива-Лингам. Это символ созидающего сознания. Мы уже встречали этот астральный символ в изображении муладхара-чакры, что говорит о наличии тесной связи между агьей и муладхарой. В этих центрах — начало и конец персональной кармы. В муладхара-чакре сознание находится на уровне бессознательного, и, проходя путь развития по чакрам, оно шаг за шагом очищается, пока совершенно чистое не достигает сахасрара-чакры. Это путешествие протекает как процесс развития от неведения и неопределенности к пониманию и знанию. В муладхаре Шива-Лингам черный, а в агья-чакре он молочно-белого или дымчатого цвета. Это показывает, что сознание уже в значительной степени, но еще не окончательно очистилось. Его все еще тянет в разные стороны. Если сознанием руководит интеллект, оно уходит к нижним чакрам и это; направляемое же бхакти и вивекой, оно поднимается к верхним чакрам, к атме. Если сознание поворачивается к церемоний или в знак приветствия мужчины тоже рисуют такие точки, которые наносятся большим пальцем и имеют продолговатую форму, — они называются типака. Те, кто поклоняется Господу Шиве, используют для этого желтый цвет, цвет солнца. Белая точка — это символ тех, кто поклоняется ниргуна-образу Бога. 208 Парамханс Свами Махешварананда миру, оно становится сумрачным и темным; направленное же к атме, оно просветляется и озаряется. Это не значит, что нам нужно полностью отказаться от жизни во внешнем мире. Напротив — нужно продолжать вести свою «нормальную» жизнь: работать, есть, спать, жить со своим любимым, со своей семьей и наслаждаться красотой жизни, так же как это делает любой другой человек. И вместе с этим.сохранять осознание своей истинной природы и своего божественного происхождения. Ежедневно выполняйте духовные практики и получайте удовольствие от своего существования с чистым умом и ясным сознанием. Действительно, разрешить проблему раз и навсегда совсем не легко. День за днем мы порождаем новые кармические связи. Новые волны (вритти), которые поднимаются в сознании как эмоции и мысли, постоянно возникают в нашем сознании и превращаются во впечатления, мнения, желания, привычки, образ жизни и т. п. Источник вритти лежит в муладхара-чакре. В медитации мы можем отследить их причины и следствия. Как мы знаем, первоэлемент муладхара-чакры — земля. Корни растений растут и разрастаются в земле. Когда мы достаем корни на поверхность и извлекаем их на свет, они погибают вместе со всем тем, что из них произрастает. Поэтому наша цель состоит в том, чтобы вынести корни наших проблем на свет сознания, чтобы наконец избавиться от этих проблем. Обладая мудростью, можно решить любую проблему, будь она физического или психического, материального или духовного рода. Поэтому очень важно не загонять проблемы внутрь и не отрицать их, а принять их и заняться ими. Только таким образом их можно разрешить. Принять значит полностью принять себя и других и проявлять по отношению к себе и другим любовь, понимание и прощение. Понимание других предполагает понимание себя. Дать свободу другим значит иметь свободу самому. Сделать счастливыми других значит сделать счастливым себя; простить других тоже означает простить себя. Мы сами пожинаем плоды не только наших действий, но и нашего отношения к людям. И в нас самих находятся не только причины, но и решения наших проблем. Иногда мы приходим к мысли, что наша жизнь стала невыносимой, что мы на грани полного крушения под непосильным гнетом внутрен- Скрытые силы человека 209 них и внешних проблем. Но это большая ошибка — считать, что мы должны справляться со всем сами. В реальности это не мы несем груз нашей жизни, а кто-то еще. Об этом хорошо рассказано в следующей короткой притче:
рестьянская семья должна была покинуть свою ферму. Они погрузили свои пожитки в повозку и отправились в путь. Семейство сидело в повозке, а их маленькая собачка бежала под повозкой, спасаясь в ее тени от жаркого солнца. Скоро собачке стало казаться, что это она одна тащит на своей спине всю тяжело груженую повозку. Она бежала и бежала и еще через некоторое время почувствовала, что ей уже совсем невмоготу: последние силы ее покидают. Тогда она подумала: «Почему они решили, что я, самая маленькая и слабая, должна не только бежать всю дорогу, но еще и тащить на себе и их самих, и набитую их скарбом повозку? Я просто не могу больше. Я сдаюсь!» Совсем обессиленная, собачка остановилась — но, к ее величайшему изумлению, повозка без нее продолжала катиться дальше. И только тогда собачке стало ясно, что это не она все время тащила повозку, а лошадь. Время от времени мы тоже стонем под тяжестью наших забот, хотя Божественная Сила всегда нам помогает, и она могла бы их полностью снять с нас, если бы мы были способны передать эти тяготы в руки Божьи. Но проблема состоит в том, что чаще всего мы сами не хотим освободиться от наших тягот и не готовы всецело довериться Богу. Мне вспоминается плакат общества «Международная амнистия», на котором была изображена комната с распахнутым настежь окном. На подоконнике сидит голубь, готовый вот-вот улететь, — но к его ноге привязана цепь с тяжелым железным шаром на конце. Это душераздирающий символ ограничения и лишения свободы. Цепь и железный шар символизируют наши привязанности. Это тот груз, который подавляет нас! Осознавая цепи своих привязанностей, мы одновременно избавляемся от наших внутренних тягот и можем «лететь в небо». Но следует быть осторожным, чтобы не понять это превратно. Освободить себя от привязанностей не значит уходить из семьи или пренебрегать своими обязанностями. Это больше относится к вну- 210 Парамханс Свами Махешварананда треннему уходу от страха разлуки, ревности и желания обладать и властвовать. Собственное освобождение от этих уз связано с ментальной дисциплиной и внутренней работой. Нам трудно принуждать себя, делать что-то просто так, уступать или прощать. Избавьтесь от цепей привязанности! Только наше неведение держит нас в ловушке зависимости, печали и боли. Оно создает все проблемы. Дарите любовь без привязанности, потому что настоящая любовь дает свободу! У лотоса агья-чакры всего два лепестка. Они означают гу (тьму неведения) и ру (свет знания) — два слога, которые образуют слово гуру (учитель, мастер). Они также связаны с мантрами XA.Nl и КЩАМ, которые представляют солнце и луну, мужское и женское начала, Шиву и Шакти, пуругиу (сознание) и пракрити (природу). Эти принципы и первичные силы влияют и на наше тело, и на наш ум. Нарушение их равновесия ведет к психическим и физическим разладам или болезни. Пока принципы Шивы и Шакти не соединены, мы живем в мире дуальности, откуда и рождаются наши страсти, желания и стремление к счастью. Когда Шива и Шакти становятся единым, мы обретаем целостность; исчезает чувство своей отдельности и связанные с ним эмоции — например, чувство нереализованности и неполноты бытия. Единение ведет к равновесию, освобождению, отсутствию желаний и удовлетворенности. В нашем мире дуальность преобладает. Каждое состояние, каждое проявление имеет свою противоположность: мужской — женский, положительный — отрицательный, горячий — холодный, хороший — плохой, большой — маленький, длинный — короткий, светлый — темный, мокрый — сухой, умный — глупый, трудолюбивый — ленивый... Список можно продолжать до бесконечности. Мы приучены думать и судить в соответствии с этими категориями. Но в реальности кажущиеся противоположности являются просто проявлениями одного и того же принципа — это просто крайние проявления одного и того же. Одно — это отсутствие другого, то есть свет — это отсутствие тьмы, и наоборот. Оба являются выражением преобладающей силы света, то есть отражают один и тот же принцип. Этот простой пример достаточно понятен, но при всей сложности жизни мы не всегда способны распознать единство, стоящее за дуальностью. Однако благодаря агья-чакре мы можем заглянуть за кулисы и понять, что все сущее — это проявление Бога. Скрытые силы человека Звуки мантры ХАМ и КШАМ также обозначают иду и пингалу, две основные нади, которые соединяют в теле лунный и солнечный принципы. Третья главная нади, сушумна, представляет Божественное Сознание. Каждые двенадцать лет в месте слияния трех священных рек — Ганги, Ямуны и Сарасвати — в Праяградже1 отмечается самый большой в мире и самый возвышенный духовный праздник — Кумбха-мела. Ганга и Ямуна, которые символизируют иду и пингалу, протекают на поверхности земли, тогда как Сарасвати, символ мудрости, чистоты и божественного сознания (сушумна) течет под землей. Когда планеты выстраиваются на небе особым образом, что случается только раз в двенадцать лет, Сарасвати выходит на поверхность и ее воды сливаются с водами двух других рек. Во время Кумбха-мелы можно действительно увидеть, что течение в этом месте становится более сильным и полноводным. Миллионы людей съезжаются туда и окунаются в эти воды, чтобы освободиться от своей кармы. Для йога настоящая Кумбха-мела совершается в агья-чакре. Ганга, Ямуна и Сарасвати соответствуют основным нади: иде, пингале и сушумне. Агья-чакра, где три потока этих мощных энергий встречаются в человеческом теле, также известна как трикути mama2. Другие названия агья-чакры — тривени mama и бхрукути mama (межбровный центр). На многих старинных изображениях чакр на рисунке агья-чакры можно видеть белый шнур, свитый из трех нитей. Он тоже символизирует три нади. В Индии брамины носят такой шнур, переброшенный через грудь, как знак чистоты сознания. Когда йоги проведут очищение этих трех нади с помощью концентрации, медитации и пранаямы, они могут удерживать свое сознание в агья-чакре. Соединяя эти три потока энергии в сахасрара-чакре, они достигают состояния самадхи, высшего уровня сознания. Кумбха-мела бывает только раз в двенадцать лет; все три нади тоже очень редко бывают активными одновременно. Тело и энергетические каналы очищают регулярной практикой пранаямы и хатха-йоги1, так чтобы 1 Город Праяградж (или Праяга, ныне более известен под исламским названием Аллахабад) лежит при слиянии рек Ганги и Ямуны, неподалеку от Бенареса. 2 Трикути — встреча. Парамханс Свами Махешварананда в конечном счете было можно активизировать сразу все три нади с помощью концентрации и медитации. При этом в трикути появляется лучистый свет, и йоги погружаются в этот свет так же, как паломники погружаются в воды священных рек во время Кумбха-мелы. Все виды кармы рассеиваются в этом свете Божественной Любви и мудрости. Может быть, следующая картина сможет помочь представить это. Абсолютная темнота миллионы лет царила в подземной пещере. И однажды спелеолог нашел ход в эту пещеру с помощью мощного фонаря. Что произошло? Может ли тьма сохраниться и сохранить свою полную власть там, где она царила так долго? Нет! При появлении света тьма уступает ему дорогу. А в чем суть плохой кармы? Это нарушение Божественного Закона, которое произошло в результате ложного знания, то есть, по сути, из-за «темноты» в нашем сознании. В «Мантре мира» сказано:
|