Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Национальной галерее Республики Коми открыт обновленный раздел Коми изобразительного искусства.

Настоящая экспозиция, знакомя с наиболее значительными произведениями живописи и скульптуры Коми изобразительного искусства, даёт зрителю возможность встречи с творчеством мастеров, каждый из которых обладает индивидуальной творческой биографией, характерным художественным языком. Её открывают полотна старшего поколения художников-фронтовиков С.А. Добрякова и П.И. Семячкова, которым Великая Отечественная война помешала получить профессиональное художественное образование. Однако природная одарённость и исключительное трудолюбие в скором времени позволили им достичь необходимого мастерства и занять ведущие позиции в творческом коллективе. Пример тому экспонируемые работы Добрякова «Коми охотники» (1963), «Встречающие» (1977), «Знак оленевода» (1982) и Семячкова «На Печоре» (1967).

Пейзажной живописью представлен А.Н. Безумов, известный как автор панорамных пейзажных картин, воспроизводящих Вычегодскую природу, так и камерных по звучанию полотен с введённым в композицию жанровым мотивом - «Заречье. Ноябрь» (1965).

Повседневную жизнь людей в нерасторжимом единстве с природой показывает в своих поэтических полотнах А.В. Кочев. Его картина «Светлый берег» (1969) отражает ласковую привязанность художника к своему краю. Главным героем творчества С.А. Торлопова стал геолог - первооткрыватель Крайнего Севера. Суровый облик Севера и покоряющие его мужественные люди показаны в полотнах «В истоках Ниедзь-Ю» (1967), «Белое утро» (1967), «Суровый Вангыр» (1970).

В экспозиционный ряд включены произведения художников – скульпторов. Один из родоначальников этого вида искусства в Республике Коми Ю.Г. Борисов представлен станковой монументальной композицией «Зарни Ань» (1969) и жизненно правдивыми портретами известных мастеров графики В.В. Полякова и П.М. Безносова. К серии портретов людей творческой профессии принадлежит и работа В.А. Безумова, запечатлевшего художника-живописца С.А. Добрякова.

Глубиной замысла, значительностью содержания и завершенностью художественной формы отмечены произведения Рема Николаевича Ермолина - мастера сюжетно-тематической картины, портрета, пейзажа, натюрморта. Большая часть работ создана им по впечатлениям от поездок по республике, знакомства с жизнью народа – хранителя национальных традиций. Яркой страницей в творчестве художника стала многолетняя работа в старинном селе Усть-Цильма. Самобытный уклад этого заповедного уголка Русского Севера, типы и характеры его жителей, удивительная по красоте природа легли в основу многожанрового Печорского цикла, центральное полотно которого «Усть-Цилемская горка» в 1975 году было удостоено диплома Академии художеств СССР. Картину эту можно отнести и к жанру группового портрета, т.к. каждый из изображенных - реальный персонаж. Издревле «Усть-Цилемская горка» - это яркое красочное гулянье, весенне-летний обрядовый народный праздник. Сегодня в основном он проводится силами фольклорных творческих коллективов, репетицию одного из которых и запечатлел Ермолин, плененный цветовым богатством костюмов. Его кисти принадлежит и ряд портретов усть-цилемов, в которых человек, как правило, представлен в гармоничном единении с окружающей средой: пейзажем в картине «Дядя Паша» (1972) или интерьером в картине «Усть-Цилемка. Клава Булыгина» (1974). Ермолин первым в Коми изобразительном искусстве раздвинул рамки портрета, приблизив его к картине. Образы конкретных людей запечатлены им и в небольших по размерам жанровым полотнам, герои которых представлены в обыденных жизненных ситуациях: «Золотошвея» (1981), «В бане» (1982).

Эмоциональный, психологически сложный портрет – жанр, к которому обращались многие художники республики. В экспозиции представлены работы живописцев Бориса Борисовича Лейфера и Геннадия Александровича Дмитриева. Это композиционные портреты людей, оставивших значимый след в коми культуре – художника Сергея Добрякова (1978) и поэта Александра Алшутова (1991). Не ограничивая замысла передачей колоритной внешности, их авторы стремились к отражению мира переживаний своих героев, сознания своей творческой независимости, интеллектуальной силы. Неоднозначная личность модели подсказывала и композиционное решение полотна, и живописную манеру, и декоративную выразительность колорита.

Лидирующее положение занимал портрет в многогранном творчестве Энгельса Васильевича Козлова. Художник обращался к портретированию людей самых разных профессий, но наибольшей известностью пользуется серия портретных работ, запечатлевших видных деятелей науки и искусства Республики Коми. Привлекающие значительностью образов, одни работы носят официальный характер, другие решены в жанровом ключе, более камерны по тональности. Так, представленный в экспозиции «Портрет кандидата исторических наук Л.Н. Жеребцова» (1975) с необыкновенной точностью передаёт как индивидуальные черты, так и живой характер учёного.

Навсегда связал свою жизнь с северным краем Анатолий Васильевич Копотин, через всё творчество которого проходит привязанность к реальному, объективно существующему миру, внимание к простому человеку. Уже первый цикл его романтических по звучанию произведений, объединённых темой юности, носил название «Труженики Севера». Но с особой полнотой искренний интерес к людям проявился в деревенской тематике, раскрывшей в творчестве художника целый пласт новых образов, касающихся существенных моментов непростых человеческих судеб. Героями его произведений стали жители коми села Аныб, близкое знакомство с которыми позволило Копотину создать живописную серию «Аныбские вдовы». Включившая ряд жанровых картин и портретов, она покоряет добротой и подлинной человечностью: «Старушка с овцами» (1983), «Бабьим летом в селе Аныб» (1993), «Последняя осень Агафьи Тихоновны» (1990). Вызывающие повышенное сопереживание, они характеризуют автора как вдумчивого наблюдателя и тонкого психолога.

К народной жизни обращается в своих произведениях и Александра Александровна Куликова - автор обширной серии деревенских натюрмортов, посвященных поэзии повседневного крестьянского быта с его налаженными веками основательными устоями, неторопливым укладом жизни. В экспозиции представлены сюжетные картины художницы «9 мая 1995 года» и «Ожидание», написанные в 1995 году ко дню Великой Победы. Темой для них, как и для работы «Осень» (1997), послужили омрачённые войной судьбы деревенских жителей. Каждое из полотен внутренне исполнено тишины и не многословия, располагает к созерцанию и спокойному раздумью. Но темпераментно написанный пейзаж, эмоционально насыщенное цветовое решение вносят в изображение элемент драматизма.

Коми деревня, сохраняющая уникальный мир старины, её неповторимый быт стали темой творчества Елены Федоровны Ермолиной, посвятившей себя жанру натюрморта. Строго, придирчиво отбирает художница предметы для своих сложно решённых композиций, оттеняя красоту каждого из них, организуя в группы, сюжетно и живописно связывая с окружающей средой. Часто прибегает к усложненным композиционным построениям, когда группирующиеся на первом плане предметы домашнего обихода органично вписываются в интерьер или сельский пейзаж, что стало характерным как для крупноформатных работ («Бабушкин сундук», 1967), так и для работ небольшого размера («Бабушкино место», 1972; «Натюрморт с ложками», 1973). В каждом из натюрмортов Ермолиной удается передать атмосферу тихого домашнего уюта, проникнутого ощущением присутствия хозяев.

Жанр натюрморта занимал большое место и в творчестве Вячеслава Михайловича Куликова. Близкое знакомство с жизнью коми села Куратово раскрыло перед художником традиционный уклад крестьянской жизни. Здесь он встретился с предметами домашнего обихода, любовно сделанными руками народных умельцев – деревянными ковшами и братинами, плетёными из бересты пестерями и туесами, глиняными кувшинами и чугунками, расписными прялками и коваными сундуками. Восхищенный их первозданной красотой, художник пишет полотна, в которых весомо, материально выявляет индивидуальность формы каждой изображенной вещи, ее фактуру, цвет. С годами переходит от чисто натюрмортных форм композиции к картине, показывая вещи в обстановке деревенской избы на фоне светлых бревенчатых стен: «Иван-чай» (1985).

Лирическому пейзажу посвятил свое творчество Николай Александрович Лемзаков – художник тонко чувствующий полную тихого обаяния и созерцательной тишины природу Вычегодского края. В историю Коми изобразительного искусства он вошел как автор пленэрных полотен, созданных на основе непосредственных впечатлений. Большей частью – это «чистый», безлюдный пейзаж - пейзаж-настроения, построенный на мелодике тончайших цветовых отношений. Пример тому - представленный в экспозиции «Вечерний пейзаж» (1974).

Василий Георгиевич Игнатов – автор произведений, связанных с народным фольклором, который даровал ему не только темы, но и подсказал характер их воплощения. Представляющие сказочный, легендарный мир, навеянный народными преданиями, они удивляют неисчерпаемой фантазией художника, его ярким декоративным даром, своеобразным художественным языком. Филигранно исполненные, насыщенные цветом картины построены на красноречивых деталях жанрового рассказа, заключённом как в самом сюжетном повествовании, так и в образно-пластическом строе произведений, где музыкальная певучесть струящихся линий каждый раз подсказывает новые художественные решения: «Родина предков» (1981), «Страсти» (1981), «Экстаз» (1981).

Живописный ряд полотен дополняют произведения скульптуры. В изобразительном искусстве Коми исключительное место занимает творчество Владислава Никаноровича Мамченко. Вместе с Юрием Григорьевичем Борисовым он заложил в республике основы пластического искусства. В экспозиции находится его композиционная скульптура, но Мамченко успешно работал и в жанре психологического портрета, раскрывая духовную сущность человека, мир его личных переживаний. Среди персонажей, как правило, люди незаурядные, творчески одарённые: «Поэт Виктор Кушманов» (1990), «Поэт Виктор Савин» (1990). Мамченко первым среди скульпторов коми, обращаясь к разным материалам, создал галерею проникновенных женских образов, каждый из которых был наделён сложным эмоциональным миром. В экспозиции представлена одна из его лучших работ, выполненная в розовом граните – «Женский портрет» (1970).

С жанром портрета связано творчество Анатолия Иосифовича Неверова. Он также обращается к портретированию людей близких по профессии, знакомство с которыми способствовало более глубокому проникновению в их внутренний мир – живописец Энгельс Козлов, скульптор Вениамин Смирнов, график Виталий Трофимов. Жизненный и творческий путь героев Неверова - живописца Энгельса Козлова, скульптора Вениамина Смирнова, графика Виталия Трофимова подсказал и композиционное, и образное решение портретов. Диапазон изобразительных средств позволил показать значимость изображенной личности, убедительно передать динамику душевных переживаний.

Творчество Владимира Афанасьевича Рохина, охватывающее почти все виды и жанры скульптуры, представлено как в экспозиции галереи, так и в экспозиции Сада скульптуры. Начало его деятельности было связано с крупными пластическими формами, выполненными в граните «Святитель Стефан Пермский, 1995), но в дальнейшем художник обращается и к другим материалам, каждый раз экспериментируя со способом его обработки. Он единственный среди скульпторов, кто успешно работает в дереве, раскрывая богатые декоративные возможности материала любимого народными мастерами. Так в портрете рудознатца Фёдора Прядунова (1970) удачно использована причудливая форма капа - берёзового нароста. В портрете национальной героини Домны Каликовой (1967) и в композиции «Хранитель пчёл» (1988) - оригинальное сочетание дерева и металла. Известностью пользуются произведения Рохина выполненные в металле: «Материнство» (1979).

Куратор Поповцева Элеонора Константиновна.

Ждем Вас по адресу: ул. Кирова, 44

Национальная галерея Республики Коми работает:

ежедневно с 1000 до 1800, каждый четверг с 1000 до 2000, понедельник – выходной.

0+
Дополнительная информация по тел. 24-05-07, 24-10-51, 24-56-61.

Сайт в интернете: www.ngrkomi.ru

Официальная группа ВКонтакте: https://vk.com/komigalereya

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Саратов – 2011 | Америка
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал