Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культуры бронзы Эгейского бассейна.






 

Балканы южнее Македонии, Крит, Кипр, Киклады и другие острова. Наиболее яркие памятники – на Крите и в Микенах. Поэтому часть называют культуры крито-микенской. Но это неверно: хотя есть сходство, но и много своеобразно. Поэтому правомерно рассматривать отдельно три к-ры: минойская Крита, микенская материковой Греции и Кикладская островов Эгейского моря.

 

Минойская культура опередила другие районы Эгейского бассейна. Раньше переход бронзы. Первая половина IV тысячелетия до н.э. – энеолит, середина IV тыс. – начало бронза.

 

Сведения о минойской культуре – в мифах и письменных источниках. Минос и Кносс – у Гомера (совещатель Зевса), Фукидида (о флоте и власти над Эгеидой и Кикладами).

 

История исследования. Кносс – телль, 7 метров КС до дворцов, всего – 15 м. 1878 – греческий коммерсант Минос Калакиринос без разрешений раскопал несколько кладовых на З оконечности дворца, турки ему запретили работать.

В 1879 году Шлиман пытался купить холм Кносс у турков, но ему это не удалось, и Шлиман уехал копать Трою.

В 1900 году Крит стал самостоятельным государством, и здесь появился Артур Эванс (директор музея в Оксфорде). В этом году он нашел «дворец Миноса», предшествующий ему малый дворец и додворцовые остатки. Неолитических напластованиях – 6, 5-7 метров. Эванс: ранний неолит (6100-4000) и поздний неолит (4000-3500 гг. до н.э., сегодня считается энеолитом). В 1903 году Эванс почти полностью раскопал дворец Миноса и стал вести разведки и раскопки вокруг Кносса. До 1941 года (смерти) Эванс копал на Крите (за исключением годов ПМВ).

Периодизация Эванса с небольшими оговорками принята и сегодня. Сейчас греческий археолог Платон пытается пересмотреть периодизацию Эванса, и предлагает свою, основанную на эволюцию дворцов.

 

Периоды Эванса:

Раннеминойский (РБ). Сегодняшняя дата: 3500-2150 гг. до.

Среднеминойский (СБ). Сегодняшняя дата: 2150-1700/1600 гг. до.

Позднеминойски (ПБ). Сегодняшняя дата: 1700/1600 гг. до.

 

Эванс: 3400–1100, Варен 3500–1100 гг. до н.э. Однако внутренние рамки периодов сейчас пересмотрены. Эванс опирался на наличие египетских вещей на Крите и критских вещей в Египте.

 

Сейчас учитываются и связи Крита с Анатолией, Сирией, Палестиной. +Множество радиоуглеродных дат,

 

Неолит (6000-4000). Переселенцы из З Анатолии. Мягкая хлебная пшеница, голозерный шестирядный ячмень. Мелкий рогатый скот. На протяжении всего неолита на Крите не раз появляются мигранты из Анатолии. Неолитический КС был уничтожен тремя подземными этажами построек дворца.

О связях с Анатолией свидетельствует пластика и керамика Крита. «Скрипкообразные» статуэтки (аналоги – Троя, Бейджесултан, Киклады). Сходства в посуде: рогообразные ручки у кубков, у кувшинов – наискось срезанная горловина.

 

Энеолитический Крит (4000-4500): четко налаженные торговые связи, определенные экономической целесообразностью, а не традицие как ранее. Есть медные топоры наряду с каменными.

 

Раннеминойский период. Масса вещей из мышьяковых бронз. Поселения этого периода изучены плохо. Основная часть в В части Крита – Василики, Поликастра, Като-Закро и др. Сложная планировка домов. Прямоугольная форма, внутри – более 40 прямоугольных помещений. Размеры комнат могут быть разными. Из сырцового кирпича, два или три этажа. В основе построек – сложный деревянный каркас. Сырцовый кирпич и снаружи и изнутри обмаз. глиной и окрашивался в яркий цвет.

 

Могильники раннемин. времени открыты в Мохлосе, Платаносе и очень много в долине Мессара. Коллективные погребения в склепах, которыми пользовались на протяжении многих поколений. Кости сдвигали. Новых клали в скорченном положении. Типы склепов разнообразны. Иногда использовались пещеры. Чаще – прямоугольные камеры, напоминающие длинный многокомнатный дом. В Мессаре – круглые гробницы со ступенчатым сводом. Диаметр – от 4 до 12 метров, толщина стен от 1, 5 до 2 метров. Вход на В, узкий образован двума мегалитами. Перед входом – углубление – вестибюль, использовавшийся для каких-то ритуалов. Толосы стоят группами, изолированно – редко. Число погрбений в одном толосе может достигать несколько сотен.

В конце раннеминойского периода – одиночные. В ящиках-цистах, глиняных гробах, пифосах, зарытых в землю.

 

В погребениях много золотых украшений: ожерелья, подвески, булавки, нашивки-розетки, листья, побеги растений.

 

Мышьяковые бронзы известны и из могильников, и из поселений. Два вида кинжалов: короткие правильной треугольной формы, постепенно удлиняются, появляется в центре верлюра и отверстие для рукояти.

Популярны «двойные секиры». В Охлосе – одна из бронзы и две – из свинца. Вначале они используются в работе, потом становятся объектом культа.

Часто – плоские топорики, трапициевидные в плане, с закругленным лезвием и уплощенной закругленной части с двумя отверстиями для рукояти.

 

Резьба на печатях – высокий уровень. Наиболее частый материал – жировки и слоновая кость. Очень много форм. Иногда печати бывают с ручками. Орнаменты разнообразны: спирали, меандры, двойные секиры, схематичные люди, животные, осьминоги.

 

Каменные сосуды. Из жировика, брекчии, мрамора, алебастра, известняка. Некоторые типы повторяют форму керамики. Для украшения использовались прожилки.

 

Керамика очень разнообразна. М.б. это разнообразие. На С и в Ц Крита – посуда из серой глины, вылощена до блеска, иногда с помощью лощения наносятся орнаменты (параллельные круги, треугольные и дуговидные фигуры)ю Формы – большие конические вазы на больших поддонах. Сосуды для подвешивания – округлое тулово, бутылкообразное горло. Биконические горшки. Репообразные кувшины с биконическим горлом.

 

На Ю – сероглинянаная сосуществует с расписной. Параллельные линии.

 

На В – только расписная посуда. Округлые горшки с правильным узким цилиндрическим горлом. Много кувшинов с петельчатой ручкой и наискось срезанным горлом. Реже – биконические сосуды. Параллельные полосы, которые иногда пересекаются другими линиями.

 

 

В Раннеминойском II периоде посуда становится единообразной на всем острове. Серолощеная, красно-коричневая лощеная. Расписная по беловато-желтому фону матово-красная или матово-коричневая. Мотивы – треугольные шевроны, заштрихованные линиями, иногда штриховка покрывает весь сосуд, крестообразные фигуры, дуги, залитые краской треугольники. Формы становятся разнообразны. Сосуды с носиком (похожи на чайник, но носик расширяется). Даже у ваз появляются носики. Носики-сливы есть и у чашек.

 

Особенностью керамики раннеминойского III периода является полная замена техники орнамента. Теперь роспись белилами по черному лаку.

 

Рындина: Раннеминойский период был периодом разложения родового строя. Отдельные богатые погребения. Протогорода. Высокое развитие мореплавание, специализация ремесел.

Однако признаки государства отсутствуют.

 

Среднеминойский период сопоставляется с появлением государственности. Сколько государств было – непонятно, но Кнос – несомненный лидер. В этот период возникают первые дворцовые постройки. Сначала дворец появляется в Кноссе. Потом – в Фесте, в Маллии и в Като-Закро.

 

Когда появляются дворцы – дискуссионный вопрос. Примерно на рубеже IV и III тыс. После 1700/1600 – перестройка (землетрясение на Санторине).

 

Дворцы весьма сходны – копии Кносского дворца. Видимо, власть монархического типа. Дворец – святилище, администрация, м.б. судебные палаты.

 

Археологически дворцы – комплексы помещений-инсул. Эванс открыл на З помещения для хранения припасов, тронный зал, для культовых целей. В основе планировки всех дворцов – прямоугольные дворы, ориентированные с С на Ю. Длина 53 м, ширина – 26, 5 м. Двор вымощен плитами, хорошо подогнутыми друг к другу. В СЗ углу двора – коридор, ведузий в тронный зал, святилище и парадные приемные. Кроме того, на З длинный коридор, параллельный двору. Вдоль коридора – узкие помещения-инсулы с пифосами. В пифосах – финики, зерно, рыба, пиво.

 

В тронном зале – трон. Роспись с цветами и птицами.

 

В В стороне двора лестница в жилую часть дворца. Лестница опускалась на 2, 5 этажа. «Половинный» этаж – канализация. Один этаж наверх – точно, м.б. даже больше – два или три.

Лестница окружена колоннами из коричневого мрамора. Рядом с лестницей – световые колодцы. Примыкающие к колодцами комнаты не имели сплошных стен – колонны вместо них.

 

Интерьер. Фрески. Рисунки без светотеней и полутонов. Черный контур. Контур заполнялся яркими пятнами. К среднеминойскому III периоду относятся «женщины в синих платьях», «дельфины» (над входом в резиденцию царицы).

 

Специализация городов. Поликастра – центр обработки с/х продуктов. Гурния – производство бронз и обработки, еще какой-то город – рыбная ловля.

 

Поликастра. Главная улица – к морю, вымощена, к ней примыкают переулки, разделяющие кварталы. В каждом квартале – более крупный мегарон. Портик смыкается с двором двумя сторонами, отделяется колоннами, а не стенами, в отличие от анатолийских мегаронов.

 

«Святилища на горах». Рядом с каждым городом. Юктас – к югу от Кносса, есть и к Ю от других городов. Святилище – на вершине скалы. Вокруг дороги к святилищу – приношения: секиры, сосуды, модели частей человеческих тел (руки, ноги, головы).

 

Были святилища и во дворцах. Сначала – крупные залы с колоннами по бокам. Потом – специальные помещения со «священными бычьими рогами», из камня. На них возлагали двойные секиры, сосуды для возлияний, ветви (?).

 

Двойная секира снаяала, видимо, использовалась для принесения жертв. Потом она стала символом. На печатях такие секиры несут женские божества. Глиняные или фаянсовые фигурки. Иногда из слоновой кости. Колоколовидная юбка, иногда с оборками. Фартук. Кофта открытая до пояса (сзади высокий воротник). На голове – корона или тиара. Кроме двойных секир богиня могла держать в руке змей.

 

Погребальный обряд становится единообразным. Погребения в больших пифосах или в глиняных гробах. Они кладутся в скальные укрытия или закапываются в грунт.

 

На смену мышьяковым приходят оловянные бронзы. В раннеминойском периоде – не более 3% олова. В среднеминойский III период – до 10-12%. Изделия из бронзы: резцы, скобели, двойные секиры, листовидные наконечники копий, мечи.

 

Форма кинжалов усложняется. Не только более массивные, но и листовидно-прямоугольную форму приобретают. Ребро жесткости сохраняется. Из клинка появляется выступ для крепления рукояти.

 

Керамика. В Среднеминойский I периода появляется гончарный круг медленного вращения, часть керамики – лепная. Во II периоде – круг быстрого периода, вся керамика становится гончарной. Керамика в стиле «камарес». Округлые чаши с носиком для слива и двумя петельчатыми ручками, иногда – амфоровидными сосудами. Темный фон – коричневый, синий земленный. Роспись белая, желтая, оранжевая, коричневая. Роспись – розетки, цветы, «полусонца», схематические «осьминоги».

 

Кроме крупных сосудов в стиле «камарес», есть и так называемые «скорлупки». Стенки не больше 2 мм, формы и роспись – такие же.

 

В среднеминойском периоде наряду с «камарес» продолжают существовать сосуды с росписью белой краской по черному фону. Чаще всего – очень крупный. Изображаются, как правило, цветы: подсолнух (? В Европу подсолнечник завезли испанские завоеватели Америки примерно в 1500 году), лилии.

 

В среднеминойском I Периоде появляется иероглифическое письмо. Начатки пиктографического появляются еще в III раннеминойском (метки ремесленников, купцов). В СБ – идиоматическое письмо. Глиняные таблички. Идея письма, как считается, заимствована в Египте и Сирии. Однако знаки имеют специфически местный характер.

Линейное письмо А. Не только на табличках, но и граффито.

Письмо Б – с позднеминойского периода. Тоже таблички, сосуды, печати.

 

XVII-XIV в. до н.э. – появление письма Б на Крите. В это же время – появление рабовладения и очень сложное государственное устройства. Очевиден только факт, но форма и соотношение рабского труда со свободным не ясны.

 

В поздний период – много поселений, густая сеть дорог, посты на дорогах.

 

О власти Крита в это время на других территориях мало археологических свидетельств. По письменным источникам: часть материка, Сицилия, эгейские острова.

 

Археология говорит о сильном влиянии: архитектура, фреска, керамика. Среднеэлладский дворец в Микенах – по кносскому образцу. Росписи в этом дворце, видимо, сделали критяне.

 

Рост богатства носителей культуры. Дворцы, в основном, без изменений, но частные дома – богаче (фрески, рельефы).

 

К позднеминойскому периоду относятся дворцовые фрески «с табуретками», «парижанка».

 

Погребения – те же: в пифосах и глиняных гробницах. Однако они теперь в катакомбах (рядовые). Появляются царские гробницы. К югу от Кносского дворца. Гробница с двором. Стены крипты раскрашены двойными секирами. Погребальное святилище с колоннами – на втором этаже, над криптами.

 

В позднеминойский период появляются слитки в форме бычьей школы. Медные, отлитые в открытые формы. Вес – 29 кг. Не только сырье, но и единица обмена. Возможно, гомеровский «талант».

Масса двойнх топорв, топоров-тесел, дуговидно изогнутые серпы, удлиненные плоские долота, огромные мечи рапиорообразные – широкое при менение.

 

Керамика. В позднеминойском периоде I и II техника светлой росписи по темному фону полностью заменена темной росписью по светлому фону. Желтоватый оттенок фона. Наиболее характерны: ойнохойя (раньше не было), ритонообразные, алабастровые сосуды, чаши.

В позднеминойском периоде I, как и раньше, пифосы, но роспись другая.

Популярны осьминоги.

 

Около 1450 г. до н.э. (?) – нападение микенцев на Крит. Позднемикенский III период. Микенские черты в керамике: изображения птиц и животных, килики, амфоры. Заимствованы элементы погребального обряда: шахтовые гробницы.

До 1110 г. до н.э. минойская культура сохраняет самобытность, потом пришли дорийцы с железными орудиями и все сломали.


09.04.12


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал