Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивные подходы






Одной из самых известных теорий данного направления является “теория социальной идентичности ”, окончательно утвердившая свое название в работах Г. Тэджфела и его последователя Дж. Тэрнера. Представители данной теории, соглашаясь с положением о том, что несовместимость целей групп является достаточным условием возникновения между ними враждебности и конфликта, возражали против того, что данное условие необходимо. В ходе экспериментов были получены подтверждения этого положения. Кроме того, было выявлено, что элементы межгрупповой дискриминации возникают при отсутствии сколько-нибудь значимых факторов (наличие взаимодействия, выигрыша, конфликта и т.п.), а иногда даже и вопреки “утилитарным” интересам группы. Единственным постоянно действующим фактором оставался факт принадлежности к группе. Таким образом, осознание индивидом факта группового членства (групповая, или социальная идентичность) являлось главной детерминантой благоприятствования своей группе и дискриминации чужой. Установление различий в пользу собственной группы является единственным условием дискриминации чужой группы. Межгрупповая дискриминация признается связанной с рядом других (кроме социальной категоризации) когнитивных процессов и в определенном роде представляет их логичное и обязательное завершение. Можно выстроить следующую цепочку таких процессов, закономерно следующих друг за другом: социальная категоризация – социальная идентификация – социальное сравнение – межгрупповая дифференциация – межгрупповая дискриминация. Логика рассуждения более полно раскрывается в следующих положениях теории социальной идентичности (Тэджфел, Тэрнер). По мнению авторов теории, любые проявления межгруппового взаимодействия укладываются в рамках двух полюсов: взаимодействие, полностью определяемое межличностными отношениями (беседа влюбленных на скамейке) и взаимодействие, полностью детерминированное фактом группового членства (например, конфликт полицейского с пикетом забастовщиков). В связи с этим фактором, детерминирующим поведение личности, является его личностная или социальная идентичность, представляющие собой две подсистемы единой когнитивной системы – “Я-концепции”. Личностная идентичность относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных, нравственных черт. Социальная (или групповая) идентичность определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям и складывается из тех аспектов образа “Я”, которые вытекают из восприятия себя как члена определенных социальных групп. В целях приспособления к различным ситуациям “Я-концепция” регулирует поведение человека, делая более выраженным осознание либо социальной, либо личностной идентичности. Индивиды стремятся к сохранению или повышению своей самооценки, то есть к положительному образу. При этом факт принадлежности к определенной группе, обладающей высоким или низким статусом в обществе, влияет на уровень этой самооценки. В свою очередь, оценка своей группы определяется через сравнение ее с другими группами по ряду ценностно значимых параметров.

Существуют, по меньшей мере, три класса переменных, которые оказывают влияние на межгрупповую дифференциацию в конкретных социальных условиях, а именно: 1) индивиды должны осознавать свою принадлежность к группе как один из аспектов своей личности, идентифицировать себя с релевантной им группой; 2) социальная ситуация должна предполагать возможность и необходимость межгруппового сравнения, которое позволяет выбирать и оценивать значимые качества; 3) другая группа должна рассматриваться как релевантный (соответствующий) объект для сравнения. Целью дифференциации является достижение или сохранение превосходства над аутгруппой по некоторым параметрам, то есть любой акт сравнения и дифференциации уже потенциально является актом соперничества. Когда социальная идентичность не удовлетворяет членов группы, они стремятся либо покинуть группу, либо присоединиться к более высоко оцениваемой группе. В последующих экспериментах (Тэрнер, 1984) было выявлено, что успех деятельности группы (наличие выигрыша) не является необходимым условием роста групповой сплоченности, а неуспех приводит к росту дезинтеграции группы. В этом плане неудача или успех рассматриваются участниками группы как их “общая участь”, увеличивающая их сходство, а тем самым, и внутригрупповую сплоченность. По взглядам представителей когнитивистской ориентации, не всякое кооперативное взаимодействие приводит к смягчению (или устранению) межгрупповой дискриминации, и наоборот, конкурентное взаимодействие – к конфликту между группами. По мнению Уорчела, самый лучший способ уменьшить межгрупповой конфликт и дискриминационные проявления – упразднить (нивелировать) различия между группами. Представителями направления в ряде экспериментов подтверждено и такое важное положение, что межгрупповое сравнение должно рассматриваться как стоящее над и вне межличностных факторов в предсказании социального поведения в групповом контексте. С позиций теории социальной идентичности предпринимаются попытки осмысления и некоторых языковых тенденций. Так, выявлено (Болл, Дарроч, Дуаз), что в некоторых случаях фактор языковой общности выступает главным основанием для социального сравнения и восприятия позитивного отличия своей группы от чужой, а выраженность диалектных форм речи значимо коррелирует с типом взаимодействия (в условиях кооперации люди старались уменьшить различия в произношении, соревнование же вело к подчеркиванию различий). Кроме того, высказываются мнения (Г.Джайлс, П.Джонсон), что негативная этническая идентичность оказывает большое влияние на человека в плане его отказа от языковых норм своей этнической группы и усвоении обычаев доминирующей группы. Однако все проведенные в рамках данной теории эксперименты и их результаты подвергаются серьезной критике. Так, следует принять во внимание то, что конфликт обеспечен, если не будут устранены различия между группами, то надежд на разрешение конфликта с использованием других средств и путей попросту не остается. Нельзя согласиться и с определением группы, данным Тэджфелом, которое предполагает автоматическую идентификацию человека с группой при одном лишь осознании общности какого-либо формального основания (например, принадлежность к одной расе для богатых и бедных чернокожих – еще не повод для психологического определения ими себя как принадлежащих к одной группе). Кроме того, в экспериментах не было достаточно уделено внимания тому, чтобы убедиться, что каждый из людей, на время эксперимента помещенный в группу, идентифицирует себя именно с этой группой и именно по интересующему исследователя параметру. Главный недостаток сводится к практическому исключению действительно социального контекста из исследования (как следствие – социальное начинает объясняться через психологическое), а также признание неизбежности установления позитивно валентных различий в пользу своей группы как универсальной закономерности социальных отношений вообще.

55. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ИНГРУППОВОЙ ФАВОРИТИЗМ, АУТГРУППОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ, ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ, СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ, ГРУППОВАЯ КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ, ДР.

Ингрупповой фаворитизм (от греч. favor благосклонность) стратегия межгруппового поведения, основанная на тенденции благоприятствовать своей группе (ингруппе) в ущерб другой (аутгруппе). Показано, что эта стратегия может не проявляться, если существуют более общие (надгрупповые) цели и ценности, при явности используемых критериев оценки и др. Противоположен аутгруппому фаворитизму. Автор Г.Тэджфел. Синоним внутригрупповой фаворитизм.

Аутгрупповая дискриминация является основным средством формирования и поддержания сплоченности и стабильности ингруппы: если возникающая в ходе ингруппового взаимодействия агрессия не найдет выхода, она разрушит ингруппу. Поэтому аутгрупповая агрессия является универсальным и неизбежным спутником межгруппового взаимодействия.

Этнические предубеждения проявляются на уровне межличностных отношений. Однако нельзя упускать из виду межгрупповой уровень, уровень общественных отношений, который опосредует уровень межличностных отношений, влияя на характер протекания последних. Проявление предубеждений у человека всегда сопряжено с отнесением оцениваемого индивида к определенной социальной категории. Таким образом, только на пересечении группового и индивидуального уровней взаимодействия между людьми проявление негативного отношения может рассматриваться как этническое предубеждение. Из этого следует, что как таковая ситуация межгрупповых отношений, даже при существовании объективного конфликта между группами, не может считаться достаточной для проявления предубеждений, как и ситуация, в которой один человек является соперником для другого в каких-то его личных интересах. Необходимо, чтобы индивид воспринимал опасность как исходящую именно от чужой группы, или от представителя этой группы. Если конфликт существует между группами, то необходимо определить фактор, который способствует восприятию подобного объективного конфликта как значимого для индивида.

Стереотипизация – это построение образа на основе уже существующего, устойчивого представления, например, о членах определенной социальной группы. Стереотипизация имеет два различных следствия. С одной стороны она упрощает процесс построения образа другого человека, сокращает необходимое на это время. С другой стороны – при включении этого механизма может произойти сдвиг в сторону какой-либо оценки воспринимаемого человека и тогда это порождает предубеждение или, напротив, переоценку реальных свойств объекта восприятия.

Стереотипы конкретны. Они влияют на принятие решение нередко вопреки логике. В зависимости от характера установки (позитивной или негативной) стереотипы подсказывают одни доводы и вытесняют другие, противоположные первым. Стереотипы бывают: положительными, отрицательными и нейтральными (стереотипы «известности, но безразличия»).

Каузальная атрибуция (от лат. causa – причина и attribuo – наделяю) — феномен социального взаимодействия, автор — Ф. Хайдер. Интерпретация индивидом причин поведения других людей. Под действием мотивационных факторов существенно отклоняется от логически обоснованных форм. В исследованиях выявлены отдельные закономерности каузальной атрибуции, в частности следующая: если неудачи приписываются внешним событиям, а удачи — внутренним, то это оказывает мотивирующее влияние на деятельность. [Аналогично для межгрупповых взаимоотношений].

Исследования каузальной атрибуции в широком смысле слова рассматриваются как изучение попыток «рядового человека», «человека с улицы» понять причину и следствие тех событий, свидетелем которых он является.

Иными словами, акцент делается на так называемую «наивную психологию», на ее интерпретацию «своего» и «чужого» поведения.

56. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОХОДЫ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ, ЭФФЕКТЫ И ПРЕОДОЛЕНИЕ

Предубеждение - это негативная, неблагоприятная установка к группе или ее индивидуальным членам; она характеризуется стереотипными убеждениями; установка вытекает больше из внутренних процессов своего носителя, чем из фактической проверки свойств группы, о которой идет речь.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал