Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К.Петров-Водкин. Натюрморт со скрипкой
Казалось бы, показана просто скрипка на окне, но ощущается царящая вокруг тревога, зыбкость и шаткость изображенного мира. А оказывается, все из-за отклоненных от краев холста вертикалей! Эта картина написана в 1918 году, когда в России стали происходить бурные события, изменившие мир. Петров-Водкин часто прибегал к этому приему отклонения вертикалей. Искусствоведы связывают этот прием со сферической перспективой, о которой мы будем говорить позднее. А горизонталь – это поверхность ровной земли и пола, возможность свободного движения в любую сторону. Вместе горизонталь и вертикаль – основные координаты пространства. Наклонные линии воспринимаются как отклоненные от вертикали и горизонтали, по величине такого отклонения определяется их крутизна. В противоположность вертикальному лучу, который в индийской мифологии создал все миры, горизонтально лежащая линия – древнейший знак земной поверхности, горизонта. На земле человек чувствует себя уверенно, надежно. Она держит его, помогает, как Антею. Это и символ плодородия, земных наслаждений.
П. Клас. Натюрморт с кружкой пива, трубкой и колодой карт
Поэтому в этом произведении П.Класа такие мощные горизонтали – они символизируют земные удовольствия: питие, курение, игру в карты.
Теоретический комментарий
Вертикаль и горизонталь – две неотделимые друг от друга составляющие культуры. Вертикаль символизирует собой энергию движения вперед, творческий прорыв в неведомое, новое и неординарное, самобытное и оригинальное, что подчас не осознается таковым современниками и бывает не понято в силу стереотипности, традиционализма мышления, сложившихся видовых предпочтений и оценочных норм. Развитие культуры в вертикальном измерении олицетворяет собой бесконечность перспективы. Что такое горизонталь в развитии культуры? «В триаде «отрицание – сомнение – утверждение» вертикаль начинает превращаться в горизонтальную плоскость в момент укоренения новой культурной формы в сознании массовой аудитории, т.е. на стадии ее полного принятия, когда культурная форма становится узнаваемой» [24]. Соотношение вертикали и горизонтали в культуре передает амбивалентность мира. Вертикаль – открытие новых форм культуры, «езда в незнакомое», квинтэссенция творческо-продуктивного начала. Горизонталь – процесс постепенного освоения этого нового, превращения его в достояние многих, узнаваемая форма культуры, основанная на продуцировании известного. «Кроме изложенной трактовки соотношения вертикалей и горизонталей в культуре, можно предложить еще одну, в которой вертикаль символизирует процесс диахронического развития культуры, ее исторический характер, принцип преемственности, переход предшествующих культурных форм или их элементов в новые культурные образования. Так классическая античность стала образцом для подражания в эпоху Возрождения, классицизма, а элементы культуры средневековья – в эпоху романтизма. Горизонталь в этом случае может осмысливаться как пространственное развитие культуры, синхронное сосуществование различных локальных и национальных ее форм, их взаимодействие и взаимообогащение» [25].
Это интересно У каждого из нас существует ряд ассоциаций, которые выступают осями нашего восприятия мира. Когда мы видим картину или читаем литературное произведение, мы часто подсознательно ощущаем присутствие этих осей-знаков: вертикалей или горизонталей – и их соотношение. В качестве примера приведем ансамбль вертикально-горизонтальных отношений в стихотворении А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»: Я памятник себе ВОЗДВИГ нерукотворный, [ВЕРТИКАЛЬ] К нему не зарастет народная ТРОПА, [ГОРИЗОНТАЛЬ] Вознесся ВЫШЕ он главою непокорной [ВЕРТИКАЛЬ] Александрийского СТОЛПА…[ВЕРТИКАЛЬ] ВЕЛЕНЬЮ Божию, о МУЗА, будь ПОСЛУШНА, [СВЕРХУ-ВНИЗ] ОБИДЫ не страшась, не требуя ВЕНЦА; [СНИЗУ-ВВЕРХ] ХВАЛУ и КЛЕВЕТУ приемли РАВНОДУШНО [НАРАВНЕ] И не ОСПОРИВАЙ глупца. [ГОРИЗОНТАЛЬ] [26]
Гармония вертикалей и горизонталей (при некотором доминировании вертикалей) в этом стихотворении, которое навеяно одой Горация «Exegi monumentum», дает ощущение надежности и ясности творчества, а еще веры в Бога и в могущество человека, «включенного» в европейскую культуру, – ведь здесь наравне присутствуют два «фундамента» западной цивилизации: античность (муза – горизонталь) и христианство (веленье Божие – вертикаль). Обратите внимание, что античная муза «послушна велению Божию». Еще один литературный пример соотношения вертикалей и горизонталей и создания из них очень важного символа – стихотворение М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»: Выхожу один я на ДОРОГУ… [ГОРИЗОНТАЛЬ] Сквозь туман кремнистый ПУТЬ блестит. [ГОРИЗОНТАЛЬ] Ночь тиха, ПУСТЫНЯ внемлет БОГУ. [СНИЗУ-ВВЕРХ] И ЗВЕЗДА с ЗВЕЗДОЮ говорит… [НЕБЕСНАЯ ГОРИЗОНТАЛЬ]
Возникает попытка преодоления дисгармоничности мира: хотя противопоставление земли (горизонтали) и небес (вертикали) сохраняется, появляется стремление соединить их крестом (вертикаль – Бог и звезды, горизонталь – «кремнистый путь», «пустыня») [27]. Более того, является интересная и очень важная горизонталь в небе: «звезда с звездою говорит». Это проявление романтического двоемирия Лермонтова: он находит гармонию либо во сне (уснуть «не тем холодным сном могилы»), либо в «разговоре» звезд. Мир осенен крестом, по мысли поэта, но мы ощущаем великий смысл этого произведения интуитивно, ассоциативно. А оси-знаки подсказывают нам, что здесь скрыт глубинный смысл.
|