Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комментарий. Итак, монгольские студенты оплачивают примерно 40% реальной стоимости обучения в университете, при этом часть из них пользуется финансовой поддержкой
Итак, монгольские студенты оплачивают примерно 40% реальной стоимости обучения в университете, при этом часть из них пользуется финансовой поддержкой государства в форме безвозвратной субсидии или образовательного кредита. Это примерно соответствует финансовым условиям получения высшего образования в большинстве развитых стран, признавших, что взимание со студентов частичной платы за обучение в вузах соответствует критериям социальной справедливости и равенства. Россия, увлекшись спорами о том, должно ли высшее образование быть платным или нет, не ставя перед собой такую цель, незаметно для всех вышла в мировые лидеры по показателям относительной платности высшего образования, опередив (по упрощённым методикам оценки) страны-лидеры по уровню частных инвестиций в высшее образование: Японию (примерно 50%) и США (60%). Сегодня (на дворе 2013 год, - МБЗ) более 50% студентов российских вузов всех форм собственности платят за своё обучение в полном объёме и при этом практически лишены каких-либо форм финансовой поддержки со стороны государства. Лишь недавно родителям этих студентов было предоставлено право частичного возмещения затрат на образование детей в форме льгот по подоходному налогу. Но финансовая поддержка в такой форме оказывается очень ощутимой для богатых и совершенно незначительной - для тех, кто действительно в ней нуждается. При столь высоких в целом по стране показателях платности высшего образования уровень зарплаты преподавателей государственных вузов, привязанный к уровню бюджетного финансирования высшего образования, как уже отмечалось, остаётся недостойно низким. Обещаемое правительством ежегодное (с. 19) увеличение на 25% бюджетных ассигнований на высшее образование, но оценкам авторитетных экономистов, способно лишь компенсировать потери от инфляции и роста цен. tt9_999_671.14, Таким образом, приходится констатировать, что при сохранении существующего положения в ближайшей перспективе социальный статус преподавателей государственных вузов будет оставаться низким, а карьера преподавателя и научного работника - не престижной. В ситуации, когда на многих естественнонаучных и инженерно-технических кафедрах наших вузов большинство преподавателей достигли пенсионною возраста, сложившееся положение должно быть квалифицировано как затрагивающее интересы государственной безопасности. По-иному восстановление высокою социальною статуса ученого-преподавателя в самой ближайшей перспективе должно стать главным приоритетом государственной образовательной политики. Если для этого необходимо ввести частичную плату за обучение в государственных вузах, как что сделала Монголия и как это имеет место в большинстве развитых стран, её надо вводить, параллельно создавая эффективную систему государственной финансовой поддержки тех студентов, которые будут в ней нуждаться.
2.1. Зачётная единица (кредит) как единица измерения трудоёмкости образовательных программ
Кредит является единицей, характеризующей определённый объём содержания образовательной программы и трудоёмкость её освоения студентом. В российских нормативно правовых документах кредит определяется как зачётная единица. Определение одного кредита связано с количеством недель в типовом семестре и для семестра МГУНТ определяется следующим образом (с. 20): 1 час лекции + 2 часа самостоятельных работ в неделю + другие виды учебной работы по данной дисциплине в течение одного семестра (подготовка реферата, графико-расчётная работа, домашние задания и т.п., экзамен, зачёт); 2 часа семинарских работ + 1 час самостоятельной работы в неделю + другие виды учебной работы (аудиторная работа, реферат, графико-расчётная работа, домашнее задание, экзамен, зачёт); 2 часа лабораторных работ + 1 час самостоятельной работы в неделю + другие виды учебных работ (аудиторная работа, реферат, графико-расчётная работа, домашнее задание, экзамен, зачёт). Из этого определения следует, что для получения одною кредита студент должен заниматься еженедельно 3 часа, иди 48 часов в семестр (семестр состоит из 16 учебных недель). Время обязательного присутствия преподавателя в выделенной аудитории составляет 40% от планового фонда времени самостоятельной работы студентов по соответствующей дисциплине (с. 21).
|