Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Назначение учебно-опытного участка
Учебно-опытный участок должен быть базой опытнической работы учащихся. Выполняя несложные опыты с растениями и животными, они закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии, полученные в классе, познают растительные и животные организмы, овладевают методами управления их ростом и развитием, приобретают умения в выращивании растений и животных, приобщаются к коллективному труду. В процессе осуществления опытно-практических работ у учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело доводить до конца. Учебно-опытный участок должен занимать важное место в познании учащимися природы, в воспитании у них интереса к природе родного края и формировании любви и. бережного отношения к ней. Учебно-опытный участок — это лаборатория биологии под открытым небом, в которой проводятся многие уроки и практические занятия по биологии и сельскохозяйственному труду, работа кружка юннатов и другая внеклассная работа. Учебно-опытный участок является основным источником для заготовки коллекций и раздаточного материала для кабинета биологии. Наконец, в тех школах, где позволяет площадь, пришкольный участок можно использовать в качестве дендросада. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА И ЕГО ОТДЕЛЫ В каждой школе в зависимости от местных условий и количества учащихся для учебно-опытной работы в постоянное пользование отводится земельный участок площадью от 0, 5 до 5, 0 га и более. Участок должен быть хорошо освещен солнцем, иметь источник, водоснабжения (водопровод, колодец, пруд) и примыкать непосредственно к зданию школы, что дает возможность, не нарушая расписания занятий, затрачивать минимум времени на переход к участку для выполнения практических работ. В городских школах, где невозможно выделить учебно-опытный участок, работа с учащимися организуется на межшкольных участках или на участках станций юных натуралистов, госзеленхоза и т.д. (по согласованию с соответствующими организациями). В соответствии со школьными программами по биологии и сельскохозяйственному труду в каждой школе учебно-опытный участок должен иметь следующие отделы: полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный, биологический, зоологический и начальных классов. В этих отделах учащиеся выращивают различные сельскохозяйственные, цветочно-декоративные и дикие растения, а также животных и ставят с ними опыты. Для правильной организации работы учащихся на участке необходимо соорудить зеленый класс, летнюю лабораторию, водопровод, теплицу, парники, метеоплощадку, сарай для хранения инвентаря и оборудования, помещение для хранения удобрений и др. В целях правильного использования земельной площади, повышения плодородия почвы, рациональной борьбы с сорняками и получения высоких урожаев во всех основных отделах пришкольного участка необходимо организовать севообороты. Их схемы и ротации, по возможности, должны быть такими же, как в производственных хозяйствах данной зоны. Севооборот обязан стать организационной формой опытнической работы учащихся и приучать их к правильному использованию земли как главного фактора производства в сельском хозяйстве. Учебно-опытный участок должен иметь прежде всего познавательное и воспитывающее значение. Поэтому к организации участка и постановке работы на нем следует привлечь весь учительский и ученический коллектив школы, его комсомольскую и пионерскую организации, родительский комитет. Дирекции школы вместе с учителем биологии надо тщательно продумать, как будет использован участок, какую площадь займет каждый из его отделов и каждая культура в отделе, где будут размещены учебные и вспомогательные помещения и др. Все это отмечается в общем плане участка, который следует вычертить в крупном масштабе. Далее составляется тематический план опытной работы на участке, размещения опытных делянок для работы по классам и для кружка юннатов, график работы учащихся в летний период, потребность в инвентаре, семенах и посадочном материале, удобрениях и т.д. План работы на учебно-опытном участке как составная часть плана учебно-воспитательной работы школы рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором школы. Ниже приводим два примерных плана учебно-опытного участка (рис. 1, 2) и описание отделов.
|