Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Картинка. О распространении магометанской веры среди адыгов-христиан и методах их вовлечения в новую религию в «Истории Кубанского казачьего войска» в томе 2
О распространении магометанской веры среди адыгов-христиан и методах их вовлечения в новую религию в «Истории Кубанского казачьего войска» в томе 2, на стр. 26-27 Ф.А.Щербина пишет: «В 1717 году турецкий султан Мурад IV приказал крымским ханам – Девлет-Гирею и Кази-Гирею, непременно распространять ислам между кавказскими горцами. В это время татары были уже омусульманены и достаточно фанатизированы. Ханы двинулись из Крыма с многочисленными полчищами татар насаждать магометанство у черкесов. Они прошли через земли натухайцев, шапсугов и бжедугов, дошли до реки Белой и разбили свой стан в том месте, где находится теперь Ханская станица, получившая впоследствии это название. В лице натухаевских и шапсугских князей с дворянами, татары нашли ревностных сторонников ислама, но бжедугские, темиргоевские и кабардинские князья и дворяне отнеслись враждебно к новой религии, так как не желали подчиняться влиянию мулл. Народ же «тльфокотль» у шапсугов и натухайцев отнесся более индифферентно, чем у остальных племен, видевших в мусульманском духовенстве защитников их прав. Расположившись на реке Белой станом, татары отсюда начали распространять исламизм по всему Северному Кавказу, вплоть до самого Дагестана. Партиями и мелкими отрядами с пламенными речами духовенства о прелестях магометанского рая и с мечами в руках у фанатизированных татар, шло всюду в горах насаждение новой веры. Самый стан обратился в сборище веселья и разгула. В ханский стан татары гнали в большом количестве скот и лошадей, приводили женщин и мальчиков и вели разгульную жизнь. Поэтому и ближайшее к ханскому становищу место татары назвали «Майкоп», что в буквальном переводе означало «много масла», а в вольном иносказательном, «как коту масленица». Таким образом, видимый магометанский рай начинался для черкесов как бы с урочища Майкоп, на котором возник потом город того же имени. И вот в это-то веселое для татар время и были разрушены лучшие памятники христианства на Кавказе – храмы. Насаждение ислама у черкесского народа продолжалось потом 147 лет, до тех пор, пока не был покорен Северный Кавказ. Но наряду с религией Магомета и христианством, черкесы продолжали приносить религиозную дань и язычеству. У них до последнего времени сохранились свои языческие божества, обряды и моления. Был Зейгут покровитель наездников, свой черкесский Марс, Кодес – бог вод или свой Нептун, Тлепс – бог огня, покровитель кузнецов, свой Вулкан, Мезитху, бог лесов и др. В числе этих богов наибольшим уважением пользовался Созерис, покровитель хлебопашества. Празднование этого бога совпадало с днями Рождества Христова. В день праздника в дом вносили сук о семи ветвях, к которым прикреплялись свечи из желтого воска, пирожки и кусочки сыра. Это были жертвы богу».
|