Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функция управления знаниями. Развитие форм организации
Управление знаниями включает в себя 2 основные задачи: 1.Повышение эффективности использования для роста производительности путем повышения быстродействия и снижения затрат 2.Выдвижение инноваций, создание новых продуктов и услуг, новых предприятий и бизнес-планов. Механизмы решения 2-х основных задач: - приобретение знаний - усвоение знаний - передача знаний Все эти 3 механизма требуют новой функции управления, в задачу которой входит: · Аккумулирование интеллектуального капитала · Выявление и распределение имеющейся информации и опыта · Создание предпосылок для распределения и передачи знаний Способы получения новых знаний: 1. Покупка знаний: найм на работу новых сотрудников, обладающих знаниями и опытом, образование партнерских отношений с новыми организациями 2. Аренда знаний: найм на работу консультантов от научных учреждений профессиональных ассоциаций, консалтинговых фирм. 3. Кодификация-функция управления, связ. с процессом кодификации. Ее цель- приведение знаний в документальную или формализованную систему, обеспечение доступности - доступность локальных и неявных знаний для широкого круга персонала. 4. Экспертные системы – обеспечивающие структурированную информацию, хар-ие: - Уникальные знания специалистов - Уникальную структурированную информацию, полученную с помощью экспертных систем. Под экспертной системой понимается программ, которая содержит определенную информацию в определенной области, которая представляет интерес для экспертов. 5. Менеджеры и лидеры: они различаются в подходах к достижению поставленной цели и решению корпоративных проблем поставленной цели. 6. Базовые принципы управления знаниями: - Интегрированный подход - Работа со знаниями - Структурированная гибкость и простота 7. Влияние новых технологий на организацию:
Приобретение знаний, их распространение и преобразование в форму удобную для внутрифирменного использования, предполагает осуществление определенных организационных мер – развитие форм организации: - Директор по управлению знаниями: в корпорации он увязывает проекты по управлению знаниями с итогами деятельности компании, общей корпоративной стратегией. - Организационные формы управления знаниями: разделение крупной организации на малые самоупр. структуры (целевые фабрики). - Новаторские коллективы: команды по определенным уровням знаний, по стратегии в команду включаются системные аналитики. - Модели организации, в основе которых лежат повышение качества и программы всеобщего управления качеством, введение фундаментальных принципов культуры лидерства, планирование и изменение управления, создание команд, управление производством различных стимулов (прообраз - матричные системы). - Сетевые и виртуальные организации: сетевая организация предполагает гибкое иногда временное взаимодействие между производителями, покупателями и продавцами. Участников сетевых организаций связывают не традиционные иерархические отношения, а контракты единой цели. Более значимыми по управлению знаниями являются виртуальные организации, которые используют высокоскоростные коммуникационные процессы, технологии прогр. обеспечения, используют высококлассную технику. - Консорциумы и стратегические альянсы – соглашение между организациями о совместной работе для получения доступа к новым знаниям, технологиям, ранкам, и о выполнении задач, приводящих к выгоде. Вывод: управление знаниями создает условия, при которых образование превращается в разновидность инвестиций, профессиональный опыт становится нематериальными активами, а лояльность фирмы – основным фактором сплоченности коллектива. 61. ОСН. ПРИЗНАКИ И Ф-ИИ ОРГ. К/РЫ ОК играет основопол. роль в устан-ии эф. с/мы коммуникаций и знач-но сокращает издержки, связ. с инф-ей. Успех компании во многом зависит от тех нравств. принципов, по к-рым живет орг-я. Орг-я – слож. организм, основой жизнен. потенциала к-рой явл. ОК. Если орг-я имеет душу, то этой душой явл. ОК. Носителями ОК явл. персонал. Поэтому успех орг-ии во многом зависит от ОК. Признаки ОК: 1) всеобщность – ОК пронизывает всю стр-ру орг-ии, охват-ет все виды действий в ней; ОК форм-ет микроклимат орг-ии; 2) неформальность – действие ОК не связано с офиц. распоряжениями, устан-ми в приказном порядке; неформ-ть явл. причиной невозм-ти измерения или оценки рез-тов ее воздействия; 3) устой-ть – связана с традиц-тью норм и правил, принятых в общ-ве; становл-е к/ры требует длит. усилий со стороны упр-щих; когда ОК сформ-на, то приобретает вид традиций и сохр-ет устой-ть на протяжении неск. поколений раб-щих в орг-ии, что может служить даже тормозом в разв-ии отн-й в колл-ве. ОК внутри орг-ии хар-ют след. ф-ии: - охранная: специфич. с/ма норм, ценностей и правил. - интегрирующая: роль и отв-ть кажд. члена орг-ии, чув-во общности, сплоченности; создает оригин. имидж орг-ии. - регулирующая: форм-ет поведение раб-в (нормы, правила, инструкции и т.д.). - заменяющая: позоляет формал. отн-я замещать неформал. (совм. игра в футбол). - адаптивная: безболез. вхождение раб-в в среду орг-ии. - образ-ная и разв-щая: воспитание и обр-е (улучшает челов. потенциал пр-я). - упр-е кач-вом: опр-ет кач-во к/ры, работ, среды, микросреды и прод-ии. Ф-ии, связ. с адаптацией к внеш. среде орг-ии: - достижения баланса м/у корпорат. ценностями и ценностями внеш. среды; - приспособ-я орг-ии к нуждам общ-ва; - регул-я партнерских отн-й; - ориентир-я на потребителя. Вывод: ОК – с/ма общего мнения и ценностей, разделяемых всеми членами орг-ии. Она задает людям ориентиры в их поведении и действиях. Т.е. речь, манеры, язык, поведение, осн. ценности, устойч. нормы, принципы жизни и деят-ти орг-ии – все это отражает к/ру орг-ии и отличает одну орг-ю от др. Ф-ии ОК необх-мы для достижения баланса ценностей орг-ии и внеш. среды (общ-ва), для эф. взаимоотн-й с партнерами, потребителями, клиентами и т.д., а также внутри фирмы 62. СУЩНОСТЬ ОРГ. К/РЫ. СОД-Е ОРГ. К/РЫ ОК играет основопол. роль в устан-ии эф. с/мы коммуникаций и знач-но сокращает издержки, связ. с инф-ей. Успех компании во многом зависит от тех нравств. принципов, по к-рым живет орг-я. Орг-я – слож. организм, основой жизнен. потенциала к-рой явл. ОК. Если орг-я имеет душу, то этой душой явл. ОК. Носителями ОК явл. персонал. Поэтому успех во многом зависит от ОК. С лат. «к/ра» - возделывание, воспитание образование, развитие, почетание. К/ра имеет 2 значения: 1. хар-ет цивил-ю как продукт разума (в лит-ре, искусстве); 2. хар-ет менталитет (отраж. типовые мысли, поведение и поступки людей, сп-бы реш-я ими проблем). Т.о., к/ра орг-ии предст. собой сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулир-ю), без доказательно принимаемых и разделяемых членами группы. Предположение – ценностные ориентации, верования, ожидания, расположение и нормы, лежащие в основе отн-й и вз-ий как внутри орг-ии, так и за ее пределами. Ценностные ориентации – поведение, к-рое допустимо или недопустимо. ОК носит двойств. хар-р (2 стороны ОК): 1. На нее влияют цели орг-ии; господствующие идеи и ценности; выдающиеся лидеры; принятые нормы; стандарты; правила. 2. Она сама формирует с/му корпоратю орг. ценностей. Философия пред-я лежит в основе ОК. Тем не менее при созд-ии философии необх-мо учитывать: нац. состав сотруд-ков (нельзя вместе осетин и грузин); кол-во раб-щих (чем больше, тем сложнее упр-ять); культур. ур-нь персонала (этиект, ур-нь воспитания); регион. специфику; тип произв-ва и отрасль; ур-нь жизни. Единая философия орг-ии объед-ет людей и явл. ядром орг-ии (особенно в криз. ситуациях). Пренебрежение ОК ведет к конфликтам, нестаб-сти орг-ии и т.д. Люб. ОК орг-ии – это часть нац. к/ры общ-ва, поэтому планир-е ОК пр-я д. соотв-ать нац. составу, традициям, ценностям, верованиям нац. к/ры. Вывод: ОК – с/ма общего мнения и ценностей, разделяемых всеми членами орг-ии. Она задает людям ориентиры в их поведении и действиях. Т.е. речь, манеры, язык, поведение, осн. ценности, устойч. нормы, принципы жизни и деят-ти орг-ии – все это отражает к/ру орг-ии и отличает одну орг-ю от др. ОК явл. основой норм поведения, принятых в кажд. орг-ии.
63. МЕХ-МЫ ОРГ. К/РЫ ОК – с/ма общего мнения и ценностей, разделяемых всеми членами орг-ии. Она задает людям ориентиры в их поведении и действиях. Успешные компании пользуются совокупностью механизмов, позволяющих удерживать компанию на высоком уровне организационной культуры. Важнейшие из механизмов: принципы отбора персонала, методы социализации, обучение персонала, структура организации, обустройство рабочих мест и мест отдыха. Высшее рук-во м. упр-ять ОК 2 сп-бами: 1. сп-б ведение свыше, к-рое д. вызывать энтузиазм у бол-ва членов орг-ии; 2. сп-б, применение к-рого начинается с др. конца орг-ии, т.е. с ее нижних ур-ней (бол. внимание уделяется деталям реал. жизни в орг-ии). Каждый из этих сп-бов имеет свои мех-мы (инструменты): * Для 1 сп-ба: Лидеры: они устан-ют осн. правила игры и нормы поведения в орг-ии; мех-мом в дан. случае явл. сп-ть лидера оценивать, контр-ть и поддерж-ть подч-ных, реагировать на критич. события и кризисы, воздействовать на труд. роли, обуч-е и тренировки, созд-ть критерии вознагр-й и продв-я по службе. Мех-мы отбора и социализации: при отборе персонала д. соблюдаться принцип совместимости нов. сотруд-ков с ОК и традициями. Для этого исп-ся приемы тестирования, собесед-я и пр. Затем нов. сотруд-ки д. адапт-ться к ОК, что осущ-ется в неск. этапов: а) знакомство с работой до поступления на нее; б) оценка и ср-е своих ожиданий от нов. работы с реальностью; в)непоср. адаптация, соглас-е своих интересов с нов. реальностью. * Для 2 сп-ба: Мех-мы обуч-я персонала: ОК вбирает в себя пол-ку и идеологию фирмы, с/му ее приоритетов, защиты ценностей, мотивации, представляет набор приемов и правил реш--я проблем внешн. адаптации и внутр. интеграции раб-ков, к-рые м. б. восприняты в процессе обуч-я сотруд-ков. Мех-мы созд-я орг.е стр-р: с их помощью поддерживаются отн-я внутри орг-ии и с внеш. средой, поэтому стр-ра д. б. адаптивной, гибкой, подвижной. Мех-мы обустройства раб. мест: обстановка, обустройство раб. мест и мест отдыха символизируют матер. ценности орг-ии и д. гармонировать с ОК. Мех-мы разработки дел. стратегии: она позволяет созд-ть такие важные мех-мы дел. стратегии как доверие в орг-ии, дел. репутация, имиджевый регулятор поведения, корпор. к/ра; дел. стратегия во многом опр-ется особ-тями вз-я орг-ии с внеш средой). Вывод: Успешные орг-ии исп-ют данную сов-ть мех-мов, позв-щих удерживать компанию на выс. ур-не ОК.
64. ФОРМИР-Е, ПОДДЕРЖАНИЕ, ИЗМ-Е ОРГ.К/РЫ ОК – с/ма общего мнения и ценностей, разделяемых всеми членами орг-ии. Она задает людям ориентиры в их поведении и действиях. Организационная культура в организации может формироваться различными путями — в результате: v долговременной практической деятельности, v деятельности руководителя или собственника (своя организационная культура), v искусственного формирования ОК специалистами консультационных фирм, v естественного отбора наилучших норм, правил и стандартов, привнесенных руководителем и коллективом. Первый, второй и четвертый пути формирования организационной культуры иногда в литературе называются корпоративной культурой. Термин организационная культура имеет более общий характер. Мораном и Харрисом опр-ны 10 осн. хар-к ОК: 1. осознание себя и своего места в орг-ии. 2. коммуник. с/ма и язык общения. 3. внеш. вид, одежда и предст-е себя в работе. 4. что и как едят люди, привычки и традиции в этой обл-ти. 5. осознание вр-ни, отн-е к нему и его исполн-е. 6. взаимоотн-я м/у людьми. 7. ценности и нормы (что хорошо, что плохо). 8. вера во что-то и отн-е или располож-е к чему-то. 9. процесс разв-я раб-ка и научение. 10. труд. этика и мотивир-е. Выше указ. хар-ки явл. основой разработки концепции ОК на пред-ии. Исходя из этих хар-к формир-ются стадии форм-я ОК. М. выделить 3 бол. блока: * Формиров-е: это прак-ки внеш адаптация, внутр. интерграция и реш-е ряда проблем, связ. с ОК. * Поддержание: Это такие методы: оценка, контроль, реакция рук-ва на критич. ситуации и орг. кризисы, моделир-е ролей обучение и тренировка, критерии опр-я вознагр-й и статусов, критерии принятия на работу, продв-я и увольнения, орг. символы и обрядности (ритуалы). Поддержание ОК явл. базой мех-ма ОК!!! * Изм-е: к/ра д. меняться в соотв-ии с поведением орг-ии, внеш среды и т.д. Вывод: все выше перечисл. стадии формир-я ОК необх-мы для достижения баланса ценностей орг-ии и внеш. среды (общ-ва), для эф. взаимоотн-й с партнерами, потребителями, клиентами и т.д., а также внутри фирмы. ОК дает ориентацию для деловой стратегии, репутации, имиджа и т.д.
65. УПР-Е ОРГ. К/РОЙ Взаимодействие менеджмента и организационной культуры является непростым: 1. Управленцы могут действовать строго в рамках культуры. Если последняя прогрессивна, то действия наверняка будут успешны. Но отсталость культуры приведет к тому, что эффективность процесса управления окажется низкой, ибо необходимые изменения будут игнорированы или заблокированы. 2. Менеджеры могут идти «напролом», игнорируя сложившуюся культуру. Даже если эти действия будут осуществляться в правильном направлении, они вызовут сопротивление привычек и традиций и вряд ли будут особо успешными. 3. Можно действовать частично в рамках культуры, но в необходимых случаях и наперекор ей. Здесь нужно учитывать совместимость изменений и культуры, а также по возможности не «перегибать палку». 4. Если необходимые управленческие шаги полностью с культурой несовместимы, но являются настоятельными, встает вопрос о преобразовании сложившейся культуры. Для этого необходима ясная стратегия и хорошее понимание возможных препятствий и трудностей на этом пути. Нужно иметь в виду, что, только изменяя параметры культуры, организацию можно вывести на новую качественную ступень. В связи с этим изменение культуры организации становится одним из объектов управления. Управление организационной культурой осуществляется с помощью таких мер, как: контроль за ее состоянием со стороны менеджеров; пропаганда и обучение персонала необходимым навыкам; подбор кадров, соответствующих данной культуре, и избавление от тех, кто в нее не вписывается; широкое использование символики, обрядов, ритуалов. К неудачным действиям в этом направлении относят: подмену реальных процессов изменения кампанией; осуществление поверхностных или косметических преобразований, когда по существу все остается прежним, особенно в высшем руководстве; попытки изменить всю культуру сразу; преобладание краткосрочных целей; действия ради самих действий, не приводящие к определенному результату. 66. ВЛИЯНИЕ ОРГ. К/РЫ НА ОРГ. ЭФ-ТЬ. СУБК/РЫ ОК – с/ма общего мнения и ценностей, разделяемых всеми членами орг-ии. Она задает людям ориентиры в их поведении и действиях. Влияние ОК на орг. эф-ть зависит от ряда ф-ров и вкл-ет 3 ур-ня: 1. Внешние.............. 2. Символы, ценности и стратегии. 3. Базовые предположения. Соотв-но высшее рук-во м. упр-ять ОК 2 сп-бами (и в зав-ти от того, на сколько исп-ются эти сп-бы, проявляется орг. эф-ть): 1. сп-б ведение свыше, к-рое д. вызывать энтузиазм у бол-ва членов орг-ии; 2. сп-б, применение к-рого начинается с др. конца орг-ии, т.е. с ее нижних ур-ней (бол. внимание уделяется деталям реал. жизни в орг-ии). Каждый из этих сп-бов имеет свои мех-мы (инструменты): * Для 1 сп-ба: Лидеры: они устан-ют осн. правила игры и нормы поведения в орг-ии; мех-мом в дан. случае явл. сп-ть лидера оценивать, контр-ть и поддерж-ть подч-ных, реагировать на критич. события и кризисы, воздействовать на труд. роли, обуч-е и тренировки, созд-ть критерии вознагр-й и продв-я по службе. Мех-мы отбора и социализации: при отборе персонала д. соблюдаться принцип совместимости нов. сотруд-ков с ОК и традициями. Для этого исп-ся приемы тестирования, собесед-я и пр. Затем нов. сотруд-ки д. адапт-ться к ОК, что осущ-ется в неск. этапов: а) знакомство с работой до поступления на нее; б) оценка и ср-е своих ожиданий от нов. работы с реальностью; в)непоср. адаптация, соглас-е своих интересов с нов. реальностью. * Для 2 сп-ба: Мех-мы обуч-я персонала: ОК вбирает в себя пол-ку и идеологию фирмы, с/му ее приоритетов, защиты ценностей, мотивации, представляет набор приемов и правил реш--я проблем внешн. адаптации и внутр. интеграции раб-ков, к-рые м. б. восприняты в процессе обуч-я сотруд-ков. Мех-мы созд-я орг.е стр-р: с их помощью поддерживаются отн-я внутри орг-ии и с внеш. средой, поэтому стр-ра д. б. адаптивной, гибкой, подвижной. Мех-мы обустройства раб. мест: обстановка, обустройство раб. мест и мест отдыха символизируют матер. ценности орг-ии и д. гармонировать с ОК. Мех-мы разработки дел. стратегии: она позволяет созд-ть такие важные мех-мы дел. стратегии как доверие в орг-ии, дел. репутация, имиджевый регулятор поведения, корпор. к/ра; дел. стратегия во многом опр-ется особ-тями вз-я орг-ии с внеш средой). Субк/ры. Кажд. общ-во не явл. монокультурным, оно разделено на мн-во субк/р (микрок/ра, где личности сознательно признают свое членство в соотв-ии своей к/ры). Когда ч-к сталкивается с субк/рой, у него возникает неувер-сть, сомнение. Виды субк/р: * Сельская: хар-ется личным умением, практичностью, простотой приним. реш-й; именно в этой среде более прочные связи, отн-е к ч-ку закрепляется быстро. * Городская: хар-ется бол. разобщенностью людей; многие члены не пытаются нарушать изоляцию; связана с психол. перегрузками. * Соц.-экон.: созд-ся как профессия, доход и обр-е. * Этнич.: проявл-ся во вз-ии реал. этнич. групп; необх-мо прояснить позиции, стараться не делать обощения о характ. чертах дан. чел-ка и принадл-ти к нации. * Контрк/ра: нахождение в оппозиции к осн. к/ре; общий враг. * Субк/ра бедноты: сил. привязанность к семье, ограниченность запросов и стремлений, самоогр-е в удов-ях, отсутствие склонности откладывать деньги на будущее.
|