Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вторая форма межвидовой борьбы за существование
Одновременно на пришкольном участке целесообразно провести опыты, демонстрирующие иную форму межвидовой борьбы за существование, при которой два различных вида благоприятствуют процветанию друг друга. Эта форма борьбы также имеет большое народнохозяйственное значение и широко используется в практической деятельности человека. Например, повсеместное распространение получили совместные посевы гороха и овса, кукурузы и фасоли и других растений. В таких посевах злаковые растения, имея прочный прямостоячий стебель, поддерживают бобовые растения с вьющимся стеблем и предохраняют их от полегания, а бобовые растения, имея на корнях клубеньковые бактерии, обогащают почву азотом и способствуют лучшему росту, развитию и большей продуктивности злаковых растений. Преимущество таких посевов состоит еще в том, что одновременно с одного участка фактически собирают два урожая. Такие смешанные посевы также широко используют в производстве кормовых трав. В зависимости от зоны это могут быть различные смеси: вика+овес; житняк+люцерна; клевер+тимофеевка и др.
Опыт по совместному выращиванию люцерны и житняка Тема опыта. Влияние совместного выращивания люцерны и житняка на повышение урожайности и качество зеленой массы. Задача опыта. 1. Познакомиться с результатами межвидовой борьбы в совместных посевах люцерны и житняка. 2. Выяснить, как совместное выращивание этих культур влияет на их перезимовку, отрастание на урожай и качество зеленой массы. 3. Определить наиболее перспективные травосмеси для выращивания в вашем районе. 4. Определить, в каких областях практической деятельности человека можно использовать эту форму межвидовой борьбы. Первый год опыта. Подготовка участка, семян и посев. Участок, предназначенный для опыта, разделить на 3 делянки. Подготовить почву согласно агрономическому комплексу для вашей зоны. Отобрать полновесные семена люцерны и житняка, протравить их формалином. Житняк высеять с осени одновременно с посевом других озимых культур сплошным рядовым посевом с междурядьями 12—15 см, на глубину 2—4 см, а весной тем же способом посеять люцерну. На 1-й делянке посеять семена только люцерны, на 2-й — житняка, на 3-й — люцерны совместно с житняком. Уход за посевами. Все работы по уходу (рыхление, прополка и подкормки) проводить одновременно на всех делянках качественно, в лучшие для района сроки. Уборка. В начале цветения провести 1-й укос. В тех районах, где позволяют климатические условия, по мере отрастания зеленой массы провести 2-й укос. Учеты и наблюдения. В каждом варианте выделить учетную делянку размером 1 м2. На этих делянках, отдельно по вариантам, провести учеты и наблюдения. В дневнике отметить все работы по выращиванию люцерны и житняка, а также данные наблюдений за ростом, развитием и продуктивностью растений. Средние данные учетов по вариантам записать в таблицу. Второй год опыта. Ранней весной определить степень изреженности травостоя после перезимовки (подсчитав количество растений на 1 м2 и сравнив его с данными предыдущего года), а в течение вегетации провести те же учеты, что и в первый год вегетации. Данные наблюдений занести в таблицу.
Анализ результатов опыта. Провести анализ полученных данных и подготовить отчет по опыту. В нем показать, в чем конкретно в данном опыте проявилась межвидовая борьба за существование. Описать характер взаимоотношений между растениями различных видов, участвовавших в опыте. Определить, в каких областях практической деятельности человека можно использовать эту форму межвидовой борьбы за существование. Подготовить сводную таблицу, данные опыта использовать на уроке по теме «Борьба за существование». Совместно с учащимися VI класса в овощном севообороте на полях с многолетними травами провести аналогичные опыты с другими травами: люцерна+костер, клевер+тимофеевка и другие — и определить наиболее оптимальные травосмеси, которые можно рекомендовать близлежащим колхозам или совхозам.
|