Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Картинка. По мнению учёных, название Тмуторокань в просторечии - Тмутаракань, полученное городом в средние века
По мнению учёных, название Тмуторокань в просторечии - Тмутаракань, полученное городом в средние века, происходит, скорее всего, от тюркского «Таман-Тархан», означающего «город, правитель которого свободен от налогов» или же «город, освобождённый от налогов». Основным занятием в Тмуторокани., через которую шли пути, связывавшие Европу с Кавказом, Закавказьем и Средней Азией, была посредническая торговля. В X-XIII веках Тмуторокань последовательно принадлежала сначала Хазарии, потом русским князьям, затем Византии и татарам. Наиболее частые упоминания Тмуторокани встречаются в «Слове о полку Игореве». Самое, пожалуй, древнее описание Тмуторокани как крепости Таматарха сделано в середине X века Константином Багрянородным (в 42-й главе соч. «Об управлении империей»). Позднее, уже в XII веке, арабский географ ал-Идриси говорит о Матархе как о большом, владеющем обширными землями, процветающем городе, на ярмарки которого собираются люди, как из ближних, так и из самых дальних стран. Раскопки в Тамани показали, что город имел квартальную планировку и мощёные улицы. Русские князья завладели им, скорее всего, в результате разгрома Хазарии Олегом в 965 году. В 988 при разделе князем Владимиром городов между своими сыновьями Тмуторокань досталась Мстиславу, упомянутому в «Слове» в связи с его поединком с касожским князем Редедей («Иже зареза Редедю»). На месте города сохранились фундаменты церкви, построенной Мстиславом в 1023 в честь этой победы. В X-XI вв. Тмутороканью правили многие русские князья-изгои, иногда не по одному разу. В 1066 здесь был отравлен византийцами князь Ростислав Владимирович, а князь Глеб Святославич зимой 1067-68 гг. промерил по льду расстояние через пролив между Тмутороканью и Корчевом и сделал об этом надпись на каменной плите. В 1060 году из Киева в Тмуторокань вынужден был бежать один из первых русских летописцев инок Киево-Печерской лавры Никон. Бежал он от великого князя Изяслава к малому князю - тому самому Глебу Святославичу, который мерил «море по леду» от Керчи до Тамани. 10 апреля 1077 года брат Глеба Олег Святославич бежал из Чернигова в Тмуторокань от своего дяди Всеволода Ярославича к брату Роману, а затем с половцами и двоюродным братом Борисом Вячеславичем двинулся оттуда на Русь. В августе 1078 на реке Сожице они разбили войско Всеволода и заняли Чернигов. Но после поражения в битве с объединенным войском Изяслава, Всеволода, Владимира Мономаха и Ярополка на Нежатиной ниве Олег с небольшой дружиной бежал обратно в Тмуторокань. В 1079 году из Тмуторокани на север с дружиной и нанятыми половцами пошёл походом Роман Святославич, против него выступил Всеволод Ярославич, ему удалось подкупить половцев, после чего Роман повернул назад и на обратном пути 2 августа того же года был половцами убит. Олег же во время отсутствия Романа был схвачен хазарами и отправлен как пленник в Византию. Олег же Святославич, пробыв в Византии пленником четыре года, вернулся в Тмуторокань - уже из Константинополя, видимо, при военной поддержке византийцев - женатым на знатной гречанке Феофано Музалониссе. Заинтересованность Константинополя в Тмуторокани объясняется тем, что Византия начала испытывать нужду в нефти, необходимой для производства «греческого огня», так как малоазийские её источники были захвачены турками-сельджуками, а про Тмуторокань из сочинений Константина Багрянородного было известно, что её земли богаты нефтью. Находимые в большом количестве при раскопках Тмутороканьского городища в слоях X-XIII вв. сосуды с остатками нефти свидетельствуют о большом её импорте в то время из Тмуторокани. Вернувшись в Тмуторокань, Олег Святославич изгнал Давыда и стал править городом как наместник византийского императора с титулом «кагана» и «архонта Матрахи, Зихии и всей Хазарии» (этот факт очень интересен, тем, что Зихией управлял русский князь Олег Святославович). Его жена титуловалась «архонтисой России». Первым делом Олег расправился с предавшими его хазарами. Позже, в 1094 году, он почему-то покинул Тмуторокань и ушёл с родичами и половцами на Русь, возможно, ненадолго возвращался в Тмуторокань, но умер в Чернигове. К концу XII столетия Тмуторокань полностью перешла в руки византийцев и оставалась их владением, пока не оказалась завоёванной татарами. Но закат Тмутороканьского княжества и последовавшее безвременье наступили ещё в XI веке, иначе, почему бы Новгород-Северский князь Игорь отправлялся в 1185 году «поискати града Тмотороканя»? В период безвременья название города несколько раз менялось. Генуэзцы не утруждали себя произнесением мудреного заморского слова Таматарха, и даже адаптированное византийцами название Матарха было им не по вкусу. Поэтому город стал называться Матрегой. Почти так же её называли ордынцы - Матрика. Конец чехарде названий положили турки. Язык они ломать не стали и впервые назвали Тамань Таманью. К моменту возвращения в Тамань русских название так прижилось, что менять его не стали.
2.2. Хронология событий на южных рубежах России. На рубеже VIII-IX вв. сложилась «империя Рюриковичей», составляющая «готический период» русской истории. Основное ядро этого государства составилось из двух главных областей: северного озерного края, уже объединенного в большей своей части под рукою Новгорода, и днепровского юга с Киевом во главе. Каждая из этих областей до того жила и развивалась среди своеобразных географических и этнических условий, и каждая вошла в состав Киевского государства со своеобразным историческим прошлым. Несомненно, что к этому времени родовые отношения среди восточного славянства находились в периоде разложения и перехода в феодальные, причем, как и среди германских племен Западной Европы, рабский труд, эта простейшая форма разделения труда, не успела за это время вытеснить труд свободного общинника, и, потому рабовладельческой формации восточное славянство не знало. Государственные объединения северного озерного края, под рукою Новгорода, и днепровского юга, под рукою Киева, вносили на смену былых племенных объединений - объединения территориальные создавали власть, организующую защиту и завоевания и собирающую для того с населения дань. А это была основа государственной эксплуатации варварских государств. Поскольку быстрый рост «империи Рюриковичей» «является естественным плодом примитивной организации норманских завоеваний», а не результатом глубоко продуманных планов, постольку в основе княжеско-дружинных отношений еще долго остается «вассалитет без ленов или лены, состоящие исключительно из дани». Если провести прямую линию от нынешней Казани до устья Дуная, то с незначительными поправками мы получим северную границу той степи, которая в течение веков препятствовала длительному существованию государственных образований, слагавшихся к северу от этой черты, смывала их, часто порабощала. Со времени установления в степи хазарского господства (VIII-X вв.) основная часть славянских племен, сидевших на восток от Днепра и прилегавших к степи, платила хазарам дань. К этому времени относится славянская колонизация степи, дошедшая на востоке до Черноморья (Тмуторокань), а на западе - до Дуная. Здесь славянские племена были в той или иной мере втянуты в торговые обороты Причерноморья, составлявшие часть того мирового торгового оборота, который шел тогда по Средиземноморью с центром в Константинополе. Борьба с хазарами, расселение на юг, участие в международной торговле энергично способствовали дальнейшему распадению родового и племенного строя, вызреванию феодальных отношений, образованию отдельных княжеств, иногда охватывающих ту или другую часть племени, иногда стягивающих разные племена. Впоследствии из тринадцати княжеств XI в. только три имели одноплеменное русское население: именно княжества Галицкое и Волынское были населены волынянами, Рязанское - вятичами. Семь княжеств состояли каждое из двух, а одно - даже из трех племен. Так, в Киевское входили поляне и древляне, в Черниговское - радимичи и вятичи, в Новгород-Северское - северяне и радимичи, в Туровское - дреговичи и древляне, в Полоцкое - кривичи и дреговичи, в Смоленское - кривичи и вятичи, в Новгородское - кривичи и словене, а в Ростово-Суздальское - кривичи, словене и вятичи. Два княжества, - Переяславское (южное) и Тмутороканское, - по русскому племенному населению точно не определимы. В конце XI в. и на протяжении всего XII в. совместная оборона от степных кочевников закрепляет равноправие союзных отношений Византии и Руси. Брак великого князя Всеволода с дочерью византийского императора Мономаха, установивший родство потомков Всеволода, - Владимира Мономаха и «мономаховичей» - с императорским домом, внес равенство отношений между представителями правящих династий Византии и Руси. Путем огромных усилий, мобилизуя все свои силы на сопротивление кочевникам, русские княжества в начале XII века обращаются от пассивного сопротивления к организации активной обороны, к ответным походам на степь. Переход русских княжеств от пассивной обороны к наступлению в начале XII века имел и огромное международное значение. В 1091г. Византийская империя была поставлена в крайнюю степень унижения и гибели нападением печенежско-половецких полчищ с севера и турецкого флота с моря. Натравив печенегов на половцев, империя кое-как отвратила беду, но не надолго. От полного разгрома спасает империю только русская сторона. В 1103г. союз русских князей «умыслиша дерзнути» на первый степной поход. Хорошо подготовленный, этот поход, как и последующие походы 1107 и 1113 гг., как и смелые и глубокие рейды в степь 1109 и 1120 гг., - оканчиваются победой и выводом из степей значительных орд степняков, недовольных половецким засильем. Эти орды русские князья под кличкою «своих поганых» сажают на пограничье - как живую линию обороны и охраны от половцев. Могущество половцев было, несомненно, сломлено, а слава этих предприятий приписана позднее Владимиру Мономаху, хотя едва ли заслужена им одним. Исключительно удачное для Руси культурное общение с Византией своим успехом обязано в равной степени высокому уровню византийской культуры, сколько и патриотической политике Русского государства, умело отстаивавшего самобытные черты своей культуры и свое национальное достоинство на всех этапах взаимоотношений с Империей. Принесенное на Русь Владимиром в качестве военного трофея христианство придало невиданный блеск «империи Рюриковичей». По отзывам иностранцев, в XI в. Киев соперничал по многолюдству и богатству с Константинополем - первым по величине городом Европы. Киевские купцы, ездившие через Польшу, Богемию и Венгрию в Западную Европу, и новгородские купцы, посещавшие Германию, Скандинавию и Данию, развозили произведения оригинального русского ювелирного искусства. Западноевропейские хроники Титмара Мерзебургского, Адама Бременского, «летопись Ламберта» сообщают историко-географические сведения о Киевской Руси. В 1040 и 1043 гг. в Германию ездили русские посольства, в 1075г. в Киев приезжало посольство германского императора. Родственные связи киевских князей с византийским, английским, французским, германским, польским, венгерским и другими дворами свидетельствуют о равенстве отношений, установившихся между Киевским княжеством и могущественнейшими государствами Европы. Сохранилась подпись регента Франции, королевы Анны - дочери Ярослава Мудрого, вышедшей за неграмотного французского короля Генриха. «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», позднейшее «Слово о погибели русской земли» с патриотическим подъемом и гордостью за свою родину вводили Русь в среду сильнейших европейских государств.
|