Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В.И.Суриков. Боярыня Морозова
Важное значение в композиции картины имеет направление диагонального движения. «Движение» (взгляда) по диагональным направлениям само по себе, независимо от сюжетного содержания имеет эмоционально-ценностное звучание. Так, диагональ, идущая из нижнего правого угла влево вверх часто означает пассивность, «минор», «уход» («уходящая» диагональ). Этот эффект использует В.Суриков. Диагональ «восходящая» (слева вверх направо) – активная, ассоциируется с «борьбой», напряжением, мажорная («Завоевание Сибири Ермаком» В.Сурикова). «Нисходящая» диагональ (из левого верхнего угла вниз направо) ассоциируется с входом, вступлением, появлением («Явление Христа народу» А.Иванова, «Не ждали» И.Репина и др.). Движение из верхнего правого угла вниз влево часто используется для изображения шествия, репрезентации («Ночной дозор» Рембрандта и др.). В картине «Боярыня Морозова» много тайн, об одной из них хочется сказать сразу: вспомним великий закон золотого сечения, так вот этот закон распространяется не только на горизонтали и вертикали, но и на диагонали. Если присмотреться к точке золотого сечения на рассматриваемой диагонали, то мы увидим, что она попадает прямо на рот боярыни. И это тоже нюанс, не просто дополняющий образ, но подсказывающий идею произведения: главное в боярыне – это ее духовная убежденность, связанная с силой слова. Суриков рассказывает нам о героине, которая погибает, не предав своих убеждений. Боярыня Морозова, разделявшая взгляды раскольников, вступила в личное противоборство с правящим режимом, за что была заживо погребена вместе со своей сестрой Евдокией Урусовой в земляной тюрьме в Боровске. Евдокия Урусова в вышитом васильками и маками платке идет рядом с санями. Боярыня Морозова похожа на птицу с воздетым крылом: высоко поднятая рука с двуперстием воспринимается как страстный призыв к народу следовать старой вере, как бы лететь вслед за ней. Этот выразительный жест подчеркнут Суриковым особо: он удлиняется линией шубы, спадающей с телеги на снег. А это, как вы уже знаете, вертикальный жест, который является знаком смысла. Кстати, все женщины на картине сочувствуют боярыне. А знаете, почему здесь женщины такие жалостливые? Потому что у Сурикова была очень добрая и ласковая жена, вот он таким образом благодарил её. А у него самого был крутой и вспыльчивый характер.
|