Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления психокоррекции при работе с детьми с ЗПР
Психокоррекционная работа с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР), должна начинаться с момента их поступления в специальную школу и иметь две основные задача оказывать помощь в преодолении их специфической незрелости и содействовать в разрешении индивидуальных и межличностных проблем. Целенаправленное проведение игровых занятий создает оптимальные условия для развития потребностно-мотивационной сферы детей, облегчает процесс адаптации к новым условиям. Занятиям игровой деятельностью отводилось специальное время от одного до двух с половиной часов два раза в неделю. Они проходили под руководством психолога в недирективной форме. Игровые группы формировались таким образом, чтобы всегда имелась ведущая игровая диада, к которой подключались дети с менее развитой игрой деятельностью. Детям была предоставлена возможность организовывать сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации практически на любой сюжет, проецировать в игровую ситуацию все свои проблемы, связанные как со школьными трудностями, так и с самыми разными сферами своей жизни. Особое значение имеет применение игровой деятельности в работе с детьми, предрасположенными к развитию дезадаптивных форм поведения и демонстрирующими негативное отношение к учению. Именно сюжетно-ролевая игра может способствовать постененному формированию у ребенка положительного отношения к реальной школьной жизни, что, в свою очередь, будет стимулировать развитие у него интереса к учению и повышение успеваемости. На основании имеющегося опыта профилактической и психо-коррекционной работы в специальной школе для детей с ЗПР мы выделяем следующие ее этапы 1. Диагностика личностных особенностей ребенка, его межличностных отношений с точки зрения возможностей возникновения зон психологической напряженности. 2. Диагностика адекватности проводимых воспитательных воздействий в семье и школе психологическим особенностям учащегося 3. Психокоррекционная работа с ребенком и повышение психологической грамотности родителей и учителей: - индивидуальное и групповое обсуждение психологических проблем учащихся; - прослушивание лекционных циклов об особенностях детей с ЗПР в целом, об общих чертах детей данного класса (школы), формирующих у родителей адекватное восприятие своих детей; - проведение индивидуальной и групповой психотерапии с семьями детей; - создание постоянно действующих групп профессионального роста для учителей; - проведение дважды в год педагогических консилиумов. 4. Повторная диагностика зон психологической напряженности у учащихся для оценки результативности психокоррекционных мероприятий. Успешность индивидуальной психокоррекционной работы с детьми данного возраста во многом определяется умением психолога создать атмосферу доверительности и открытости, сопереживания с учеником его проблем. Психолог использует индивидуальные и групповые методы коррекции по типу социально-психологического тренинга, которые направлены на формирование у школьников чувства собственной ценности, уважения к личности другого, на выработку навыков адекватного самовыражения. Формирующееся в процессе психокоррекционных занятий позитивное восприятие себя и партнеров по общению устраняет у детей негативное и агрессивное отношение к окружающим людям.
|