Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассказ из книги Бормотова И.В. «В горах Адыгеи» - «Бой за Гузерипль».






Узкая извилистая лента асфальтированной дороги, прорезая ущелье, устремилась к самому южному поселку Республики Адыгея - к Гузериплю. Проезжающих по дороге туристов обязательно привлечет внимание памятник, установленный над дорогой. Поставлен он воинам 20-й горнострелковой дивизии, стоявшим насмерть на этом рубеже...

Август сорок второго года выдался на редкость жарким. Знойное солнце нестерпимо палило. Перевалив через лесистые отроги гор, фашистская мотопехота дивизии СС «Викинг» в сопровождении танков продвигалась пустынными лесами через Колосовку, Махош-поляну, Зераль и станицу Новосвободную. Этим путем, не встретив сопротивления войск Красной Армии, они спустилась в долину реки Белой, и въехали в Хаджох. Расположились эсэсовцы в бараках, стоящих вдоль железной дороги, недалеко от каньона реки Белой - «Шум».

В Хаджохе фашисты приостановили темп наступления. Впереди - горы. Надо было подтянуть резервы, провести разведку, выработать дальнейший план действий. Турбазу «Горная» немцы стали переоборудовать под штаб 207-го полка, 97-й немецкой легкопехотной дивизии. Установили на турбазе комендатуру, полевую кухню и конюшню. Протянули сеть телефонных проводов, отрыли окопы, поставили в них станковые и ручные пулеметы.

На турбазу «Горная» сгоняли захваченных в плен красноармейцев и расквартированных в поселке беженцев-евреев для дальнейшей отправки в Майкоп в концлагерь.

В это время командование 20-й горнострелковой дивизии, видя реальную угрозу выхода фашистов на перевалы Главного Кавказского хребта, предприняло меры защиты. 379-й горнострелковый полк 20 ГСД занял оборону вокруг южных и западных отрогов горы Фишт. Только 3-й роте этого полка выпала особенная задача. Им предстояло в короткий срок с полным боекомплектом выйти на 100-километровый марш через горные перевалы.

Под командованием молодого лейтенанта Филиппа Андреевича Шипа 14 августа рота вышла на боевой марш-бросок через Белореченский перевал к конечной цели - поселку Гузерипль. Задача была сверхсложная, им надо было успеть до прихода фашистов перекрыть долину реки Белой, сделать оборонительный рубеж и не пропустить врага к перевалам.

Особенно тяжело воинам дался изнурительный подъем от кордона Кавказского заповедника «Бабук-аул» до перевала Черкесский. Но все-таки рота успела до прихода фашистов прибыть в Гузерипль, занять оборону в трех километрах севернее поселка.

18 августа высланный вперед передовой отряд боевого охранения роты прибыл в Гузерипль и выдвинулся вниз по долине реки Белой навстречу фашистам. Пройдя три километра от поселка, выбрали очень удачное для обороны место и начали рыть окопы. Для пулеметов сложили из камня-плитняка доты. Подобрали секторы обстрела таким образом, чтобы фашисты попадали под кинжальный перекрестный огонь.

Под командованием политрука роты старшего сержанта Георгия Андреевича Зиновьева часть бойцов переправилась на правый берег реки Белой. Отсюда дорога в Гузерипль была видна, как на ладони. Подобрали удобное место и для пулемета Ивана Абрамова, сложили из камней бруствер, замаскировали и дополнительно подготовили еще несколько удобных точек для ведения пулеметного огня. Расположили бойцов таким образом, чтобы они находились высоко над дорогой, и их еще защищала от врага водная преграда - река Белая. Ночь прошла спокойно.

Подтягивались с перевала отставшие на марше бойцы. Их сразу же отправили рыть стрелковые ячейки на крутой левобережный склон горы и выбирать сектор обстрела. Мотопехота фашистов появилась в полдень. Они беспрепятственно прошли поселок Хамышки и не спеша, двигались вглубь ущелья по узкой горной дороге. Немцы располагали разведданными, что в поселке Гузерипль воинских частей нет, что беженцы и отступающие группы красноармейцев ушли на перевал Белореченский.

Поэтому они были уверены, что серьезного сопротивления не встретят. Передовой отряд охранения фашистов был подпущен почти вплотную к засаде горных стрелков. От внезапного кинжального огня пулеметов ни один фашист не поднялся с дороги. Основные силы немцев, подтянувшись к месту боя и рассредоточившись вдоль дороги, пошли в атаку на оборонительный рубеж красноармейцев.

И вот тогда с правого и левого флангов заработали пулеметы младшего сержанта Габова и старшего сержанта Зиновьева. Фашисты попали в котел сплошного огня. Потеряв более половины наступающей роты, они залегли за деревьями и большими камнями. Более пяти часов длился бой.

Фашисты, поняв, что не смогут прорвать оборону горных стрелков в узком ущелье, откатились в поселок Хамышки и там сами перешли к обороне. Вдоль реки Бзыхи они выслали несколько конных отрядов на плато Лагонаки, для соединения с частями, идущими к перевалу Белореченскому, из сел Темнолесского и Мезмая. В этом бою рота горных стрелков потеряла трех человек убитыми. Это старший сержант Георгий Андреевич Зиновьев, 1919 года рождения, из города Ашхабада, младший сержант Иван Алексеевич Габов, 1919 года рождения, из Коми АССР, красноармеец Амброс Яковлевич Цхададзе, 1905 года рождения, из села Зороты Зестафонского района Грузии.

Воинов с почестями похоронили в братской могиле на территории Кавказского заповедника возле дольмена. Через несколько дней командир роты Ф.А.Шип предпринял наступление на оборону врага. Обстреляв поселок Хамышки, он вернулся в Гузерипль. Силы были неравны, фашисты уже знали о «шиповцах» и были начеку. Основные подразделения врага в это время уже втянулись в наступательные бои за Белореченский перевал. А третья рота оказалась оторванной от своей дивизии и вела боевое охранение долины самостоятельно. На освобождение Хамышков, на подмогу к горным стрелкам, после разгрома фашистов на перевалах, с плато Лагонаки спустились воины 2-го батальона 23-го погранполка НКВД. Таким образом, Гузерипль - это единственный населенный пункт в Адыгее, не попавший в зону оккупации. Его защитили от врага горные стрелки 3-й роты, и большую помощь им оказывало местное население поселков Гузерипль и Хамышки.

Среди них особенно надо отметить Потоцкую Марию Владимировну, Мельникову Елену Васильевну, Орфееву Евдокию Артемовну, Пискуненко Евдокию Петровну, Беловещенко Валентина Ивановича, Парневу Любовь Константиновну, Никитина Ивана Андреевича.

Потомственные охотники и егеря Кавказского заповедника, знающие каждый камень в этих горах: Дементьев Илья Семенович, Гукалов Петр Петрович, Никифоров А.В., отец и сын Комнатные, которыеслужили при роте горных стрелков проводниками.

В декабре, когда угроза прорыва фашистов на этом участке фронта миновала, «шиповцы» ушли через перевал в Дагомыс. 12 декабря 1942 года они вышли на маршрут через перевал к Черному морю. В горах уже была зима. Жители поселка Гузерипль помогли теплыми вещами и продуктами. Через четыре дня по глубокому снегу горные стрелки спустились благополучно в Бабук-аул. Затем рота была переброшена в станицу Смоленскую, где сходу вступила в бой с неприятелем и продолжила освобождение Кубани.

Объекты для туристских маршрутов выходного дня:

- место отдыха у обелиска защитникам Кавказа.

- стрелковые ячейки воинов 3-й роты, 379-го горнострелкового полка 20 ГСД;

- старая автомобильная дорога: к Малой и Большой веселым балкам;

- скалодром поселка Гузерипль.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал