Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема автора в литературоведении. Конечно, проблема автора возникла не в ХХ веке, а гораздо раньше
Конечно, проблема автора возникла не в ХХ веке, а гораздо раньше. Высказывания многих писателей прошлого удивительным образом оказываются созвучны – при полном несходстве тех же авторов во многом другом. Вот эти высказывания: Н.М. Карамзин: «Творец всегда изображается в творении и часто – против воли своей». М.Е. Салтыков-Щедрин: «Каждое произведение беллетристики, не хуже любого ученого трактата, выдает своего автора со всем своим внутренним миром». Существует несколько значений термина «автор». «Слово «автор» употребляется в литературоведении в нескольких значениях. Прежде всего оно означает писателя – реально существовавшего человека. В других случаях оно обозначает некую концепцию, некий взгляд на действительность, выражением которого является все произведение. Наконец, это слово употребляется для обозначения некоторых явлений, характерных для отдельных жанров и родов» Любой текст – это сложное, структурно упорядоченное, многоуровневое образование. В отношении природы текста существуют разнообразные точки зрения. Но наиболее удачным представляется подход к тексту с коммуникативных позиций. Так, нарратологи делают акцент на коммуникативной природе уровней текста. Этот подход в полной мере применим к любому типу текста, в том числе и к художественному. Коммуникативная природа текста предполагает наличие коммуникативной цепи, включающей отправителя сообщения (автора), само сообщение и получателя сообщения (читателя). Сообщением же в художественном тексте является художественная информация. А подача (автором) и восприятие (читателем) информации именно этого типа обусловливает специфику художественного текста. Восходящая к Вольфу Шмидту, переработавшему идеи М. Бахтина, У. Бута и Л. Долежела, «модель вертикального разреза повествовательной структуры» предполагает 4 уровня коммуникации: 1)реальный автор – реальный читатель; 2)имплицитный (абстрактный) автор – имплицитный читатель; 3)эксплицитный (фиктивный) автор – эксплицитный читатель; 4)персонаж – персонаж. На каждом уровне происходит передача сообщения от отправителя к получателю. Для каждой эпохи, для каждого литературного направления, для каждого литературного жанра характерны свои особые концепции отправителя и получателя художественной информации. Очень интересна реализация коммуникативной цепи отправитель – получатель художественной информации в таком литературном жанре, как новелла. Однако художественное повествование – результат перевоплощения реального автора в имплицитного автора. Имплицитный автор — образ автора, создаваемый читателем в ходе восприятия им текста Автор передаёт ответственность за совершаемые им речевые акты своему заменителю в тексте – повествователю. Это абстрактный автор обращается к некоему абстрактному читателю. Абстрактный автор не предстает в виде определённого Абстрактный читатель – это образ получателя информации, постулируемый всем художественным произведением. Когда в тексте встречается обращение «Дорогой читатель, забегая вперёд, я скажу, что…» и т.п., то это обращение не к Вам, конкретному читателю, а к абстрактному образу читателя. Её можно назвать эксплицитным читателем – (явный, открыто выраженный)реципиентом, выступающим в виде персонажа. В отличие от имплицитных автора и читателя, категории эксплицитного автора и эксплицитного читателя непостоянны Коммуникация между реальным автором и реальным читателем всегда осуществляется опосредованно, через повествовательные инстанции каждого внутритекстового уровня. Таким образом, художественный текст – одна из форм «речевого акта». В любом художественном тексте обязательно присутствует повествователь и адресат. Хотя в одних случаях они могут обладать некоторой степенью индивидуальности, а в других – оказаться полностью её лишённой. Художественный текст – мир вымысла одновременно и по отношению к миру действительности, и по отношению к своему создателю – автору, и по отношению к своему адресату.
|