Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Манеры поведения и имиджСтр 1 из 4Следующая ⇒
ВНЕШНИЙ ОБЛИК ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА Манеры поведения и имидж Манеры поведения характеризуют общую и этикетную культуру человека. Манеры — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращение с другими людьми, употребляемые в речи выражения, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция, мимика. Хорошие манеры, как и позы, мимика и другие невербальные проявления, не могут проявляться всегда одинаково. В одних обстоятельствах им следуют очень строго, в других — менее строго. Во всякой ситуации важно найти меру. А для этого не надо запоминать сотни правил, достаточно одного — необходимо уважительное отношение к другим. Ведь в основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Учиться нужно не столько манерам, сколько тому, что выражается в манерах, — бережному отношению к миру, обществу, природе, вещам. Хорошими манерами считаются скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично обращаться с людьми. Хорошие манеры предполагают, к примеру, умение правильно держать свое тело, управлять своим эмоциональным состоянием. Не принято показывать на людях свое дурное настроение. Напротив, всегда следует сохранять обходительность и приветливость. Следует интересоваться не только собой, но и другими, делать все вовремя. Дурными манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, откровенную недоброжелательность к окружающим, пренебрежительное отношение к чужим интересам, беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и желаний, неумение сдерживать свое раздра- жение, намеренное оскорбление достоинства окружающих, проявляющееся в бестактности. Имидж делового человека. Человек не безразличен и к тому, какое впечатление он производит на окружающих, и подчас невольно оценивает, как выглядят, как держатся, говорят другие люди. Очень часто тот или иной индивид воспринимается не так, как ему бы хотелось. Вопросы имиджа (от англ. image — образ) делового человека в последнее время чрезвычайно актуализировались и стали изучаться серьезно. Появилась целая научная область — имиджело-гия, которая исследует проблемы, связанные с тем, как преподнести себя другим людям. Создание позитивного имиджа прежде всего зависит от личных усилий того или иного человека. Во все времена обладали силой влияния на окружающих люди, способные создать положительный имидж — одаренного, авторитетного, знающего человека. Для создания положительного имиджа нужно по меньшей мере иметь привлекательный внешний вид; естественно себя вести; грамотно выражаться; иметь достойные манеры; спокойно реагировать на похвалу и критику. Как правило, на практике имеется существенная разница между впечатлением, которое человек производит на окружающих, и впечатлением, которое он хотел бы производить. Имидж человека расценивается людьми как отражение уровня самооценки человека. Имея низкую самооценку, трудно усовершенствовать свой имидж. Часто обладающие огромными возможностями, талантливые и трудолюбивые люди не продвигаются по служебной лестнице из-за отсутствия необходимого имиджа, из-за низкой самооценки, что создает барьеры на пути к собственному успеху. Для продвижения вперед необходимо работать над своим имиджем не только внутренне, но и обращаться к специалистам — имиджмейкерам. В России эту профессию пока путают с профессиями специалистов, создающих внешний облик, — визажистов, парикмахеров, стилистов, модельеров. Но имиджмейкер — специалист, работающий над созданием позитивного образа того или иного человека или организации. Это прежде всего психолог, преподаватель культуры речи, педагог по пластике и этикету. Имиджмейкер может выявить положительные внутренние и внешние качества человека, сделать их значительными. Создание имиджа — сложный творческий процесс, связанный с такой тонкой материей, как чувство собственного достоинства. Специалисты не только помогают подобрать наиболее выигрышную манеру поведения, но и способствуют более глубокому познанию собственной индивидуальности. Это крайне необходимо в деловой сфере, поскольку между карьерой и имиджем существует прямая зависимость. Исследования показывают, что удачный имидж — наиболее значимая характеристика для постоянно находящихся на виду работников таких сфер, как торговля, управление, финансы. При высокой конкуренции на рынке труда недостаточно быть просто квалифицированным специалистом — крайне важно постоянно работать над собственным имиджем. Формирование первого впечатления. Следует иметь в виду, что впечатление создают не только черты, составляющие индивидуальный образ, — благородный внешний вид и хорошие манеры, умение вести разговор. Необходимой частью имиджа выступают невербальные средства общения — жесты, мимика, движения, позы. Часто именно они показывают истинную суть человека. Выражение лица, взгляд, поза, жесты как коммуникационные сигналы могут быть гораздо более выразительными, чем слова. Многочисленные исследования показали, что от 65 до 80 % информации о человеке поступает через невербальные каналы восприятия. При этом впечатление от первой встречи формируется в течение 3—4 минут знакомства. Некоторые отводят на формирование первого впечатления еще меньше времени. А. Пиз, автор книги «Язык телодвижения», утверждает, что люди составляют 90 % своего мнения о человеке за первые 90 секунд общения с ним. Зачастую именно первое впечатление может стать решающим. Но первое впечатление о человеке иногда бывает искажено. Возможными источниками ошибок при оценке информации могут быть: 0 наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, стереотипов, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого. Преждевременное заключение может основываться на мнении других лиц; 0 эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальная оценка какой-то одной частной стороны личности распространяется на весь образ человека, а затем это общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоценивают, а недостатки либо не замечают, либо оправдывают. И наоборот, из-за отрицательного общего впечатления о человеке даже благородных его поступков не замечают или истолковывают превратно; 0 эффект снисходительности проявляет большинство людей — они благожелательно подходят к оценке незнакомых людей. Однако некоторые люди предпочитают сомневаться в положительных качествах объекта наблюдения; 0 упрощение обусловлено тем, что на основе первого впечатления, всегда фрагментарного, неполного, восприятие не может быть полным. Нередко люди по одному факту делают выводы, закрепляют их в своем сознании и потом с трудом меняют; 0 эффект «проецирования» проявляется в том, что другому приписывают свои собственные или противоположные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая других, склонен предполагать: «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне». Упрямый, подозрительный человек склонен видеть такие же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый человек, наоборот, может ошибиться, воспринимая незнакомого через «розовые очки»; 0 «эффект последней информации» проявляется в том, что, если человек получает негативную последнюю информацию о партнере, эта информация может перечеркнуть прежнее мнение о нем. Важнейшую роль в формировании первого впечатления играют: 0 внешние данные — физическая привлекательность, выразительное лицо. Эффект красоты способен приписать собеседнику без всякого на то основания исключительно положительные черты характера и высокие нравственные качества. Если мимика человека выражает спокойствие и доброжелательность, то в большинстве случаев он будет оценен окружающими положительно; 0 умение себя «преподнести», т.е. в общении владеть психологической инициативой, быть остроумным, выразительным и в какой-то мере артистичным. Многое зависит от выбора стиля одежды; О невербальные компоненты общения — поза, взгляд, улыбка. Именно по этим проявлениям происходит мгновенная оценка человека. Изменить ее впоследствии бывает трудно. В создании первого впечатления, которое производит тот или иной человек, особо значим взгляд. Прямой пристальный взгляд помогает создать имидж уверенного, честного, открытого человека. Некоторые варианты взгляда однозначно определяются как негативные: бегающий взгляд, которым часто характеризуются либо лживые, либо не уверенные в себе люди; взгляд исподлобья, взгляд искоса, застывший взгляд. Признавая значимость восприятия человеком других людей, событий, некоторые исследователи предлагают следующую типологию людей: Визуалист — человек, больше воспринимающий зрением. Он любит, чтобы собеседник находился подальше: надо увидеть его всего. Визуалист — темпераментный человек, у него быстрый темп речи, жестикуляция активна, руки при этом — чуть выше линии плеча. Наиболее часто употребляет выражения со словом «вижу». Аудиалист — человек, больше воспринимающий слухом. Он комфортно чувствует себя, когда все хорошо слышит, ему даже не обязательно все видеть. Это более уравновешенный тип человека, у него средний темп речи, жестикулирует по средней линии. Его любимое слово «слышу». Кинестик — человек, воспринимающий мир ощущениями, он любит быть ближе к собеседнику, ему нужен непосредственный контакт (взять за руку, дотронуться до плеча), он достаточно подвижен, но реакция на все у него замедленная, жестикуляция идет ниже средней линии, а наиболее часто употребляемое слово — «чувствую». При общении полезно определить тип партнера, чтобы учесть важн ые для его восприятия моменты и не совершить оплошности. Позитивный имидж предполагает уверенность в себе. Под уверенностью понимается качество, которое демонстрируют люди, знающие, что они ощущают и чего хотят, действия которых, выражающие их взгляды, четки и ясны; которые не позволяют себе прибегать к обходным путям и стремятся к тому, чтобы всем была известна их позиция. Уверенный в себе человек реализует право свободно высказывать свою точку зрения и добиваться того, чтобы его слушали, и уважает при этом права других людей. Уверенность в себе — далеко не то же самое, что агрессивность, которая часто приводит к попыткам запугать других, нарушить их права. Быть уверенным в себе можно научиться, развивая способность позитивно воздействовать на окружающих. Подлинная уверенность в себе имеет много преимуществ, в том числе следующие: высвобождается энергия, что дает возможность чувствовать себя сильнее; снижается внутренняя напряженность, что высвобождает подавленные чувства. В результате улучшаются отношения с окружающими людьми. Но иногда человеку не удается быть уверенным в себе. У каждого человека есть свои причины, из-за которых он теряет уверенность в себе, например: О недостаток практики; О воспитание, формировавшее человека; О смутные представления о своих реальных целях и желаниях; О опасение враждебного отношения со стороны окружающих; О недооценка себя, когда человек не чувствует права занимать твердую позицию и требовать конкретного и честного отношения к себе; О плохая самопрезентация, когда человек не может уверенно и убедительно выражать свои мысли. Чтобы развить в себе нужные навыки, следует наблюдать за тем, как другие справляются с ситуациями, требующими уверенности в себе, выявить характеристики по-настоящему уверенных в себе людей. Приведем ряд рекомендаций, которыми руководствуются уверенные в себе люди: избегайте запутывающих эмоций: если вы раздражены, оскорблены или эмоционально уязвлены, от окружающих нужно ожидать реакции на ваши эмоции, а не на то, что вы хотите до них донести; О будьте проще: иногда важность того, что человек хочет донести до других, теряется из-за излишней сложности или попыток объяснить сразу суть нескольких вопросов; О добивайтесь своего: работайте над решением вопросов несмотря на необходимость долго разъяснять свои намерения, пока вы не будете удовлетворены возможностью решить проблему; О не «роняйте себя»: если что-либо для вас важно, добейтесь, чтобы другие знали о вашей позиции; О если вы ошиблись, не давайте возникнуть чувству несоответствия своему месту. Такое чувство подрывает ваши позиции; О стремитесь к победе: старайтесь создать ситуации, в которых ваша работа будет приносить вам победу, но не за счет других.
|