Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел I УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОКСтр 1 из 74Следующая ⇒
БИБЛИОТЕКА УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ М.А. Папорков Н.И. Клинковская Е.С. Милованова УЧЕБНО-ОПЫТНАЯ РАБОТА НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ Пособие для учителей Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1980 ББК 74.264.5 П17 Рекомендовано Главным управлением школ Министерства просвещения СССР Папорков М.А. и др. П17. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учителей/ М.А. Папорков, Н.И. Клинковская, Е.С. Милованова. − М.: Просвещение, 1980.− 255 с., ил. (б-ка учителя биологии). В пособии даны методические рекомендации для проведения практических работ на учебно-опытном участке с учащимися V− X классов. Раскрыта роль ориентации учащихся особенно сельских школ. ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5 Раздел I УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК.. 5 НАЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА.. 5 ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА И ЕГО ОТДЕЛЫ... 6 ОТДЕЛЫ ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА.. 9 УЧЕБНЫЕ И ПОДСОБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ.. 18 РУЧНОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНВЕНТАРЬ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.. 19 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПОЛЕВЫХ ОПЫТОВ.. 21 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ НА УЧАСТКЕ.. 26 ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ.. 29 Раздел II ОПЫТЫ С ОВОЩНЫМИ КУЛЬТУРАМИ.. 31 ОПЫТЫ С КАПУСТОЙ.. 31 ОПЫТЫ С ЛУКОМ... 36 ОПЫТЫ С ЧЕСНОКОМ... 37 ОПЫТЫ С ПОМИДОРАМИ.. 39 ОПЫТЫ С ОГУРЦАМИ.. 41 ОПЫТ С МОРКОВЬЮ... 44 ОПЫТЫ СО СВЕКЛОЙ.. 46 ОПЫТЫ С КОРНЕПЛОДАМИ ИЗ СЕМЕЙСТВА КРЕСТОЦВЕТНЫХ.. 48 ОПЫТЫ С ПОЛЕВЫМИ КУЛЬТУРАМИ.. 49 ОПЫТЫ С ПШЕНИЦЕЙ.. 49 ОПЫТЫ С ЯЧМЕНЕМ... 50 ОПЫТЫ С КУКУРУЗОЙ.. 51 ОПЫТЫ С КАРТОФЕЛЕМ... 54 ОПЫТЫ С ГОРОХОМ... 56 ОПЫТЫ С ПОДСОЛНЕЧНИКОМ... 57 ОПЫТЫ С КОРМОВЫМИ ТРАВАМИ.. 58 ОПЫТЫ С ПЛОДОВО-ЯГОДНЫМИ КУЛЬТУРАМИ.. 60 ОПЫТЫ С ЯБЛОНЕЙ.. 60 ОПЫТЫ СО СМОРОДИНОЙ.. 68 ОПЫТЫ С КРЫЖОВНИКОМ... 70 ОПЫТЫ С ЗЕМЛЯНИКОЙ.. 76 ОПЫТЫ С ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНЫМИ РАСТЕНИЯМИ.. 79 ОПЫТЫ С ТЮЛЬПАНАМИ.. 80 ОПЫТЫ С НАРЦИССАМИ.. 83 ОПЫТЫ С ГЛАДИОЛУСАМИ.. 84 ОПЫТЫ С ПИОНАМИ.. 88 ОПЫТЫ С ФЛОКСАМИ.. 90 ОПЫТЫ С РОЗАМИ.. 93 ОПЫТЫ С ГЕОРГИНАМИ.. 98 ОПЫТЫ С АСТРАМИ.. 101 ДЕКОРАТИВНЫЕ КУСТАРНИКИ ДЛЯ ЖИВОЙ ИЗГОРОДИ.. 102 Раздел III ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ.. 104 ОПЫТЫ, ДЕМОНСТРИРУЮЩИЕ РАЗНООБРАЗИЕ КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ.. 105 ОПЫТЫ ПО ДАРВИНИЗМУ, ДЕМОНСТРИРУЮЩИЕ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ БОРЬБЫ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ.. 111 ВНУТРИВИДОВАЯ БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ.. 111 МЕЖВИДОВАЯ БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ.. 112 ОПЫТЫ, ДЕМОНСТРИРУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ.. 115 МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ.. 117 НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ.. 122 ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ.. 126 АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ.. 130 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ.. 132 СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ И ПЕРЕКРЕСТ ХРОМОСОМ... 136 ОПЫТЫ, ДЕМОНСТРИРУЮЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ.. 138 МОДИФИКАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ.. 138 МУТАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ.. 140 ХРОМОСОМНЫЕ МУТАЦИИ.. 140 ГЕННЫЕ МУТАЦИИ. ЗАКОН ГОМОЛОГИЧЕСКИХ РЯДОВ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ.. 141 ОПЫТЫ ПО СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ.. 143 ДОСТИЖЕНИЯ СОВЕТСКИХ СЕЛЕКЦИОНЕРОВ. СРАВНИТЕЛЬНОЕ СОРТОИЗУЧЕНИЕ ЛУЧШИХ СОРТОВ.. 143 ГЕТЕРОЗИС И ИНБРИДИНГ.. 146 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОТБОРА.. 151 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИПЛОИДИИ В СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ.. 155 ОТДАЛЕННАЯ ГИБРИДИЗАЦИЯ РАСТЕНИЙ.. 158 ОПЫТЫ, ДЕМОНСТРИРУЮЩИЕ ЯВЛЕНИЯ ФОТОПЕРИОДИЗМА У РАСТЕНИЙ.. 166 ОПЫТЫ С ЖИВОТНЫМИ.. 168 БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ. ИНБРИДИНГ.. 169 СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ НАСЛЕДОВАНИЕ.. 170 СЕЛЕКЦИЯ ЖИВОТНЫХ. ЧИСТОПОРОДНОЕ И МЕЖПОРОДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ. ГЕТЕРОЗИС У ЖИВОТНЫХ.. 172 ПРЕДИСЛОВИЕ Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся образовательных школ и подготовки их к труду» (1977 г.) поставило перед советской школой серьезные и ответственные задачи — обеспечить высокий уровень знаний учащихся и подготовить их к сознательному выбору профессии. Применительно к сельской школе это означает — воспитать у учащихся любовь к земле, развить у них интерес к сельскохозяйственным профессиям и сформировать стремление овладеть этими профессиями. Эти задачи должны осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы школы, но особое место в их решении должно быть отведено опытно-практической работе на пришкольном участке, которую следует рассматривать как первое звено в трудовом воспитании школьников в подготовке их к сознательному выбору профессии. В связи с этим учебно-опытная работа на пришкольном участке является важным звеном связи преподавания биологии с жизнью. Она играет важную роль в повышении качества знаний учащихся по биологии, пробуждает и развивает у школьников различные познавательные интересы, знакомит их с методами приложения наук в практической деятельности человека, служит средством приобщения учащихся к самостоятельному поиску и обобщению знаний, способствует, совершенствованию практических умений и навыков, знакомит с научными основами сельскохозяйственного производства, воспитывает интерес к сельскому хозяйству и играет важную роль в профориентационной работе. Для осуществления поставленных задач определенную помощь учителям как сельских, так и городских школ должно оказать предлагаемое пособие. В нем дана методика проведения практических работ на учебно-опытном участке с учащимися V—X классов, увязанная с программами по ботанике и общей биологии. В книге три раздела. В первом разделе представлены рекомендации по организации учебно-опытного участка, изложена методика опытнической работы с растениями и организация различных видов занятий с учащимися. Во втором разделе подобраны опыты с сельскохозяйственными и декоративными культурами, которые можно проводить с учащимися по программе V—VIII классов. И только после того, как школьники познакомятся с биологией и агротехникой отдельных овощных, " полевых, плодово-ягодных и цветочно-декоративных культур, они могут ставить более сложные опыты. Поэтому в третьем разделе пособия рекомендуемые опыты для учащихся IX—X классов по курсу общей биологии даны на более высоком теоретическом уровне. Основные биологические закономерности прослеживаются здесь на разных сельскохозяйственных культурах (например, моногибридное скрещивание рассматривается на горохе, кукурузе и пшенице). В этом разделе приведены опыты с животными. Первый раздел написан М.А. Папорковым и Н.И. Клинковской, второй — М.А. Папорковым, третий — Н.И. Клинковской и Е.С. Миловановой. Раздел I УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК
|