Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть 2: ну и что?
Каково же влияние знаний того или иного типа на бизнес? Не все типы знаний одинаково важны. Некоторые можно быстро воссоздать или выучить, так что замедление работ будет невелико. Но другие могут иметь долговременные последствия, а их восстановление может потребовать больших затрат. И снова TVA сосредоточилась на важном меньшинстве. Были рассмотрены четыре фактора знаний. - Важность. Этот фактор означает потенциальную значимость потери знаний. Связан ли тот факт, что мы потеряем определенные знания, с другими более или менее значительными потерями? Связан ли он с надежностью системы с точки зрения клиентов? Значима ли потеря только для одного подразделения или для всех? Все эти показатели были высчитаны для каждого из типов знаний. - Оперативность. Этот показатель относится к тому, насколько быстро может быть разработано или получено решение в случае обнаружения проблемы. Вопрос в том, насколько быстро можно передать или преобразовать знания так, чтобы получить решения определенных проблем. Такие формы деятельности, как устранение неполадок, могут потребовать по меньшей мере двух лет учебы без отрыва от работы и накопления опыта, чтобы достичь реальной эффективности. Потери иногда могут быть постепенными, распределенными по некоторому промежутку времени, а иногда — внезапными. - Восстановимость. Затем TVA рассмотрела возможность и стоимость восстановления каждого типа знаний. Знания немногих типов теряются окончательно и необратимо. В большинстве же ситуаций рассматриваемыми знаниями располагают несколько человек, причем они не уходят одновременно. Итак, возможно ли восстановить знания? Только в очень редких случаях ответ оказывается абсолютно отрицательным. - Перенос знаний. Последним пунктом в исследованиях TVA стали сложности, связанные с переносом знаний. Сложно передавать неявные знания, тогда как явные знания передаются легче. Вопросы, относящиеся к этой области, обычно нацелены на выяснение того, сложно ли будет передать и сохранить знания, которыми располагает тот или иной человек. После установления последствий потерь знаний People Team TVA составила их классификацию и установила приоритеты. Некоторые потери были классифицированы как «неважные». Подобные последствия не приводили к значительным убыткам и со временем устранялись самостоятельно. Некоторые попали в классификацию как «подлежащие более позднему устранению», их серьезность варьировала от незначительной до средней. В подобных случаях рано или поздно всегда обнаруживается человек с требуемым опытом и знаниями. Некоторые из таких проблем можно решить и путем применения уже отработанных механизмов. Последняя категория — «требуется непосредственное вмешательство», то есть это проблемы, возникающие тогда, когда незнание чего-то влечет серьезнейшие последствия. Для знаний такого типа нужно было выработать способ их сохранения, причем сделать это как можно быстрее, иначе неминуемо возникнут серьезные и весьма неприятные последствия. В процессе выполнения экспериментального проекта TVA изучала извлечение знаний, их кодификацию, а также последующее создание баз данных и экспертных систем. Выяснилось, что подобный подход имеет ограниченное значение. Участники проекта указали на то, что, поскольку TVA является технической компанией с акцентом на инженерных специальностях, она уже создает процедуры, руководства и другие формы кодифицированных знаний. Критический пробел был именно в неявных знаниях, которые в ТЧ\ получили название «высокопрофессиональных знаний, приобретенных благодаря опыту».
|