Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел III опытно-практические работы по общей биологии
Курс общей биологии, которым завершается биологическое образование учащихся средней школы, является весьма разносторонним и сложным, так как содержит серьезный теоретический материал, отражающий последние достижения биологической науки. Этот предмет также содержит огромные фактические данные, показывающие, как используются достижения биологической науки в различных областях практической деятельности человека (в растениеводстве, животноводстве, медицине, микробиологии, лесоразведении, звероводстве, природоохранительной работе и др.), которые учитель биологии обязан широко использовать в целях профориентации учащихся, особенно в сельских школах. Поэтому естественно, что в процессе преподавания данного курса учителя встречаются со многими трудностями. Для повышения эффективности процесса обучения и рациональной организации профориентационной работы с учащимися в связи с изучением курса общей биологии необходима правильная организация взаимосвязи самостоятельных работ учащихся и учебных занятий. Самостоятельная работа должна включать наблюдения и опыты, которые охватывают подготовку к проведению лабораторных занятий, созданию условий для углубленного изучения и понимания вопросов данного предмета для профориентации учащихся. Для преподавания курса общей биологии на уровне современных педагогических задач требуется применение наглядности (особенно натуральной). В этом отношении может много дать правильно организованная опытническая работа с учащимися на учебно-опытном участке, связанная с теоретическим материалом курса общей биологии. В настоящем пособии большое место отводится опытам с селекционно-генетическим содержанием. Проведение опытно-практических работ по общей биологии на пришкольном участке преследует следующие цели: 1. Воспитывать интерес к сельскому хозяйству и способствовать проведению профориентационной работы с учащимися. 2. Облегчить учащимся усвоение сложного теоретического материала по общей биологии, дать возможность лучше уяснить сущность основных закономерностей наследственности, изменчивости, индивидуального развития организмов и взаимоотношении между организмами и средой. 3. Показать на конкретных примерах, как используются достижения биологической науки в различных областях практической деятельности человека. 4. Установить связь с местными колхозами и совхозами и оказывать им посильную помощь по внедрению достижений биологической науки в практику их производственной деятельности и природоохранительной работы. 5. Познакомить учащихся с достижениями советских селекционеров. 6. На примере вегетативно размножаемых культур познакомить учащихся с основными этапами селекционной работы по созданию новых сортов, с методами работы И.В. Мичурина. 7. Способствовать закреплению умений и навыков по выращиванию сельскохозяйственных растений и животных, ознакомлению с методами и приемами научно-исследовательской работы, развитию умений и наблюдать и ставить опыты и т.д. 8. Вырастить раздаточный и демонстрационный материал для изучения соответствующих разделов общей биологии. Тематика предлагаемых опытов увязывается с теоретическим материалом программы курса общей биологии для средней школы. Она подобрана с таким расчетом, чтобы на материале одного опыта можно было продемонстрировать различные биологические закономерности. Так, например, на опыте с различными видами, разновидностями и сортами пшеницы можно продемонстрировать разнообразие культурных форм сельскохозяйственных растений; на конкретном материале дать понятие о виде, подвиде (разновидности) и сорте; продемонстрировать явление полиплоидии и закон гомологических рядов Н.И. Вавилова; на опытах по созданию новых сортов винограда и крыжовника можно одновременно продемонстрировать методы отдаленной гибридизации растений и использование диких и полудиких форм в селекционной работе и т.д. В данном разделе при изучении различных биологических закономерностей и возможности использования их в практической деятельности человека каждый раз дается описание двух и более опытов. Это, однако, не значит, что в школе необходимо выполнять все предлагаемые в данном пособии опыты. Учитель в зависимости от зоны, в которой расположена школа, возможностей участка, наличия семян по своему, усмотрению выбирает и проводит только 1—2 опыта. В тексте не только дано описание техники выполнения многих опытов, но в ряде случаев приведены дополнительные сведения и оригинальные рисунки, которые могут быть использованы учителем при подготовке к уроку. Излагая технику проведения опытов по общей биологии, агротехнические приемы, которые необходимо выполнять, выращивая те или иные растения на учебно-опытном участке, описываются очень кратко, поскольку эти приемы детально изложены в разделе II данного пособия. Весенне-летние работы и закладка опытов по общей биологии проводятся при переходе учащихся из VIII в IX класс и из IX в X класс, а учет урожая на опытных и контрольных делянках, подведение итогов, отбор и оформление экспонатов — в начале учебного года в IX и X классах. Опыты по искусственному отбору, гибридизации, изучению закономерностей наследственных признаков продолжаются несколько лет, прежде чем будут получены результаты. Поэтому важным педагогическим требованием является преемственность в опытах учащихся из класса в класс. Некоторые опыты целесообразно начинать с учащимися V класса. Это дает возможность подготовить учащихся в течение пяти лет к теоретическому восприятию общебиологических закономерностей, которые они будут изучать в IX и X классах, а также научить технике искусственного скрещивания растений и т. д. Если нельзя организовать работу по скрещиванию растений со всеми учащимися V класса, то эту работу можно проводить в кружке юннатов. Опытно-практические работы по общей биологии организуются на пришкольном участке, в биологическом отделе, а в сельской школе — и на полях ученической производственной бригады. В школах, расположенных вблизи опытных станций, сортоучастков или других научных учреждений, по соответствующей договоренности — на базе этих учреждений. Отдельные работы могут проводиться в уголке живой природы и в дикой природе. В тех школах, где есть теплицы, некоторые работы целесообразно провести в зимний период (в IX и X классах).
|