Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гумельница—Караново VI—Хаджа-Дермен (?).
4000-3500 до н.э. Периодизация – только по типологии керамики.
ЮЗ Молдавия (Низовья Дуная), ЮВ Румыния, Ю и СВ Болгария. Вдоль речных долин или на болотистых равнинах.
Памятники: поселения Хотница, Караново VI, Азмашка могила; могильники Балбунар, Русенска могила, Варненский некрополь.
Площадь поселений – от 0, 5 га до 1 га. КС от 0, 5 м до 3 метров.
Наземные дома и полуземлянки. Наземные – до 20 м2, поеречными балками делится на несколько помещений. Чаще всего таких помещений – 2. напоминают анатолийский мегарон – большой «зал» и «портик». Печи с углублениями перед ними. Рядом с печью – большие сосуды с зерном, площадки с бортиком для сушки зерна, зернотерки.
Керамика кухонная – очень грубое тесто (примесь шамота, рубленная трава). Поверхность – всегда барботинная. Иногда придонная часть окрашивалась охрой. Крупные биконические горшки или с S-овидным профилем. Столовая – тонкостенная, с примесью песка и…. Широкогорлые горшки с сужающимся книзу туловом (цилиндр сверху, усеченный конус - снизу). Орнаментация столовой посуды – разная: углубленный в виде линий, канелированный, рельефные налепы (часто - змеи), нанесенный лощением, монохромная или полихромная роспись. Самая характерная – роспись графитом.
Первый этап Гумельницы – характерны остропрофилированные сосуды – бицилиндрические. Коническая нижняя часть перекрывается двумя или тремя конусами. Полихромный орнамент, роспись графитом. Последняя носит негативный характер. Графитом наносится фон, незакрашенные части образуют орнамент.
Второй этап – сосуды приобретают скругленную форму. Верхняя часть цилиндра скругляется, образуется правильное кольцо. Сокращается количество росписей, в т.ч. и графитом. Графит теперь концентрируется только на плечиках, горле, редко – на тулове. Конические кувшины, миски, крупные амфоровидные сосуды.
Позднейший период – доминирует орнаментация искусственной неровностью – отпечатки раковин. Яйцевые (?) урны с петельчатыми ручками с носом и глазами на тулове. Новый тип – аскос (?).
Антропоморфные статуэтки. По форме перекликаются с Трипольем. Два типа изображений: схематичные плоские амулеты, чаще всего – из кости; реалистические фигурки – из глины. Первый тип – костяная пластина, примитивно обрезанная. Треугольные руки, массивные бера, трапециевидная голова. Из глины часто тоже бывают схематично. Руки – прямоугольники или треугольники, иногда со сквозными отверстиями. Голова почти не читается, иногда ее нет. Четко проработаны груди, бедра, следы беременности. Иногда руки показаны в «позе моления». Поверхность фигурок покрыта углубленным орнаментом: спирали, зигзаги, треугольники.
Кремневые орудия – на крупных призматических пластинах и отщепов. Концевые скребки. Ножевидные пластины, длиной до 20 см (могли быть получены только ударом Ме орудий). Есть тесла, долота и топоры – из слюды и др. мягких порог. Зернотерки – из песчаника. Из рогов – сохи, мотыги, серпы.
Металла очень много – 426 изделий по подсчетам Рындиной. Сейчас гораздо больше. Проушные топоры-молоты. Варненский некрополь – медный клевец, наконечник копья. Самые распространенные орудия – зубильца и клиновидные топоры. Перстни пластинчатые, спиральные, проволочные. Булавки. Браслеты поперечно-пластинчатые. Крестообразные топоры-тесла. Плоскость лезвия – рубящего и тесла перепендекулярны друг другу.
Рудник Аир-Гунар (?). Начало IV тыс. до н.э. 11 древних выроботок. Общая длина – 500 метров. Щелевидные карьеры. Ширина поверху – 10 метров, глубина – до 20 метров. Рядом с выработками и внутри них – орудия: кирки, молоты, мотыги из оленьего рога, медные топоры-тесла и долота. В завалах – погребениях горняков. В окрестностях – становища с обломками керамики, пятнами очагов. Начало проф. отделения горняков. Спектральный анализ: металл использовался по всей Гумельницы и экспортировался вплоть до средней Волги. Лютье в графитовых формах, очень сложные конструкции литейных форм (только реконструкции), сложные способы обработки (ковка проволоки на наковальне с желобком).
Погребальный обряд сложный. Изучен плохом. Два типа: могильники и погребения на поселениях. Последние – очень редко. Большие могильники грунтового типа, рядом с поселком. Виды разнообразны: трупоположения, погребения с расчлененными костяками и кенотаф.
Трупопопложения наиболее часты. Поза неустойчива – скорчена на левом, на правом, ориентация. Ориентировка – любая кроме западной. Охрой посыпаны инвентарь и иногда – голова.
Расчлененка реже Иногда погребения головы рядом с телом. Иногда – одна голова, иногда – без головы.
Черепные крышки отдельно – на поселениях, рядом с печью.
Инвентарь скромный, однообразный. Одно орудие: тесло-долото или топор-молоток. Два-три сосуда (не во всех погребениях). Есть керамика оч. плохого качества – специально для погребения.
Варненский могильник 3 086 золотых изделий в 312 погребений. Масса медных изделий – 198 штук. Не раскопана еще четверть могильника – под детским санаторием. Погребения Варненского могильника были обнаружены случайно при стройке осенью 1972 года. 20 форм различных категорий инвентаря. Ямы однообразны – удлиненно-прямоугольные ямы со скругленными углами. Длина – от 1, 90 до 2, 70 ширина от 0, 6 до 1, 1 см. Глубина от 1, 4–1, 5 м. У кенотафов глубина до 2 м. Поза разная: вытянутая, скорченные на правом боку. 47 самых богатых могил – без костяков («символические»). Дата – 3900—3650 лет. Четкая дифференциация. Бедные могилы – инвентарь, как в обычных грунтовых могильниках (кремневые пластины, сосуды, медные шилья, очень редко – мелкие золотые предметы). Орудия и сосуды – около головы. Украшения – там, где должны быть. Богатые могилы – многочисленные вещи. Форма и размеры обычные. Медные, золотые, костяные, роговые изделия. Золотые браслета, кольца, пронизки, спирали, антропоморфные бляшки. Бусы и булавки из платины и золота. «Золотой скипетр» с костяной рукоятью. Антропоморфные идолы в виде костяных фигур, отдельные детали которых подчеркунты бляхами. Только одна могила – мужчина 40-45 лет. Бляшки с головного убора. Браслеты, золотые пронизки и бусы, медные копье и топор. Вся одежда, по-видимому, в золотых бляшках. Остальные – «символические» (?).
Культуры Карпат отличаются своеобразием. Нет расписной керамики, глиняных статуэток. Возможно, потому
|