Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика как основное направление работы психолога с детьми с ЗПР
Исследование психики ребенка проводится поэтапно – от изучения практического требования до выработки рекомендаций. 1. Изучение практического требования. Это требование поступает к психологу в виде запроса учителей, родителей или самих учащихся. Следует заметить, что во многих случаях жалобы носят чрезвычайно расплывчатый, неопределенный характер. Поэтому потребуется проведение специальной беседы. Она имеет и дополнительное значение – служит для сбора первичной информации о ребенке. На этом этапе психологу важно уметь задавать правильные, целенаправленные, точные вопросы, что является существенной предпосылкой всякой диагностики. 2. Формулировка психологической проблемы. Запрос или требование, предъявляемые практикой, необходимо перевести в психоаналитический аспект: сбор и изучение всей информации об ученике в процессе наблюдений за ребенком на уроках, во время перемены, внеклассных мероприятий, бесед с классным руководителем, другими учителями, родителями, товарищами. Психолог обязательно обращается также к данным «личного дела» школьника. В таком «личном деле» фиксируются все результаты психологических обследований, случаи обращений к школьному психологу, ход диагностической и коррекционной работы. 3. Выдвижение гипотез о причинах нарушений в развитии. Следует помнить, что в ходе исследования необходима гибкая тактика. Психолог на основании новых данных и дополнительных сведений, полученных в результате выполнения школьником того или иного задания, может менять при необходимости исходные гипотезы и формулировать новые. 4. Выбор материала исследования. Это один из наиболее сложных этапов. Известно, что в психологии существуют два основных подхода к диагностике индивидуальных особенностей: количественный, основанный на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статистических закономерностей, и качественный, ориентирующийся на индивида как на уникального, неповторимого человека, с учетом предпосылок множественной детерминации психических явлений и многозначности каждого получаемого психологического факта. В психологической службе важно сочетание этих подходов. 5. Формулировка психологического диагноза. Диагноз ставится не только по результатам психологического обследования – их обязательно надо сопоставить с тем, как выявленные особенности проявляются. Большое значение при постановке диагноза имеет возрастной период полученных данных, причем анализ дается с учетом зоны ближайшего развития ребенка. 6. Разработка рекомендаций. Программы психологической помощи детям с ЗПР обычно состоят из двух частей – психологической и педагогической. Комплексная программа психодиагностического исследования строится исходя из оценки личности ребенка в целом, но с учетом специфики его развития (умственная отсталость или ЗПР). При ее построении учитывается тот факт, что психодиагностическая работа имеет психологическое воздействие на ребенка и от того, как компетентно будет построена система психодиагностического обследования, будет зависеть эффективность консультационной и коррекционной работы. К наиболее типичным ошибкам психодиагностической практики могут быть отнесены поиски идеальной методики и коллекционирование методик. В первом случае специалисты пытаются найти методику, которая идеально подходила бы для решения любой психодиагностической задачи. Во втором – собирается максимально возможный набор методик, без учета того, что они должны оптимально соответствовать решаемой задаче и составлять целостную систему. Комплексная программа психодиагностического исследования строится исходя из оценки личности ребенка в целом, но с учетом специфики его развития (умственная отсталость или ЗПР). При ее построении учитывается тот факт, что психодиагностическая работа имеет психологическое воздействие на ребенка и от того, как компетентно будет построена система психодиагностического обследования, будет зависеть эффективность консультационной и коррекционной работы. На этом основании была определена последовательность психологического обследования личности ребенка с учетом связи психодиагностической и психореабилитационной деятельности в целом: 1) знакомство с ребенком; 2) знакомство с документацией; 3) использование специальных психологических методик исследования ребенка и интерпретация полученных данных; 4) оформление заключительных выводов и определение основных направлений психоконсультационных и психокоррекционных воздействий.
|