Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Картинка. В условиях классовых и национальных противоречий в 30-50-х годах XIX века глубоко реакционная и фанатичная идеология мюридизма стала знаменем борьбы с царской
В условиях классовых и национальных противоречий в 30-50-х годах XIX века глубоко реакционная и фанатичная идеология мюридизма стала знаменем борьбы с царской администрацией на Северном Кавказе. Мюридизм как разновидность ислама возбуждал ненависть к другим религиям. Сами горцы относились враждебно к самодержавному режиму. Секта мюридов (тарикатисты), существовавшая на Кавказе, активно пропагандировала требования: «мусульманин никому не должен платить подати», «освобождение магометан от власти неверных» и «газават» (священная война против христиан). Этим самым сектанты ставили своей целью стать у власти и направить борьбу горцев с царским самодержавием. Так, в Дагестане, провозгласив себя имамом с титулом «гази» (борец за веру), Гази-Магомед начал активную борьбу за народные интересы и социальную справедливость. В 1830 году во главе 6 тыс. отряда мюридов напал на резиденцию ханов Аварии. 1831 году Гази-Магомед вышел на равнинный Дагестан. Отряд генерала Бековича - Черкасского напал на лагерь Гази-Магомеда, но был разбит. В августе 1831 года Гази-Магомед 8 суток держал в блокаде Дербент. Подоспевшие войска генерала Семена Васильевича Коханова(1785-1857), принудили его снять блокаду. После гибели в 1832 году Гази-Магомеда имамом стал Гамзат-бек, который с 15 тысячным отрядом продолжил движение мюридизма, но в 1834 году был убит в хунзахской мечети молочными братьями Аварии. Мюридизм воспрял с новой силой с приходом Шамиля, соединившего в себе редкие дарования воина и администратора. Поднявшись на гребне нарастающей борьбы крестьянских масс, «благочестивые мюриды-тарикатисты» создали военно-административную систему на Северном Кавказе, которая превратилась в военно-теократическое государство - имамат - со своей иерархией. Во главе имамата стоял Шамиль. При нем была сосредоточена безграничная власть. С одной стороны - он политический вождь и диктатор, с другой - религиозный вождь, верховный глава правоверных и единственный судья в вопросе принесения жертв, требуемых войной. Для решения дел в имамате был создан высший совет - диван-хана, в который входили заслуженные люди, пользующиеся полным доверием Шамиля. Совет собирался ежедневно, кроме пятницы. Дела чрезвычайной важности решались на созываемых Шамилем съездах наибов, алимов и других представителей администрации. Такие съезды были собраны в Дарго (1841), Алмае (1845), Анди (1847), Ругудже (1851), Шали (1858) и в Хунзахе (1859). Столицей имамата сначала был аул Дарго, а после 1845 года стал аул Ведено, который Шамиль сильно укрепил. За время существования имамата было образовано 50 наибств. Из числа зажиточных узденей назначались наибы, которые являлись полными хозяевами своих округов. Наибства делились на участки под управлением мазунов. По первому зову наиба мазун должен быть готов выступить с вооруженным отрядом. Кроме мазунов, в имамате большой властью пользовались муфтии, кадии, алимы и муталимы. Но, в, то, же время они были покорным орудием наибов при вынесении судебных решений и толковании шариата. Для наблюдения за должностными лицами наибами был образован институт мухтасибов (осведомителей). Для связи центра с местными властями работала так называемая «летучая почта». Жители аулов должны были предоставлять гонцам свежих коней, проводников, ночлег и питание. В имамате было создано войско из постоянных отрядов и ополчения. Ядром войска были муртазикаты - воины, испытанные преданностью имаму. В имамате все население считалось военнообязанным. Шариат - (правильный путь, образ действий) - основанный на Коране свод религиозных, этических и правовых предписаний, обязательный для всех мусульман (суннитов и шиитов).
|