Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Путеводитель - маршрут экскурсии по Петергофу

Осмотр достопримечательностей Петергофа предлагается осуществлять в соответствии с предлагаемым маршрутом. Карту парков Петергофа с пронумерованными объектами вы можете распечатать или приобрести за 30 рублей в билетных кассах Петергофа.

Подробные описания фонтанов и павильонов даны в соответствии с пунктами карты. Для удобства все они собраны на одной странице, что дает возможность распечатать путеводитель для самостоятельной экскурсии и взять его с собой.

Итак, наша цель - Петергоф. На ногах - удобная обувь, на всякий случай одеваемся чуть теплее, чем в городе (с залива часто дуют холодные ветры). Если берем с собой ребенка, а погода позволяет, то предусмотрим его " купание" в фонтанах-шутихах - прихватим смену одежды. Любителям покормить с рук белочек, синичек, уточек можно запастись соответствующими угощениями. Уточняем еще раз режим работы парка фонтанов и в путь!

Начинаем нашу самостоятельную экскурсию с Верхнего сада. Вход в него бесплатный. Попасть туда можно либо от Большого дворца (с ул. Правленская или ул. Разводная) или через главные ворота с Санкт-Петербургского проспекта.

Верхний сад раскинулся перед южным фасадом Большого дворца на территории в 15 гектаров. Он имеет торжественно-парадный характер.

Планировка сада была выполнена по наброскам Петра I в строгом соответствии с законами симметрии, как это и было принято в регулярных садах того времени.

Водная декорация Верхнего сада состоит из пяти фонтанов.

Композиция Верхнего сада вторит архитектурным членениям Большого дворца. На центральной оси сада, совпадающей с центральной осью дворца, расположены три фонтана: " Межеумный", " Нептун" и " Дубовый". Два других фонтана находятся в квадр атных прудах напротив боковых флигелей дворца - Гербового и Церковного.

В самом начале пути от ворот Верхнего сада расположен фонтан " Межеумный " (№ 1). Его бассейн представляет собой круглую чашу диаметром 30 метров, выполненную из светлого доломита. Центром композиции является дракон, окруженный четырьмя резвящимися дельфинами. Не многие знают, что эта скульптурная группа представляет собой лишь сохранившуюся и не раз реставрированную часть от общего замысла, выполненного в 1737 году Б.К. Растрелли. По проекту великого скульптора в центре композиции была установлена фигура Персея на коне с головой Медузы в руках, защищавший Андромеду от дракона, вокруг них располагались фигуры дельфинов. Скульптурн ая группа аллегорически символизировала победу России над шведами. Скульптурные украшения фонтана " Межеумный" менялись несколько раз за историю его существования, что нашло отражение в его названии - " межеумный" означает " неопределенный".

Следующий за " Межеумным" находится фонтан " Нептун " (№ 2)- один из самых больших водометов Петергофа, уступающий по скульптурному убранству лишь Большому каскаду Нижнего парка . Фонтан " Нептун" - основная доминанта в композиции Верхнего сада Петергофа. Интересно, что скульптурная группа " Нептуна" была выполнена в 1650-1660 годах для " фонтана мира" в честь окончания войны между Германией и Швецией, но из-за отсутствия финансирования фонтан так и не был построен, а скульптура пролежала на складе до конца 18 века, пока не была куплена Павлом I и отдана в Петергоф. Фигурный бассейн фонтана " Нептун" представляет собой чашу длиной 9 2 метра, шириной 33 метра. На трехъярусном постаменте возвышается бронзовая фигура бога морей - Нептуна. Постамент украшен маскаронами и гербами города Нюрнберга. Там же мы видим фигуры морских коней, тритонов, наяд и мальчиков, погоняющих дельфинов. Всего около 40 крупных фигур и мелких деталей, выполненных с большим мастерством. На южной стороне бассейна - мраморный каскад, украшенный бронзовой статуей Аполлона Бельведерского, что дает название каскад у - каскад Аполлона. Во время Великой Отечественной войны фонтан " Нептун" постигла та же участь, что и многие другие шедевры дворцово-паркового искусства - скульптуры были демонтированы и увезены в Германию, где они были найдены в 1947 году и возвращены в Петергоф на прежнее место.

Перед центральной частью Большого дворца расположен фонтан " Дубовый " (№ 3). Конфигурация и размеры этого бассейна, выложенного светлыми и темными гранитными плитами, точно совпадают с бассейном фонтана " Межеумный". Центром композиции фонтана " Дубовый" является мраморная скульптура Амура, возвышающаяся на туфовой горке, расходящейся шестью лучами. На каждом луче помещен бронзовый дельфин. Изначально в 1735 году в центре было установлено свинцовое дерево (дуб, перенесенный в последствие в Нижний парк), три тритона и шесть дельфинов, выполненные скульптором Б.К. Растрелли. Декор фонтана неоднократно менялся, но его название сохранилось неизменным до наших дней - " Дубовый".

Неподалеку от " Дубового" фонтана симметрично расположены мраморные статуи мифологических покровителей природы - Зефира, Флоры, Помоны и Вертумна. Они были выполнены в 1757 году скульптором А. Бонацца в Падуе.

Струи еще двух фонтанов бьют из петровских Квадратных прудов, которые предназначались для накопления воды, подававшейся в Большой каскад Нижнего парка. Бассейны Квадратных прудов были украшены бронзовыми дельфинами и мраморными фигурами Аполлона (№ 5) и Венеры Италийской (№ 4).

Верхний сад особенно хорошо смотрится из окон или с балкона Большого дворца.

№ 1 - Перед нами южный фасад Большого дворца, который объединяет Верхний сад и Нижний парк и является архитектурной доминантой всего петергофского ансамбля. Фасад здания Большого дворца растянулся на 300 метров вдоль береговой линии и поражает своим величием и великолепием.

В архитектуре фасадов Большого дворца и его интерьерах отражены несколько периодов истории императорской резиденции.

Первый дворец (тогда еще Верхние палаты) был заложен в 1714 году. Строительство осуществлялось И. Браунштейном, затем Ж.Б. Леблоном. Последний создал Дубовую лестницу, Кабинет Петра, увеличил окна и двери большого парадного зала на втором этаже, фронтоны были украшены рельефами (Н. Пино), балкон был удлинен на всю длину среднего ризалита.

С 1719 года строительством Верхних палат руководил Н. Микетти. Была завершена отделка интерьеров, пристроены галереи и двухэтажные флигели, фасады были богато украшены.

В 1732 году по проекту М. Земцова по бокам к флигелям были пристроены одноэтажные жилые корпуса, что удлиняло фасад дворца, но не увеличивала площадь его парадной части.

В 1745 году к перестройке Верхних палат приступил Б.Ф. Растрелли. В результате этого они превратились в Большой дворец. Дворец в соответствии с изначальной композиционной схемой состоял из средней части, галерей и боковых корпусов, но добавились боковые крылья в сторону Верхнего сада. Растрелли возвел нарядную церковь и гербовой корпус, что придало фасадам дворца дополнительную торжественность и великолепие.

В последующие годы переделкам подвергались лишь интерьеры Большого дворца.

В 1845-1850 годах архитектор А.И. Штакеншнейдер надстроил восточное крыло, уравновесив композицию Большого дворца и придав ей симметрию.

После Великой Октябрьской революции Большой дворец стал историко-художественным музеем.

Во время Великой Отечественной войны значительная часть музейных экспонатов Большого дворца были похищены фашистами, а само здание подверглось пожару и обстрелам и было практически стерто с лица земли.

В 1952 году силами реставраторов, архитекторов, историков и различных мастеров здание Большого дворца было восстановлено из руин и вновь вознеслось над Нижним парком.

В 1956 году над Большим дворцом вновь засияли золоченые купола.

В 1964 году в музее Большого дворца был открыт для осмотра первый зал - Портретный.

Сегодня Большой дворец представляет собой историко-художественный музей, экспозиции которого дают возможность ознакомиться с искусством русского дворцового интерьера 18- начала 19 веков. Вход в музей осуществляется со стороны Нижнего парка. Стоимость билетав Большой дворец: для граждан РФ – 250 руб., для иностранных граждан – 520 руб.

Обходим Большой дворец со стороны Гербового корпуса (№ 2), в котором располагается музей " Особая кладовая". Режим работы музея: 10.30-17.30 пн.-вс., кроме последней среды каждого месяца.

Приобретаем билеты в Нижний парк Петергофа. Стоимость билета в Нижний парк Петергофа: для граждан РФ – 150 руб., для иностранных граждан – 300 руб. Зимой вход в Нижний парк бесплатный.

Нижний парк раскинулся на побережье с запада на юг на два с половиной километра. Его общая площадь - 102, 5 гектара.

Именно Нижний парк с четкой геометрической планировкой, богатым скульптурным убранством, павильонами, многочисленными фонтанами и каскадами принес Петергофу известность и славу Столицы фонтанов, превзойдя великолепием знаменитый Версаль.

Нижний парк состоит из трех связанных между собой частей - Центрального (Петергофского) ансамбля, Западного (Марлинского) и Восточного (Монплезирского).

В планировке Нижнего парка, как и в случае с Верхним садом, соблюдено условие композиционного равновесия и симметрии относительно Большого дворца. Осью симметрии является Морской канал.

Для всех регулярных парков 18 века было характерно использование высоких точек для обзора открывающейся местности. Никого не оставит равнодушным вид, открывающийся с верхней террасы перед Большим дворцом - Большой каскад, Морской канал, Воронихинские колоннады...

№ 6 - Большой каскад Петергофа входит в число самых крупных фонтанных сооружений мира. Он расположен у подножия центральной части северного фасада Большого дворца и является его неотъемлемой частью.

Строительство Большого каскада осуществлялось в 1715-1723 годах при участии архитекторов Ж.Б. Леблона, Н. Микетти, М. Земцова, " фонтанных дел" мастера П. Суалема и гидротехника В. Туволкова. Эта смелая идея оформления морского въезда в резиденцию водопадным сооружением принадлежала Петру I.

Целью архитектурного и скульптурного оформления Большого каскада являлась демонстрация морской мощи России. Языком аллегории прославлялась победа России в борьбе за выход к Балтийскому морю и посрамлялся поверженный противник. Большой каскад - крупнейший триумфальный памятник 18 века.

Большой каскад имеет три водопадные лестницы, два грота, 75 фонтанов и украшен 255 бронзовыми скульптурами и 29 барельефами на сюжеты античной мифологии. В декоре Большого каскада использовано множество скульптурных форм - статуи, барельефы, кронштейны, маскароны, бюсты, вазы, гермы. Длина его фасада - 42 метра.

В центре перед Нижним гротом устроен фонтан " Корзинка" - самый многоводный и сильный из фонтанов Большого каскада. 28 наклонных струй бьют из туфового кольца, переплетаясь словно прутья цветочной корзинки.

У подножия Большого каскада на пьедестале из гранитных глыб возвышается трехметровая фигура Самсона, раздирающего пасть льва. Этот самый большой фонтан каскада (высота струи - 22 м) является памятником в честь 25-летия Полтавской победы.

В годы Великой Отечественной войны фашисты разрушили Большой каскад, похитив часть скульптуры, включая " Самсона".

С террасы над Большим каскадом открывается захватывающая панорама центрального ансамбля Нижнего парка.

Большой каскад с фонтаном " Самсон" является идейным, художественным и композиционным ядром всего петергофского ансамбля.

Стоимость билета в " Гроты Большого каскада " (№ 4): для граждан РФ - 120 руб., школьникам и студентам - 50 руб.; для иностранных граждан - 140 руб., школьникам и студентам - 70 руб.

№ 7 - " Самсон, раздирающий пасть льва" - самая зрелищная композиция Большого каскада. Струя воды возносится вверх на 21 метр. Постаментом служит трехметровая гранитная скала.

Скульптурная группа фонтана " Самсон" - аллегория победы России над Швецией под Полтавой. Через месяц после легендарного сражения Петра I впервые сравнили с Самсоном, что объяснялось и тем, что Полтавская битва произошла в день этого святого - 27 июня. С той поры образ Самсона стал одним из самых распространенных символов русской армии и Петра I. Швеция же и ее король Карл XII отображались в виде льва, изображение которого присутствовало на государственном гербе Швеции.

Фонтан " Самсон" был установлен в Петергофе в 1735 году в 25 годовщину великого исторического события. Первоначально группа была отлита из свинца Б.К. Растрелли, создателем одного из лучших памятников Петру I в Санкт-Петербурге.

В 1801 году монументальная группа была заменена новой, отлитой из бронзы по модели выдающегося русского скульптора - М. Козловского, который внес некоторые изменения, сохранив при этом первоначальный замысел и композицию. В том же году по проекту А. Воронихина велись работы по сооружению нового постамента фонтана, в котором были устроены ниши из которых выглядывали золоченые головы львов.

В период оккупации Петергофа скульптурная группа " Самсон, раздирающий пасть льва" была похищена и, по всей вероятности, уничтожена. На основе довоенных фотографий и набросков М. Козловского скульптура была восстановлена и отлита в бронзе. А в 1947 году " Самсон", уже третий по счету, занял свое историческое место у подножия Большого каскада, составив с ним единое художественное и композиционное ядро всего Нижнего парка Петергофа.

№№ 8, 9 - У подножия Большого каскада по обе стороны раскинулись симметричные партерные цветники. Партеры, со сложными узорами цветников являлись непременной особенностью регулярного парка того времени. Их начали устраивать перед Большим дворцом в 1716 году по рисункам Микетти и Леблона. В 1769 году по приказу Екатерины II партеры были заменены травянистыми лужками, а восстановлены лишь в 1953 году.

В центре каждого партера находятся фонтаны " Чаши " или " Большие фонтаны". Диаметры их бассейнов - 25, 5 метров, водометы расположены на одной линии с " Самсоном", словно усиливая и подчеркивая его красоту и мощь.

Первые парные фонтаны в виде дубовых чаш были задуманы здесь в 1720 году. Чаши были покрыты свинцом и выкрашены под мрамор, а бассейны были выстланы черными и белыми мраморными плитами. Западный Большой фонтан получил название " Итальянский", т.к. его гидротехническую систему делали братья итальянцы Бараттини, соответственно по такой же причине восточный фонтан был назван " Французским".

В 1854 году деревянные чаши фонтанов были заменены новыми 17-ти тонными из каррарского мрамора.

Воронихинские колоннады словно отделяют партерные цветники от зеленого массива Нижнего парка. Эти стройные беломраморные здания были воздвигнуты в 1803 году по проекту А. Воронихина на месте обветшавших деревянных галерей, но сначала они были вып олнены из кирпича и облицованы пудостским камнем. И лишь в середине 19 века А. Штакеншнейдер облицевал их каррарским мрамором, использовав при этом 30 тысяч пудов этого материала.

Название Воронихинские колоннады получили в честь своего создателя, который был удостоен звания архитектора за эту работу.

№ 10 - Фонтан " Фаворитный " или " Фаворитка" расположен за западной Воронихинской колоннадой. Это один из самых оригинальных и любимых детьми фонтанов. Мало того, что композиция фонтана все время находится в движении, так этому имеется еще и акустическое сопровождение: в глубоком бассейне кружатся четыре медные ярко расписанные маслом утки, которых постоянно пытается догнать собачка Фаворитка. Струйки воды вылетают из утиных клювов и пасти собачки. И происходит действо под непрерывный аккомпанемент утиного кряканья и собачьего лая.

Фонтан " Фаворитный" был изготовлен за три месяца и пущен 27 сентября 1725 года. Фонтан стал настолько популярным, что его копия была установлена в Летнем саду.

Во время Великой Отечественной войны уцелела только одна уточка, по ее подобию были выполнены все остальные.

Фонтан " Фаворитный" - единственный сохранившийся до нас с 17 века " фабульный" фонтан. Его декоративное убранство представляет собой " ожившую" иллюстрацию к басне Ж. Лафонтена " Утки и пудель" - " Собачка Фаворитка гоняется за утками на воде; тотда утки ей сказали так: ты напрасно мучися, ты силу имеешь нас гнать, только не имеешь силы поймать".

№ 11 - Морской канал связывает Большой каскад с морем. Ширина Морского канала - 12 метров. В разные периоды он носил название Большого и Сампсоновского канала.

Садовая часть Морского канала облицована гранитом. Из этого же материала были сделаны стены шлюза и лестницы с пристанью для шлюпок.

Создание Морского канала было идеей Петра I, который отводил ему не только декоративную, но и судоходную роль. В середине 18 века легкие суда, пройдя по Морскому канал у, могли пройти в гавань перед Большим дворцом.

По обеим сторонам Морского канала на газонах расположены 22 фонтана. Их струи поднимаются на 4 метра и напоминают стволы хрустальных деревьев, отсюда и появилось название Аллеи фонтанов. Формы чаш этих фонтанов менялись неоднократно, пока в 1860 году они не были выполнены из мрамора по чертежам А. Штакеншнейдера.

Террасные фонтаны протянулись по обе стороны от Большого каскада на 100 метров вдоль склона. Фонтаны отличаются особой оригинальностью: на зеленых уступах установлены десять мраморных чаш, над которыми невысоко поднимаются тонкие струи воды. Вода из чаш стекает по четырем ступеням мраморных каскадов, расположенных ниже. Каждый каскад украшен треугольным мраморным фронтоном с золоченым маскароном в центре.

Первые 10 каскадов и 20 фонтанов-чаш были изготовлены по проекту А. Воронихина из пудостского камня и установлены здесь в 1800 году. А в 1854 году по проекту А. Штакеншнейдера детали чаш и каскадов были изготовлены из каррарского мрамора.

Беломраморные фонтаны и каскады на террасах расширяют водную декорацию Большого каскада, композиционно связывая ее с корпусами Большого дворца.

№ 12 - Перед зданием оранжереи в центре сада расположен фонтан " Оранжерейный ". Скульптурная группа фонтана в типичной для 18 века аллегорической форме отражает борьбу России за Балтийское море. Она была выполнена в 1726 году по модели Б.К. Растрелли.

Бассейн фонтана диаметром 15 метров окаймлен светлым камнем, а на туфовой основе установлена динамическая скульптурная группа - Тритон, борющийся с морским чудовищем. Из разрываемой повелителем волн зубастой пасти существа вырывается восьмиметровая струя. Вытянув шеи, в испуге расползаются четыре черепахи, из ртов которых бьют двухметровые водяные струи.

№ 13 - Каскад " Шахматная гора " расположен на склоне естественного берегового уступа. Каскад получил свое название за раскраску четырех прямоугольных уступов, сверкающих в солнечную погоду, будто гигантские зеркала.

Три дракона словно охраняют вход в верхний грот каскада. Драконы извергают потоки воды, которые стремительно скользят по скатам каскада и, пробежав по склону 32 метра, обрушиваются в бассейн, закрывая водяной завесой арку нижнего грота.

По сторо нам каскада расположены десять беломраморных статуй, выполненных в начале 18 века итальянскими мастерами.

Первый каскад (" Малый мраморный" или " Руинный") здесь решено было строить в 1721 году на месте одного из первых декоративных сооружений парка - Малого грота. В течении шести лет архитекторы Браунштейн, Земцов, Усов и гидравлик Туволков пытались воплотить идею Петра I, но проект так и не был осуществлен.

В 1737 году по проекту архитектора Земцова каскад был достроен и декорирован тремя деревянными фигурами драконов. С тех пор он стал называться " Драконова гора".

В середине 18 века сливные скаты были расписаны черными и белыми квадратами, откуда пошло новое название каскада - " Шахматная гора".

В 1875 году по рисунку Бенуа в Берлине были отлиты металлические фигуры драконов.

Каскад " Шахматная гора" ориентирован на самую большую в Нижнем парке площадь, от которой, подобно вееру, расходятся лучами пять аллей.

От площади перед каскадом " Шахматная гора" можно отправиться в познавательную поездку на экскурсионном поезде по парку Александрия, граничащим с Нижним парком Петергофа.. Экскурсия стартует каждый час с 10.00 до 19.00, продолжительность экскурсии - 30 мин, стоимость билета - 250 рублей, детям - 150 рублей.

№ 14 - История Римских фонтанов неразрывно связана с историей Каскада " Шахматная гора". Первые фонтаны появились перед каскадом в 1739 году. Они были выполнены по проекту И. Бланка и И. Давыдова.

Фонтаны были сделаны из дерева, облицованного свинцом, и повторяли композицию каменных фонтанов на площади перед собором Св. Петра в Риме. Отсюда и пошло их название - Римские фонтаны.

В 1763 году по проекту Б.Ф. Растрелли Римские фонтаны были обновлены и передвинуты на Березовую аллею, где мы и можем их видеть сегодня.

В 1798-1800 годах деревянные Римские фонтаны были перестроены в граните и мраморе.

Фонтаны-шутихи являлись неотъемлемой частью всех парадных резиденция регулярного стиля. Они отличались необычным оформлением и неожиданностью появления струй воды, обрызгивающих посетителей. В восточной части Нижнего парка имеется несколько таких фонтанов-шутих.

Фонтан-шутиха " Водяная дорога " (№ 15) расположен при выходе с площади от Римских фонтанов на Монплезирскую аллею. Он был создан по замыслу Петра I в 1721 году, но восстановлен только к 2001 году. Все 300 струй фонтана-шутихи включаются над аллеей ежедневно в 13.00, 14.00 и 15.00.

Фонтан-шутиха " Елочки " (№ 17) представляет собой несколько небольших металлических деревьев, которые появились в парке в 1784 году. Из сучков " Елочек" брызжут тонкие струйки воды из-за чего подойти к деревьям невозможно.

Фонтан-шутиха " Дубок " (№ 18) - композиция, состоящая из нескольких " водяных забав". Под сенью шестиметрового металлического дерева " растут" пять " тюльпанов" - фонтанчиков. Для желающих полюбоваться " Дубком", окутанным сотней струек, бьющих из каждой веточки, приготовлены две скамейки, но стоит лишь на них присесть, как из-за спинок мгновенно поднимается, накрывая сидящих, водопад струй. " Дубок" с золочеными листьями был сделан в 1735 году по проекту Б.К. Растрелли для фонтана " Дубовый" в Верхнем саду. Но в 1802 году он был установлен в Нижнем парке, приняв вид " натурального дерева" с зеленой листвой.

Фонтан-шутиха " Зонтик " (№ 19) - представляет собой массивный ствол, поддерживающий широкую кровлю. Под " Зонтиком" располагаются скамьи, но стоит лишь присесть на них, как посетитель оказывается отрезанным от окружающего шатром из 164 струй воды, бьющих из краев " Зонтика".

Бронзовый памятник Петру I находится на пересечении Марлинской и Монплезирской аллей. Он появился в Петергофе позднее всех других художественных памятников.

Скульптура была отлита по модели известного скульптора М. Антокольского и установлена в парке в 1883 году. Фигура Петра I полна властности и энергии. Император изображен в офицерской форме, в треуголке, ботфортах, с орденской лентой через плечо. Опираясь на палку правой рукой, он держит в другой руке подзорную трубу.

Скульптура установлена на высоком фигурном постаменте из красного гранита.

№ 16 - Несколько в стороне особняком расположен фонтан " Пирамида ". Он эффектно смотрится в перспективе аллеи на фоне зелени Нижнего парка. Основанием фонтана служит гранитный постамент с тремя мраморными ступенями, расположенный в центре квадратного бассейна, обрамленного мраморной балюстрадой с вазами.

Первое упоминание о водяной пирамиде появилось в 1721 году, когда по приказу Петра I архитектор Микетти подготовил чертеж, повторяющий версальский фонтан " Обелиск". Но в российском варианте водяная фигура имела не три, а четыре грани.

Фонтан " Пирамида" имеет достаточно сложную конструкцию распределения воды.

Семь ярусов пенящихся струй создают восьмиметровую водяную пирамиду, напоминающую триумфальные обелиски, воздвигавшиеся в честь побед русской армии и флота.

№ 12 - Вольеры - единственные сохранившиеся деревянные павильоны первой четверти 18 века. Они сохранили первоначальный облик, чудом уцелев во время Великой Отечественной войны.

Вольеры созданы в 1722 году по проекту Н. Микетти.

Вольер представляет собой крестообразный, вытянутый в плане деревянный павильон с куполом, завершенным световым фонариком. Почти вся площадь его фасадов занята полуциркулярными оконными проемами с рамами мелкой расстекловки. Стены вольеров отделаны серым туфом и раковинами, как часто обрабатывали в то время гроты и другие подобные сооружения.

В обоих Вольерах (птичниках) в 18 веке летом расставлялись и подвешивались медные золоченые клетки с соловьями, дроздами, канарейками, попугаями, колибри.

Сегодня в Вольерах находится музей, который открыт с 10.30 до 17.30 ежедневно.

№ 20 - Фонтан " Солнце " представляет собой довольно внушительный бассейн размерами 70х30 метров, окаймленный каменными плитами. В центре, возвышаясь над цилиндрическом постаментом, медленно вращается бронзовая колонна, высотой 3, 5 метра. На вершине колонны три золоченых диска, из краев которых бьют струи, разлетаясь во все стороны, словно солнечные лучи. Вокруг " греются" шестнадцать дельфинов, выбрасывая воду из раскрытых пастей.

Бассейн был устроен в 1717 году Леблоном и Браунштейном для зверинца Петра I. В пруду содержали лебедей и редких птиц.

В 1724 году этой части парка придали парадный характер, появился фонтан, измененный к концу 18 века Ю. Фельтеном.

В пруду была организована царская купальня, для чего он в течение 150 лет был окружен высокими стенами. Стены были украшены росписью, но все равно вносили диссонанс в парадный облик Нижнего парка, и в 1926 году они были разобраны, а фонтан " Солнце" предстал для всеобщего обозрения.

№ 21 - Шутихи " Скамейки " расположены по углам Монплезирского сада. Стоит лишь ступить на брусчатку перед скамьей, как прямо из-под земли поднимаются струи воды, окатывая незадачливых посетителей с головы до ног.

Петергофские фонтаны-шутихи - единственные действующие образцы " водяных забав", которых было немало в 17-18 веках в регулярных парках вельмож.

Перед южным фасадом Монплезира раскинулся Монплезирский сад, разделенный на четыре симметричные части (партеры) двумя пересекающимися аллеями. В месте пересечения этих аллей находится фонтан " Сноп " (№ 23).

Фонтан представляет собой мощный водомет, бьющий посреди глубокого круглого бассейна диаметром 21 метр.

24 струи вырываются из туфовой горки, напоминая своим рисунком тяжелые колосья снопа.

Из вершины постамента поднимается на 4, 5 метра ввысь центральная, 25 струя.

Вода из бассейна по пяти мраморным ступеням сливается в скрытый канал, создавая впечатление потоков, уходящих под землю.

В центре каждого партера, по углам Монплезирского сада, находится фонтан " Колокол " (№ 22). Каждый из четырех фонтанов декорирован золочеными бронзовыми статуями Аполлона, Вакха, Фавна, Психеи. Их метровые пьедесталы завершаются дисками с закругленными краями. Вода, проходя по трубе внутри пьедестала, соскальзывает по краям дисков прозрачными, словно вылитыми из стекла, колоколами. Это и определило их названия.

№ 9 - Дворец Монплезир получил традиционное название загородных построек того времени (от фр. mon plaisir - мое удовольствие).

Петр I любил Монплезир за его близость к морю и его соответствие совершенному жилищу просвещенного человека. Место для дворца и его планировка были выбраны императоро м.

Строительство и декоративная отделка дворца были закончены к 1723 году. В работе принимали участие архитекторы Леблон, Микетти, Браунштейн.

Общая протяженность здания с двумя флигелями - 73 метра. Шестнадцать застекленных арок придают галереям легкость и прозрачность.

Внутренняя планировка дворца отличается рациональностью, простотой и изяществом.

Перед морским фасадом Монплезира находится терраса, огражденная каменной балюстрадой, окаймляющей весь Монплезирский мыс. На его западной стороне установлена медная статуя Нептуна, отлитая в 1716 году по рисунку Петра I. Наивная по трактовке скульптура близка по манере исполнения к деревянной резьбе и является первой статуей светского содержания, исполненная в России.

Сегодня во дворце Монплезир находится музей, который открыт с 10.30 до 17.00, ежедневно, кроме последней среды каждого месяца. В дождливую погоду музей закрыт.

Стоимость билетов в музей: для взрослых граждан РФ - 150 руб., для школьников - 50 руб.; цена билетов в музей для иностранных граждан - 360 руб. и 180 руб. соответственно.

№ 10 - Музей " Банный корпус и кухня ". Режим работы музея: чт.-вт. с 10.30 до 17.00.

№ 11 - К западному флигелю Монплезира примыкает Екатерининский корпус. Он был построен по проекту Б.Ф. Растрелли в 1747-1754 годах по приказу императрицы Елизаветы на месте петровской оранжереи.

Название свое Екатерининский корпус получил потому, что именно отсюда 28 июня 1762 года будущая императрица Екатерина II тайно отправилась в Санкт-Петербург, где во главе с гвардией свергла своего мужа - Петра III.

Главный фасад Екатерининского корпуса обращен к Монплезирскому саду. Каменное крыльцо у входа украшено ажурными коваными украшениями, включающими монограмму Елизаветы Петровны.

Второй вход корпус с крыльцом находится на южном фасаде здания.

Интерьеры были созданы в 1785-1800 годах по проекту Д. Кваренги в классическом стиле. В Екатерининском корпусе находится девять помещений, образующие две параллельные анфилады.

С момента постройки Екатерининский корпус служил для пребывания " высочайших особ". Здесь проводились маскарады, карточные вечера, балы, приемы.

Сегодня в Екатерининском корпусе Петергофа находится музей, который открыт с 10.30 до 17.00, четверг - выходной.

№ 13 - С террасы перед Монплезиром можно увидеть пристань и здание музея Императорских яхт. Музей посвящен истории императорских яхт в России с 18 по 20 в.

В музее представлена коллекция предметов морского обихода Российских императоров: навигационные приборы, часы, сервизы.

Музей " Императорские яхты" открыт ежедневно с 10.30 до 18.00.

Стоимость билетов в музей: для взрослых граждан РФ - 30 руб., детям - 10 рублей; для иностранных граждан цена билета 140 и 70 рублей соответственно.

№№ 24, 25 - Фонтаны " Адам " и " Ева " находятся на Марлинской аллее, простирающейся вдоль морского берега на два километра. Эти фонтаны поражают своей многоводностью, разнообразием рисунка струй, скульптурным оформлением.

Фонтаны " Адам" и " Ева" отличаются друг от друга лишь помещенной в центре скульптурой, все остальное оформление у них одинаковое. Посреди восьмигранных бассейнов диаметром 17 метров на высоких каменных постаментах находятся скульптуры, выполненные из итальянского мрамора. Из груды туфа взмывают над каждой статуей под небольшим углом 16 струй.

Скульптуры для этих фонтанов были выполнены в 1718 году известным венецианским мастером Д. Банаццей.

Около фонтанов " Адам" и " Ева" находятся четыре трельяжные беседки.

№ 26 - Фонтан " Китовый " расположен рядом с большими партерными цветниками центрального ансамбля Нижнего парка. Посреди зеркальной глади над обширным фигурным бассейном (135х57 метров) поднимается на восемь метров ввысь полый внутри водяной столб. Вокруг него резвятся четыре позолоченных дельфина, выпуская из раскрытых пастей дуги струй.

Этот водоем был спроектирован Микетти по приказу Петра I. Но еще много лет он простоял в качестве пруда без всякого декора.

Только в 1740 году пруд декорировали фигурой сказочной " Рыбы-кит", вырезанной из дерева по модели К. Оснера, что и определило название фонтана. По бокам располагались свинцовые фигуры " морских быков".

В конце 19 века обветшавшая композиция была разобрана, фонтан был переделан и приобрел тот вид, который мы наблюдаем сегодня.

№ 27 - Львиный каскад расположен на аллее, ведущей к Эрмитажу, что и предопределило его прежнее название - Эрмитажный каскад.

По замыслу Петра I первый, Эрмитажный, каскад здесь возник в 1801 году. Он был построен из пудостского камня по проекту А. Воронихина. Каскад представлял со бой П-образный бассейн с водопадными уступами, декорированный восьмью фонтанными вазами и двумя бронзовыми фигурами львов.

В 1854-1857 годах А. Штакеншнейдер на месте обветшавшего Эрмитажного каскада построил П-образный гранитный бассейн длиной 30 метров, шириной 18, 5 метра. Бассейн был окружен колоннадой из 14 восьмиметровых колонн из сердобольского гранита с мраморными деталями.

Между колоннами каскада установили 12 беломраморных чаш - одноструйных фонтанов, вода из которых через 22 маскарона вытекала в бассейн. В центре бассейна установлена статуя " Нимфа Аганипа" работы Ф. Толь стого. Два бронзовых " сторожевых" льва располагаются по обе стороны от колоннады.

После Великой Отечественной войны от Львиного каскада остались лишь гранитный цоколь, часть колонн и несколько маскаронов. Реставрация была завершена лишь к 2000 году.

№ 15 - Эрмитаж в Петергофе послужил прототипом всех российских " эрмитажей", построенных в 18 веке.

Строительство Эрмитажа велось по проекту Браунштейна в 1721-1725 годах. Двухэтажное здание Эрмитажа высотой 11 метров стоит на сплошном массивном стилобате, подчеркивающем его легкость и изящество. Павильон окружен глубоким и широким рвом, стенки которого выложены из кирпича и окаймлены поребриком из светлого камня. Ров наполнялся водой, и через него был перекину т разводной мост.

Отличительной особенностью Эрмитажа являются окна и застекленные двери, занимающие собой большую часть фасадов. Вследствие этого второй этаж кажется почти прозрачным, а весь павильон напоминает хрустальную шкатулку.

Павильон был предназначен для увеселительного и уединенного времяпрепровождения лиц из ближайшего окружения " царской особы". В Эрмитаже обсуждались важные государственные дела. Эрмитажный зал служил литературным салоном.

На первом этаже Эрмитажа располагались вестибюль, кухня и буфетная с механизмом подъемного стола. За дубовой перегородкой находилась лесенка на второй этаж. Второй этаж представлял собой один зал 80 квадратных метров.

Особый интерес вызывала инженерная конструкция подъемного стола на 14 персон, что давало возможность вельможам трапезничать без присутствия слуг.

В годы Великой Отечественной войны фашисты разместили в Эрмитаже орудие, при этом часть северной стены была разрушена, были уничтожены интерьеры павильона и подъемный стол.

В 1952 году были проведены реставрационные работы в Эрмитаже. Он был первым музеем Петродворца, открывшимся после войны для обозрения.

Сегодня музей открыт с 10.30 до 17.00

Если двигаться от Эрмитажа вдоль залива, то перед взорами открывается Сад Венеры, который входит в ансамбль западной части Нижнего парка Петергофа. Фруктовый сад был распл анирован здесь в 1721-1724 годах. От морского ветра он защищен земляным валом с подпорной каменной стеной.

Земля для вала была взята из котлованов марлинских прудов, а массивная кирпичная стена, высотой более трех метров и имеющая 76 полуциркулярных ниш, протянулась на 250 метров и является одним из оригинальных декоративных элементов Петергофа.

По гребню вала проходит аллея, откуда открывается чудесный вид на залив и весь марлинский ансамбль Нижнего парка.

№ 14 - Марли - самый скромный из всех петровских дворцов Нижнего парка Петергофа. На каждом этаже здания по восемь комнат, интерьеры которых сравнительно небогаты. Название дворца восходит к наименованию резиденции французского короля Людовика XIV - Марли ле Руа, находившейся в 25 километрах от Парижа. До конца 18 века Марли соперничал с Версалем великолепием и мощью каскадов. Петр I провел несколько дней во французской резиденции и так загорелся идеей создать нечто подобное по красоте и величию, что даже название решил оставить от прототипа. Но во всем остальном западная или Марлинская часть Нижнего парка уникальна и по своему художественному оформлению, и по планировке.

Дворец Марли в Петергофе возводился одновременно с прудами проекту Браунштейна в 1720-1723 годах и первоначально планировался одноэтажным, но позднее был надстроен по приказу Петра I.

Изначально дворец Марли служил гостевым домиком для знатных особ, останавливающихся в Петергофе, после смерти Петра I он стал мемориальным музеем, где хранились книги, мебель, посуда и личные вещи императора.

В годы Великой Отечественной войны все экспонаты музея-дворца Марли были эвакуированы, а сам он получил серьезные повреждения, но уже к 1982 году все реставрационные работы были окончены и музей распахнул свои двери для первых посетителей.

Сегодня музей открыт с 10.30 до 17.30 по Вт.-Вс.

№ 30 - Фонтаны " Клоши " или " Тритоны ". Каждый из них представляет собой фигуру мальчика-тритона, стоящего на коленях и держащего над головой большую чашу, с которой пеленой стекает вода.

Фигуры для этого фонтана были перенесены сюда в 1721 году с Большого каскада. Но во время Великой Отечественной войны оны были уничтожены.

В 1954 году фонтаны " Тритоны" были воссозданы скульптором А. Гуржием.

№ 29 - У подножия каскада " Золотая гора" симметрично расположены два одинаковых фонтана - " Менажерные " (т.е. экономные). При кажущемся обилии воды художественный эффект достигается при очень экономном ее расходовании.

Секрет устройства этих фонтанов заключается в том, что вода бьет из труб с двойными стенками, поэтому водяные столбы диаметром в тридцать сантиметров кажутся сплошными, а на самом деле они полые внутри.

" Менажерные" фонтаны были созданы в 1722-1724 годах.

№ 28 - История " Золотого " или " Марлинского" каскада восходит к 1721 году, когда Петр I приказал соорудить в западной части Нижнего парка каскад, подобный увиденному им в Марли.

Проект каскада был создан Микетти. К 1732 году кирпичный остов водопадной лестницы б ыл готов, ступени были обшиты досками, раскрашенными под мрамор, сверху были помещены маскароны. Работы велись под руководством Земцова. Он закрыл подступенные стенки медными золочеными листами, что нашло отражение в названии каскада " Золотая гора".

Постепенно декор каскада обогатился 16 статуями, выполненными сначала из золоченого дерева, потом из свинца и замененными в последствии копиями с античных оригиналов, вырубленными в Италии из карарского мрамора.

В 1870 году архитектор Н. Бенуа произвел реставрационные работы, облицевав кирпичные водопадные ступени каскада мрамором.

Четырнадцатиметровая мраморная лестница каскада " Золотая гора" из 21 ступени поднимается по склону на фоне темной еловой зелени. Над ступенями высится аттик с мраморными статуями Тритона, Нептуна и Вакха. Вода выплескивается из ртов золоченых маскаронов морских чудищ. В центре бассейна у подножия каскада находится скульптура богини весны Флоры.

Вот и завершилась наша краткая экскурсия по Петергофу. Надеемся, что данный путеводитель помог вам насладиться красотой дворцов, парков и фонтанов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психосоматика смещения позвонков, и искривлений позвоночника | А) Сим-сим, откройся;
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.037 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал